Татьяна ХОРОШИЛОВА: «Для меня важно, когда загораются глаза учеников!»

Учитель математики и информатики карагандинской школы Татьяна Хорошилова сочетает в себе роль педагога, исследователя и… видеоблогера. Более 5 лет учитель ведет свой авторский канал «Life Math» в Youtube, а также является автором научного шоу «Нескучная математика». Ее творчество, неординарный подход в преподавании и значительный вклад в развитие STEAM-образования в стране не остались не замеченными. В 2021 году Татьяна Хорошилова стала победительницей республиканского конкурса «Лучший педагог-2021».

Ютуб-канал – в помощь детям

Вот уже более 20 лет Татьяна Хорошилова работает учителем математики и информатики, в настоящее время трудится в общеобразовательной школе имени Нуркена Абдирова г. Караганды. Признается, что после получения высшего образования в КарГУ в 1999 году не сразу нашла себя в педагогике, попробовав сначала поработать в IT-сфере и бухгалтерии.

– Чем меня привлекла профессия учителя? В школе ты постоянно находишься в окружении детей, коллег, родителей, встречаешься, общаешься, видишь разные интересные характеры и судьбы. Учитель от этого тоже наполняется мудростью, ведь дети нас учат многому. Когда ты помогаешь ребенку найти свой путь, открываешь новые горизонты своего предмета, это дает большое вдохновение. И профессия учителя – творческая, особенно сейчас, несмотря на сложное, но полное возможностей время. У нас широкий спектр новых образовательных технологий, инструментов, чтобы сделать урок познавательным, интерактивным и интересным для учеников, – считает Татьяна Александровна.

Постоянный поиск новых форм и методов уроков привел героиню нашего выпуска к созданию видеоуроков. В 2017 году Татьяна Хорошилова примерила на себе роль блогера и ведущего, открыв канал «Life Math» на платформе Youtube.

– Когда начинала, конечно, сомневалась, стоит ли начинать, а вдруг не получится? Все мои сомнения развеяли мои ученики, которые сразу меня поддержали, первыми подписались на канал «Life Math». В свободное от уроков время писала сценарий, сама же снимала, выступала ведущей, обрабатывала фото, делала монтаж видео. Помню, после первого выпуска на канале ученики горячо обсуждали мой урок, им очень понравилось. Самое плодотворное время ютуб-канала выдалось во время пандемии, когда детям нужны были видеоуроки. Я снимала для своих учеников, чтобы они, несмотря на онлайн-обучение, не отставали по темам и занимались с интересом, – говорит учитель.

Параллельно Татьяна Александровна вела свой блог в Instagram, где делилась своими советами, формулами и методическими наработками. Еще одним крупным творческим проектом карагандинского педагога стало шоу «Нескучная математика».

– Идея шоу пришла спонтанно, на уроке. Мои ученики предложили провести математику с элементами стендапа. Это модное молодежное направление с элементами юмора. На самом деле, не просто шутить на научные темы. И мы решили сделать это в виде научного шоу, где дети свободно рассуждают на темы математики, придумывают забавные номера и шутки. Мы провели серию выпусков. На таких шоу я вижу, что дети веселятся и с удовольствием учат математику!

Направление – STEAM-видеоуроки

На протяжении нескольких лет Татьяна Хорошилова серьезно исследует и продвигает STEAM-технологии в масштабах школ страны. В 2020 году, пройдя конкурсный отбор, в составе команды учителей школы имени Н.Абдирова стала участницей международного проекта «Tanym».

– Компания «Caravan of Knowledge», которая занимается продвижением STEAM-образования в Казахстане, объявила конкурс на создание лучших STEAM-видеоуроков. Во время пандемии мы, команда учителей, приезжали в школу и снимали в студии свои уроки. Всего отсняли 15 STEAM-видеоуроков, которые были размещены на образовательной платформе «Caravan of Knowledge», – рассказывает педагог.

На вопрос, чем отличается STEAM-видеоурок от обычного, Татьяна Александровна отвечает: привлечением знаний из нескольких предметов и элементами исследования.

– Например, при изучении темы «Квадратичная функция и ее график» на традиционном уроке алгебры в восьмом классе ребята узнают формулы для расчета координат вершины параболы точек пересечения с осями координат и других точек параболы, учатся ставить эти точки на прямоугольной системе координат, определять направление ветвей параболы по ее формуле и другие свойства. На STEAM-уроке алгебры кроме вышеперечисленных навыков ребята узнают о том, что парабола является универсальной траекторией движения, начиная от мяча, брошенного школьником, заканчивая движением космических тел во Вселенной. То есть учитель знакомит учащихся с тем, как данная тема алгебры связана с физикой и астрономией и с практической жизнью человека. На STEAM-уроках дети учатся из картона клеить параболоид, из него строить параболическую антенну, которая принимает и усиливает любой сигнал. Также ребята узнают об оптических свойствах параболы, применяемых в жизни растений и животных. Например, в Арктике из-за недостатка тепла и света многие цветы имеют форму параболоида для того, чтобы в чаше цветка лучше накапливалась тепло, ведь там созревают семена и греются насекомые. Таким образом, ученик с разных сторон изучает одну тему, где у него включаются разные виды мышления, при этом не углубляясь в разные дисциплины, – объясняет Татьяна Хорошилова.

Карагандинский учитель в рамках проекта прошла годичное обучение по международной программе сертификации STEAM-тренеров, получила соответствующий сертификат, который позволяет ей обучать казахстанских коллег инновационным методам образования. Татьяна Хорошилова – автор методического пособия «Внедрение элементов SТЕМ-технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательной школы», которое используется при обучении педагогов школ Казахстана.

Лучший педагог 2021 года

Апофеозом достижений учителя стало участие и победа в республиканском конкурсе «Лучший педагог-2021». Татьяна Александровна вспоминает, как проходили этапы отбора конкурса.

– Сначала был школьный этап, где главное – собрать все свои достижения, грамоты, методические наработки, достижения учеников, видеоуроки за последние 5 лет, учителю нужно написать эссе, аналитический отчет, создать видеоролик-визитку. Затем мое портфолио направляется на городской этап. Далее моя работа проходит на областной этап, где, изучив мои достижения, со мной связались, сказав, что меня представят на республиканском этапе конкурса. Здесь уже начинается большая работа, все портфолио необходимо перевести в цифровой формат. За каждое достижение конкурсная комиссия республиканского уровня присваивает балл. Чем больше достижений, тем больше баллов. Помню, я была очень рада, узнав, что победила! – рассказывает Татьяна Хорошилова.

Учитель математики и информатики активно участвует в тематических конференциях и съездах. Например, выступила на недавнем Республиканском съезде учителей математики. По мнению Татьяны Александровны, предмет математики нужно преподавать в школах с большим интересом для детей, осваивая и применяя новые игровые формы и технологии. По ее словам, современные процессы, происходящие в образовании и в мире, одних пугают, а другим дают огромные возможности для творчества и проявления себя. Татьяне Александровне посчастливилось на собственном педагогическом и жизненном опыте испытать процессы модернизации образования, смены образовательной парадигмы и внедрения множества инновационных технологий, методик, приемов.

– Сейчас много отвлекающих факторов у детей: гаджеты, компьютеры, захватывающие игры. Это все ярко, интересно и захватывает внимание детей. Современному учителю нужно идти в ногу со временем, быть интересным, чтобы к нему потянулись дети. Некоторые мои коллеги говорят, что сделать уникальным и интересным каждый урок невозможно, когда у тебя 16 уроков в неделю, еще и классное руководство. Но не обязательно каждый урок делать ярким. Важно дарить ученикам незабываемые моменты, чем-то выделить хотя бы один урок, чтобы дети помнили его всю свою жизнь! – считает педагог.

Несмотря на бурную исследовательскую и творческую деятельность, Татьяна Александровна продолжает все свое внимание и время посвящать урокам и беседам с детьми.

– Самое прекрасное в моей работе – это уроки. Хороший урок – это когда ты заходишь в класс и видишь глаза детей. Когда объясняешь тему, замечаешь, как их глаза загораются необычным светом, как лампочки! Это незабываемые ощущения! И знаете, даже если не весь класс, хотя бы несколько глаз удалось зажечь, я ухожу с уроков удовлетворенная, счастливая. Значит, моя миссия как учителя выполнена!

Путеводной звездой для Татьяны Александровны, как она признается, всегда была фраза великого педагога и историка Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

– Поэтому во главу всей своей деятельности всегда ставлю интересы, склонности, мечты своих учеников. Стараюсь общаться с ними помимо уроков, участвовать вместе с ними в различных мероприятиях, конкурсах, акциях, челленджах. Воспитание – это присутствие рядом и совместные дела. Все это позволяет настроиться на одну волну с ребятами, лучше чувствовать их! – уверена учитель.

 

Отзывы коллег и учеников

Шарбат Келесбаева, замдиректора общеобразовательной школы имени Нуркена Абдирова г. Караганды:

– Татьяна Александровна – творческий человек с активной жизненной позицией. Она регулярно распространяет свой педагогический опыт в сетевых сообществах учителей. Уровень уроков, качество знаний и результативность работы по математике и информатике – на высоком методическом уровне. В 2016-2017 учебном году Татьяна Александровна провела открытый онлайн-урок геометрии в 9 «Б» классе, который получил высокую оценку учителей города. Также под руководством Татьяны Хорошиловой учащиеся школы проводят исследовательскую деятельность и занимают призовые места в конкурсах проектов «Дарын», ассоциированных школ ЮНЕСКО и других. Татьяна Александровна постоянно стремится к росту профессионального мастерства, активно участвует в вебинарах, в городских, областных, республиканских и международных конкурсах.

Гульнара Калкаманова, руководитель школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла:

– Хорошилова Татьяна Александровна отлично владеет инновационными методиками преподавания и успешно применяет их в своей деятельности. Постоянно осуществляя самостоятельный поиск, разработку и практическое воплощение новых идей в своей работе, она делится своим опытом через открытые уроки, вебинары и конференции. Татьяна Александровна уделяет большое внимание самореализации своих учеников, которые занимают призовые месте на различных конкурсах и олимпиадах. Это большой труд учителя! Например, ее ученица Шевелева Вероника заняла первое место в международном математическом конкурсе «Осенний олимп-2015». Также под ее руководством ученики Д.Каширин и С.Капралов разработали интересный проект по созданию компьютерной игры с элементами математики, который занял 3 место в республиканском конкурсе исследовательских проектов школьников «Дарын».

 

Ангелина Петручик, ученица:

– Если бы вы спросили, кто самый лучший учитель в нашей школе, то однозначно – Татьяна Александровна! Она всегда проводит интересные уроки по математике, заинтересовывает новыми технологиями, хорошо и доступно объясняет темы. Благодаря ее методам обучения я смогла получить хорошие знания по алгебре и геометрии, на «отлично» справляюсь со всеми заданиями. На уроках Татьяны Александровны всегда есть место творчеству. Благодаря ее поддержке у меня появилась возможность поучаствовать в международном проекте «Tanym» образовательной компании «Caravan of Knowledge». Я была соведущей STEAM-видео – уроков. Я научилась держать себя перед камерой, натренировала дикцию и узнала, как создается видеурок. Выражаю Татьяне Александровне безграничную благодарность за внимание и желаю новых высот и успехов в работе!

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий