Как избежать «цифровой деградации»?

Термин «цифровая деградация» появился в лексиконе казахстанцев совсем недавно. Сам термин тесно связан с понятием «digital dementia», означающим «цифровое слабоумие», а это уже серьезный диагноз. Симптоматика выражается потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля.

По статистике, этот «недуг» поражает население стран, где влияние цифровых технологий на умственные и интеллектуальные способности человека переходит контролируемые рамки. Процесс охватывает в большинстве молодёжь. Степень глубины поражения зависит не столько от количества цифровых услуг, сколько от уровня цифровой культуры и длительности применения гаджетов конкретным человеком.

Казахстан уже много лет реализует государственную программу «Цифровой Казахстан», в которой цифровые технологии проникают во все сферы жизни. И, конечно, государство, заинтересованное в интеллектуальной конкурентоспособности будущих поколений, в ответе за школьников и молодежь, растущих в период внедрения программы.

По мнению психологов и педагогов, избежать цифровой деградации школьников и молодежи можно двумя простыми способами. Во-первых, с малых лет формировать цифровую культуру ребенка, во-вторых, на личном примере родителей и взрослых демонстрировать «правильные привычки» и здоровый образ «цифровой» жизни.

Формирование цифровой культуры достаточно полно реализуется в казахстанской системе образования. На уроках информатики учат грамотно распределять время работы с гаджетами, эргономике на рабочем месте, как избежать компьютерной и интернет-зависимости. В старших классах формируются навыки применения цифровых устройств и ресурсов для улучшения качества жизни, разъясняют механизмы защиты информации и функционирования информационных систем. Но формирование навыков анализа информации, критического мышления и других когнитивных процессов выходит за рамки классно-урочной системы.

В этом вопросе важную роль играет среда, в которую после уроков попадает школьник. Развитие мозга и его функций наиболее эффективно происходит до 20 лет. Поведенческие привычки подросток формирует, глядя на свою семью и кумиров. К сожалению, во многих казахстанских семьях родители сами являются примером «технологического переедания»: обилие гаджетов дома, постоянное общение в социальных сетях, отсутствие  семейных традиций общения вечером, обсуждения прошедшего дня, отказ от книжного чтения, невнимание родителей друг к другу, применения гаджетов по любому поводу… Все это порождает привычку «зависать» в социальных сетях, производить простые вычисления не в уме, а на смартфоне, заучивать не наизусть, искать ответы не в памяти, а «гуглить» в виртуальном пространстве, где все радужно, просто и решается простым нажатием клавиши.

Учение констатируют факт того, что мир подростка сжался почти до размеров экрана планшета. Дети школьного возраста перестали играть во дворах и на переменах в подвижные игры. Они гуляют с планшетами в руках, уткнувшись глазами в гаджеты… и так проводят дни. У школьника, не тренирующего память (а зачем? все в смартфоне!), отсюда вытекают проблемы с памятью.

Подводя итог, скажу, известные и богатые люди мира уже давно ограничили своих детей в использовании гаджетов, смартфонов и интернета. Они учат их рассуждать, считать в уме, наизусть читать поэмы, общаться с природой и людьми. И правы родители, которые водят своих детей в кружки, читают им книжки на ночь, обсуждают прочитанное, проверяют домашние задания и заставляют переделывать, если оно сделано некачественно, ограничивают использование гаджетов. Лучших инвестиций в будущее ребенка придумать невозможно.

Елена ПОЛУЛЯХ,
учитель информатики ОСШОД №8 г. Уральск

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий