Традиционные и современные методы обучения естественным наукам

Введение

Работа в ДОУ и в школах открывает возможности познать разные стороны педагогической деятельности и значительно расширить свои представления об организации воспитательного и учебного процессов, а также познакомиться с различными техниками и приемами развития детей.

Педагогическая деятельность актуальна для профессии эколога. Такая работа теоретического, практического и методического характера позволяет сформировать соответствующие умения по организации и проведению экологической деятельности с дошкольниками и школьниками, что намного повышает уровень работы в данном направлении уже в качестве педагогов.

Формирование основ естественно-научных знаний у детей способствует сложению целостной картины мира. Следует развивать предпосылки диалектного мышления, формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами окружения, способствовать формированию эмоционально-нравственного, практического отношения к окружающей природе.

Обучение дошкольников и школьников производится с помощью различных методов. Как правило, они подразделяются на две категории: традиционные и современные.

Цель работы: рассмотреть традиционные и современные методы обучения.

Задачи:

-раскрыть понятие «метод обучения»;

-познакомиться с традиционными методами обучения;

-познакомиться с современными методами обучения.

Метод обучения  процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка [2].

Метод обучения  сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы [3].

Глава 1. Традиционные методы обучения естественным наукам

Целью традиционных методов является сообщение обучающемуся новых знаний и доведение до него актуальной информации по какой-либо дисциплине. Основываются такие методы на деятельности информативно-иллюстративного характера со стороны преподавателя и деятельности репродуктивного характера со стороны обучающегося.

Обучающийся знакомится с неизвестной ему раньше информацией, а в процессе осмысления использует новые пути действий и рассуждений. Затем, решая соответствующие задачи, применяет полученные знания на практике [5].

Основным недостатком традиционных методов обучения является то, что обучающийся получает знания-шаблоны, которые легко забываются и не могут быть применимы к другим типам проблем и задач. Несмотря на это, традиционные методы активно использовались и продолжаются использоваться преподавателями [9].

К традиционным методам обучения относятся: лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, упражнения, взаимообучение, лабораторная работа, практика и самостоятельная работа.

Лекция

Лекция является методом устного изложения учебного материала и подразумевает словесное предоставление практических или теоретических проблем в развернутом виде.

Чтобы проводить лекции преподаватель должен хорошо владеть излагаемой им проблемой и иметь достаточный педагогический опыт [1].

Лекции подразделяются на несколько видов: по содержанию и характеру учебного процесса. По содержанию: вводная лекция; обзорная лекция; эпизодическая лекция. По характеру учебного процесса: информационная лекция; проблемная лекция.

Рассказ

Рассказ является особой формой изложения фактических данных в виде описания или повествования. Отдельное внимание в рассказе необходимо направлять на тематику и подачу предлагаемых фактов, применение наглядных инструментов обучения и подведение обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно делали обобщения и выводы [1].

Метод рассказа применим при взаимодействии с обучающимися любых возрастных категорий, однако наибольшим эффектом в плане обучения и развития рассказ обладает при работе с детьми младшего школьного возраста, которые накапливают массу фактических данных и более предрасположены к абстрактно-образному мышлению [5].

Эффективность рассказа будет повышена, если применять этот метод в комплексе с иллюстрациями. Особенно важно это для дошкольников, чтобы максимально сконцентрировать их внимание на теме занятия. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как педагог вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. Так, например, преподаватель применяет этот метод для сообщения причин отличий комнатных растений от дикорастущих; различий природы в отдаленных географических зонах и о многом другом.

Беседа

Беседа является одним из самых древних методов обучения, т.к. она использовалась еще древнегреческими философами.

Положительные качества этого метода состоят в том, что он:

направляет мысль обучающегося, заставляя следовать за ходом мыслей преподавателя;

активизирует мыслительный процесс;

служит прекрасным способом проверить, насколько качественно усвоены знания или навыки;

развивает познавательную способность обучающихся [1].

Беседы могут различаться – они могут иметь разное назначение. Существуют разные типы бесед. Вводная беседа (перед началом занятия), с ее помощью можно выяснить степень ранее полученных знаний детей и то, как они понимают задачу предстоящего занятия. Сообщающая беседа используется для донесения новых знаний детям. Контрольно-коррекционная беседа, используется в целях диагностики знаний или тогда, когда требуется дополнить, уточнить или развить эти знания [9].

В процессе беседы преподаватель обязан тщательным образом продумывать содержание своей беседы и ее цель, а также быть в состоянии составить ряд вопросов и придать им верную формулировку [10].

Применение бесед на практике показало, что наиболее активно и интересно этот процесс проходит, если поставленные преподавателем вопросы мотивируют обучаемых к мысли, сравнениям и сопоставлениям.

Что касается конкретно детей дошкольного и школьного возрастов, то для развития беседы необходимо действовать с помощью наводящих вопросов. Уровень полученных ранее знаний у детей рознится, но задача педагога построить беседу так, чтобы мнение каждого ребенка было учтено и грамотно донести суть занятия. Так, например, при изучении темы «Зимние изменения в природе» можно задать такие вопросы: какие признаки наступления зимы вы знаете? Какие основные приметы зимы вы наблюдали? Каково главное отличие зимы от осени?

Объяснение

Объяснение заключается в том, чтобы раскрыть смысл какого-либо явления, процесса или факта.

В основном к объяснениям прибегают, когда изучаются теоретические основы каких-либо дисциплин, раскрываются коренные причины и следствия природных явлений и социокультурной деятельности человека.

Основное место в объяснении отводится приемам рассуждений и доказательств, ведь объяснение предполагает не только ответ на вопрос относительно чего-либо «Что это?», но и разъяснение: «Зачем?», «Как?», «Почему?» и т.п. Но, одновременно с этим, преподаватель должен придерживаться принципов логичности, точности, краткости и четкой формулировки понятий и выводов [9].

В качестве метода обучения объяснение применяется с обучающимися любых возрастных групп. Для дошкольников этот метод необходимо преподносить, грубо говоря, «по пальцам». Следует преподносить материал занятия точно и ясно с максимальным пояснением всех мелочей для того, чтобы у ребенка сложилась правильная мыслительная картинка.

Учебная дискуссия

Учебная дискуссия является обменом точками зрения на какую-либо конкретную экологическую проблему с целью стимулирования познавательного интереса.

Главным условием эффективной учебной дискуссии является предварительная подготовка обучающихся и в плане содержательности и в плане формальности. Содержательная подготовка основывается на накоплении нужной информации на тему дискуссии, а формальная – на определение формы изложения этой информации [10].

Использование метода учебной дискуссии развивает у обучающихся способность к ясному и точному изложению мыслей, четкому формулированию вопросов и приведению объективных доказательств.

Работа с книгой

Работа с книгой как образовательный метод применяется для ознакомления обучающихся со структурой учебника, его просмотра, прочтения отдельных элементов, изучения информации, поиска ответов на вопросы, выполнения заданий и тестов, решения задач и примеров и заучивания учебного материала.

Если говорить о факторах эффективности работы с книгой, то отдельного внимания здесь заслуживают навык свободного чтения и способность к пониманию узнанного, способность определять главное и второстепенное, навык конспектирования, построения логических и структурных схем, а также подбора литературы по рассматриваемой теме [5].

Демонстрация

Является очень важным методом. Этот метод также называют методом показа. Он предназначен для создания у обучающихся наглядного примера исследуемого экологического объекта, каких-то природных процессов и явлений. Подходит для обучения детей разных возрастов.

Исходя из содержательной части изучаемой темы и способов действий обучающихся, используются разные вариации демонстрации:

личный показ изучаемого действия или приема;

показ реальных объектов: инструментов, материалов, оборудования и т.п.;

показ изобразительных средств демонстрации;

показ видеоматериалов [9].

Но всегда следует учитывать следующий дидактический принцип: демонстрация должна использоваться в оптимальных количествах. Эффективность процесса показа зависит от правильного выбора объектов и способности преподавателя направлять внимание обучающихся на основные аспекты того, что демонстрируется.

Демонстрация находится в тесной связи с методом иллюстрации. Иллюстрация – это демонстрация явлений, процессов и объектов, а также их восприятие в символьной форме. Это осуществляется посредством картин, схем, графиков, рисунков, фотографий, карт и т.д. [1]. Два этих метода применяются во взаимосвязи друг с другом, тем самым дополняя и усиливая действие друг друга.

Благодаря внедрению в педагогическую деятельность новых источников зрительного преподнесения данных, таких как компьютеры, видеоустройства, проекторы и другие, появилась возможность выделить другой метод обучения, называемый видеометодом. Он предназначен как для преподнесения информации, так и для ее контроля, систематизации, обобщения, повторения и закрепления [1].

Видеометод, по сравнению с остальными методами, значительно требовательнее к организации педагогической деятельности – она должна быть еще более целесообразной, продуманной и точной.

Упражнения

Упражнение является повторением практических или умственных действий, направленным на формирование необходимых умений и навыков.

Классификация упражнений по диалектическому назначению:

вводные упражнения, проводящиеся после практической демонстрации и нацеленные на достижение надлежащего выполнения отдельных частей продемонстрированных действий;

основные упражнения, которые используются для того чтобы довести выполнение определенных действий до требуемого уровня и сформировать какие-либо умения;

тренировочные упражнения, направленные на поддержку уже имеющихся навыков и сохранения высокого уровня умений.

Также упражнения бывают специальными (которые повторяются многократно и направленные на формирование навыков и умений), производными (специальные упражнения в которые помогают повторять и закреплять навыки и умения, которые были сформированы ранее), комментированными (используются, когда необходимо активизировать учебный процесс и сознательное выполнение учащимися заданий) [9].

Упражнения делятся на:

устные упражнения;

письменные упражнения;

графические упражнения;

лабораторно-практические упражнения;

производственно-трудовые упражнения.

Эффективность упражнений зависит от того, соответствуют ли они определенным требованиям: нацелены ли обучающиеся на сознательное улучшение качества своей деятельности, знают ли они правила выполнения требующихся действий, ведется ли контроль условий, предназначенных для выполнения упражнений, ведется ли учет достижений обучающихся, осуществляются ли повторения и какой промежуток времени разделяет эти повторения.

Взаимообучение

Взаимообучение довольно специфический метод обучения, основывающийся на взаимодействии между обучающимися. Основное значение здесь имеет разность в их теоретических знаниях, практической подготовке и способностях. Суть метода состоит в том, что обучающиеся обмениваются между собой основными и дополнительными данными, вместе отрабатывают навыки и умения и проверяют, насколько прочно усвоили материал [1,5].

Взаимообучение может быть разным: парное, групповое, коллективное.

Может применяться в работе с обучающимися разных возрастных групп, хотя наиболее эффективным оно будет, конечно же, на высоких степенях обучения.

Лабораторная работа

Метод лабораторной работы основывается на том, что обучающиеся самостоятельно проводят разного рода исследования и эксперименты. Лабораторные работы могут быть индивидуальными и групповыми.

Посредством лабораторного метода обучающиеся получают возможность осваивать навыки и умения обращения с инструментарием. Также этот метод гарантирует оптимальную среду, в которой формируются важные практические умения, такие как, выбор способов изучения, проверка и обработка результатов, вычисление, измерение и т.д.

Для надлежащего применения лабораторного метода требуется особое оборудование, подготовка преподавателя и обучающихся и достаточное количество временных и энергетических ресурсов [10].

Практическая работа

Метод практической работы отличен от лабораторного метода использованием для решения практических заданий теоретических знаний. Именно навыки применения теории к практике является основополагающим.

Практический метод способствует углублению знаний и оттачиванию навыков, стимулированию познавательной деятельности и решению задач контролирующего и коррекционного характера [9].

Метод практической работы может применяться в обучении обучающихся любых возрастов, но важно, чтобы задания соответствовали способностям и возрастным особенностям обучающихся. Для детей дошкольного возраста практические работы особенно актуальны, так как ребятам для усвоения материала бывает недостаточно лишь устного просвещения. Когда они задействуют моторику рук, то развивается также и зрительная и осязательная память, что способствует лучшему усваиванию материала занятия. Примером может послужить практическая работа «Что такое хвоинки?» подразумевающая под собой рассматривание, ощупывание детьми веточек хвойных деревьев.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа – это метод обучения, направленный на получение знаний и навыков посредством индивидуального изучения обучающимися теоретических источников, а также отработки ими необходимых действий и приемов.

Самостоятельная работа является важнейшим методом обучения и основой всех других методов, а также дидактическим связующим звеном, обуславливающим дидактическую связь между каждым из них [1].

Самостоятельная работа должна быть частью педагогического процесса в обучении слушателей любых возрастов, но не должна превышать их умственный и интеллектуальный потенциал и индивидуальные возможности.

Все названные методы используются еще с начальных классов в школах, затем в техникумах, училищах, институтах, университетах и других учебных заведениях.

Однако сфера образования, как и любая другая область жизнедеятельности человека, не стоит на месте, и постоянно появляются инновационные методы обучения, обладающие еще большей эффективностью и облегчающие процесс обучения [5].

Глава 2. Современные методы обучения естественным наукам

Что касается современных методов обучения, то они появились сравнительно недавно и активное внедрение их в педагогический процесс только начинает осуществляться.

Современные методы обучения, в отличие от традиционных, характеризуются несколько иными признаками:

современные методы обучения уже в процессе разработки адаптируются под особый педагогический замысел, в основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора;

технологическая последовательность действий, операций и взаимодействий базируется на целевых установках, представляющих собой четкий ожидаемый результат;

реализация методов предполагает связанную деятельность преподавателей и обучающихся, которая имеет договорную основу и в которой учитываются принципы дифференциации и индивидуализации, а также оптимальное использование человеческого и технического потенциала, обязательными составляющими должно быть общение и диалоги;

педагогические методы планируются поэтапно, а воплощаются последовательно, они должны быть выполнимы любым преподавателем, но гарантировать достижение поставленной цели каждым обучающимся;

непременной составляющей методов являются процедуры по диагностике, которые содержат в себе необходимые для измерения результатов деятельности обучающихся инструменты, показатели и критерии [5].

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить: тренинг; модульное обучение; дистанционное обучение; ценностная ориентировка; кейс-стади; коучинг; ролевые игры; деловая игра; действие по образцу; креативные группы; разбор «завалов»; работа в парах; метод рефлексии; метод ротаций; метод «Лидер-ведомый»; метод «Летучка»; мифологемы; обмен опытом; мозговой штурм; тематические обсуждения; консалтинг; участие в официальных мероприятиях; использование информационно-компьютерных технологий; образовательные тренажеры [2].

Тренинг

Тренинг – метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.

Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить ее тонкости и нюансы, подготовить обучающихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их мотивацию и создать положительный эмоциональный климат [6].

Недостатком тренинга является то, что по его окончании обучающиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретенные навыки будут утрачены.

Модульное обучение

Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько модулей. Каждый из них предполагает свои цели и методы подачи информации.

Плюсы метода заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих – модулей.

Минусы состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными [8].

Дистанционное обучение

Под дистанционным обучением понимается применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих преподавателю обучать, находясь на большом расстоянии от обучающихся.

Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа обучающихся, возможность обучения на дому, возможность выбора обучающихся наиболее подходящего времени для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители [1].

Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащенности педагогического процесса, отсутствие визуального контакта преподавателя и обучающегося и пониженную мотивацию со стороны последнего.

Ценностная ориентировка

Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей обучающимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами.

Положительные характеристики ценностной ориентировки – это ее содействие адаптации обучающихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности.

Отрицательный момент метода заключается в том, что обучающийся может разочароваться в полученной информации, когда столкнется с действительным положением вещей, если преподаватель приукрасил какие-либо моменты [7].

Кейс-стади

Метод кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в изучаемой обучающимися области знаний и деятельности.

Плюсы: можно организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у обучающихся опытом и сформировать у них высокую мотивацию.

Минусы: высокие требования к организации обсуждения, все участники должны быть компетентны в области, к которой относится ситуация, а для достижения поставленных педагогических целей преподаватель должен обладать высокой квалификацией [7].

Коучинг

Коучинг (наставничество) – индивидуальное или коллективное управление преподавателей или более опытных обучающихся менее опытными, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме.

Это метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Процесс коучинга полезен тем, что введение обучающихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются уникальные навыки и умения.

Но у метода наставничества есть один осложняющий его момент – процесс подбора преподавателей требует, чтобы они обладали максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами [5].

Ролевые игры

Смысл ролевых игр – это выполнение обучающимися установленных ролей в условиях, отвечающих задачам игры, созданной в рамках исследуемой темы или предмета.

Ролевые игры усиливают рефлексию обучающихся, улучшают их понимание мотивов действий других людей, снижают количество распространенных ошибок, совершаемых в реальных ситуациях [5].

Однако ролевые игры не способны раскрыть глубинные мотивы, побуждающие людей принимать решения в жизни и профессиональной деятельности.

Деловая игра

Суть метода деловой игры состоит в моделировании ситуаций или особенностей сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине.

Деловые игры отличаются тем, что дают возможность провести всеобъемлющее изучение какой-либо экологической проблемы, продумать и подготовить способы ее решения, а также грамотно применить их.

Недостатками метода можно назвать необходимость обязательно создавать сценарий игры, требование к самой высокой квалификации преподавателя касаемо относящихся к ситуации проблем и необходимость обладания высокими навыками коммуникации [7].

Деловая игра для дошкольников является очень интересным методом обучения. Деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.

Действие по образцу

Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью обучающиеся отрабатывают ее на практике.

Действие по образцу интересно тем, что соответствует конкретным ситуациям в рамках исследуемой темы, а также учитывает индивидуальные характеристики обучающихся.

Но в процессе применения метода на деятельность обучающихся могут повлиять отрицательные установки, связанные с личностью тренера.

Креативные группы

Креативные группы состоят из преподавателей – специалистов по различным дисциплинам, и занимаются разработкой методов улучшения педагогического процесса, направленного на обучение какой-либо дисциплине. Нередко и сами обучающиеся формируются в креативную группу для поиска способов решения поставленных задач и проблем.

Преимущества креативных групп заключаются в предоставлении обучающимся возможности работать самостоятельно и вырабатывать навыки принятия решений [4].

Но недостатком считается то, что если лидер группы принял неверное решение, это может вызвать отрицательную реакцию со стороны остальных членов группы или привести к снижению продуктивности.

Разбор «завалов»

Метод разбора «завалов» заключается в моделировании ситуаций, которые часто возникают в реальной жизни и отличаются большим объемом работ, а также в выработке наиболее эффективных способов решения задач, обусловленных такими ситуациями.

С положительной стороны представленный метод отличает высокая мотивация обучающихся, их активное участие в процессе решения проблем и воздействие, развивающее аналитические способности и системность мышления [4].

Недостатком можно назвать то, что обучающиеся должны обладать хотя бы базовыми навыками и умениями, позволяющими решать поставленные задачи.

Работа в парах

Один обучающийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Обе стороны обладают равноценными правами.

Работа в парах хороша тем, что позволяет обучающемуся получить объективную оценку своей деятельности и прийти к пониманию своих недостатков [7].

Недостаток заключается в возможности затруднений в связи с личностной несовместимостью партнеров.

Метод рефлексии

Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала обучающимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу. Педагогический процесс производится посредством выполнения обучающимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения [5].

Плюсы рефлексивного метода заключаются в том, что у обучающихся развивается навык самостоятельного принятия решений и самостоятельной работы, оттачивается мастерство планирования и достижения целей, повышается чувство ответственности за свои действия.

Минусы рефлексивного метода: сфера деятельности обучающихся, представляющая собой проблематику изучаемой ими темы или дисциплины, ограничена, а получение и оттачивание происходит исключительно опытным путем, т.е. посредством проб и ошибок [6].

Для детей дошкольного и школьного возраста рефлексия важна для закрепления пройденного материала. Рефлексия развивает у детей умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом и осмыслением. Рефлексируя ребенок вспоминает, выявляет и осознает основные компоненты. Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы: Что он делал или что происходило? Что он чувствовал при этом? Как он участвовал в том, что происходило? Какие при этом испытывал трудности? и т.д.

Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он может достигнуть положительного результата, а также почему это не всегда удается.

Метод ротаций

Метод ротаций состоит в закреплении за обучающимися в процессе занятия или урока разных ролей, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.

Плюсы метода заключаются в том, что он благоприятно отражается на мотивации обучающихся, способствует преодолению негативных эффектов рутиной деятельности и расширению кругозора и круга общения [7].

Из минусов можно назвать повышенное напряжение обучающихся в тех случаях, когда к ним предъявляются новые и незнакомые требования.

Метод «Лидер-ведомый»

Согласно этому методу, один обучающийся (или группа) присоединяется к более опытному обучающемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.

Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации обучающихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.

Сложность состоит в том, что обучающийся не всегда способен осознать глубинные психологические причины принятия решений своим более опытным напарником [4].

Метод «Летучка»

Метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении обучающимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход [7].

Недостатки же состоят в том, что преподавателю или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать обучающимся.

Мифологемы

Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, возникших в реальных природных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор (разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим).

Положительными характеристиками метода являются формирование в обучающихся установки на творческий поиск решений проблем, развитие креативного мышления, и снижение уровня тревожности обучающихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами.

К отрицательным моментам относится пониженное внимание к логике и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.

Обмен опытом

Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод обучающегося в другое место обучения и последующий возврат обратно.

Представленный опыт способствует сплоченности коллектива, повышению качества коммуникации и расширению кругозора [7].

Недостаток метода кроется в вероятности появления стрессовых ситуаций, обусловленных затруднениями личностного и технического плана на новом месте.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.

Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже обучающихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает в обучающихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, взращивает культуру коммуникации и развивает навык участия в дискуссиях [4].

Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений, усложняет процесс определения автора лучшей идеи, а также отличается спонтанностью.

Тематические обсуждения

Метод тематических обсуждений заключается в решении определенных проблем и задач в экологической области. Этот метод схож с мозговым штурмом, но отличается от него тем, что процесс обсуждения ограничен конкретными рамками [1].

Преимуществами метода можно назвать то, что расширяется информационная база обучающихся относительно обсуждаемой дисциплины и формируется навык решения конкретных задач.

Недостатком можно назвать сложность поиска решения проблемы по причине того, что эта цель может быть достигнута, только если преподаватель или лидер обсуждения обладает навыком точного и развернутого донесения информации до менее информированных участников.

Консалтинг

Консалтинг (консультирование) сводится к тому, что обучающийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы в экологической области исследования.

Плюс метода состоит в том, что обучающийся получает поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.

Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности, и в ряде случаев требует для реализации материальных затрат [6].

Участие в официальных мероприятиях

Участие в официальных мероприятиях предполагает посещение обучающимися выставок, конференций и т.п. по естественно-научному направлению. Производится предварительная подготовка и исследование тематических вопросов и проблем, касающихся темы мероприятия.

Положительные стороны метода – это мобилизация обучающихся к поиску соответствующей тематике мероприятия информации, развитие навыков деловой коммуникации, совершенствование аналитических способностей.

К недостаткам можно отнести то, что эмоции и впечатления, полученные после посещения мероприятия, могут исказить реальную объективную оценку.

Использование информационно-компьютерных технологий

В педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая обучающимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике [4].

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, преподаватель может предоставить обучающимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в аудитории или классе.

Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведется учет индивидуальных особенностей обучающихся, а преподаватель не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих подопечных [6].

Образовательные тренажеры

В процессе создания тренажеров моделируются определенные педагогические задачи или относящиеся к изучаемой дисциплине ситуации. Осуществляется это посредством особого оборудования в предназначенных для этого помещениях.

Обучающиеся овладевают сложными навыками, алгоритмами решения задач, психомоторными действиями и мыслительными операциями по принятию решений, касающихся наиболее серьезных ситуаций и вопросов в рамках какой-либо дисциплины.

Любой метод обучения, который планируется применять в педагогическом процессе, может дать максимальный результат, если будет установлено, что он действительно пригоден к использованию. Установить же это можно только при помощи психологического анализа особенностей обучающихся и той области, в которой они получают знания, навыки и умения [7].

Произвести оценку эффективности того или иного метода обучения можно также при помощи анализа содержательной части учебных задач и методов, которые предлагаются обучающимся, опирающегося на то, соответствуют ли они актуальным проблемам и ситуациям.

Продуктивность педагогического процесса во время освоения обучающимися новых знаний и приобретения новых навыков требует от преподавателей разработки системы ориентировки в каждой изучаемой дисциплине. Создание оптимального содержания образовательных программ позволяет сформировать у обучающихся системное мышление, которое будет гарантом их успешного обучения, личностного роста и развития, наличия познавательного интереса, мотивации к последующему обучению и освоению каких бы то ни было знаний, навыков, предметов и дисциплин [8].

Но в педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, а это значит, что отдавать предпочтение в своей работе преподаватели должны не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.

Заключение

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет учебный процесс.

Традиционные и современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией.

В результате использования различных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении способствуют развитию творческих способностей учащихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Таким образом, в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Петрова Я.Р.
Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий