Может не подать вида, но в душе страдать: поведение детей во время ЧС

Наш мир уникален и прекрасен настолько же, насколько он и опасен. В настоящее время происходит большое число аварий, катастроф, бедствий и террористических актов, которые приводят к чрезвычайным ситуациям. Люди, побывавшие в чрезвычайных ситуациях, испытывают большой стресс, психическое напряжение.

Существует множество методов психологической помощи пострадавшим. Однако они в основном предназначены для взрослых. Существует ошибочное мнение, что дети ничего не понимают в происходящем и не испытывают эмоционального стресса от чрезвычайных ситуаций. Ребенок может испытывать такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). Так насколько опасны последствия таких ситуаций и как именно нужно помогать детям в такой ситуации? Об этом мы поговорили с директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования акимата  Костанайской области Еленой Петренко.

 – Елена Александровна, совсем недавно жители нашей области за много лет спокойной и размеренной жизни впервые столкнулись со столь масштабными и разрушительными пожарами в Аулиекольском районе. Вы были на месте событий, видели этих людей, особенно детей, как сильно на них отразилось произошедшее?

– На следующий день после случившегося все специалисты нашего Центра, даже те, кто находился в ежегодном трудовом отпуске, отправились в Аулиекольский район работать с пострадавшими семьями, ведь почти в каждой есть несовершеннолетние дети. Никто из наших психологов не захотел остаться в стороне. Конечно, когда мы прибыли на место и увидели наспех организованные пункты пребывания людей, первое, что бросилось в глаза, были дети, и, конечно, они были очень напуганы, некоторые были замкнуты. Однако при всей трагичности ситуации они все же шли на контакт с нами, хотя и не все сразу. С ребятами постарше мы проводили групповые тренинги, в ходе которых раскрывали страхи, говорили о случившемся, прорабатывали эту трагедию для того, чтобы в голове детей все могло правильно расположиться. А вот с младшеклассниками, как правило, говорили индивидуально, с кем-то прорабатывали рисуночные методы, с кем-то ассоциативный ряд. В тот день совместными усилиями районных психологов и специалистов нашего Центра была оказана психологическая помощь 200 несовершеннолетним детям. Психологическая работа велась до наступления положительной динамики. С детьми более впечатлительными психологи проводят работу по сей день – это комплексная психологическая поддержка, которая будет продолжаться до тех пор, пока ребенок самостоятельно не отпустит эту ситуацию.

 – Конечно, для всех костанайцев это были тяжелые дни, наполненные переживаниями и беспокойством за своих родных, друзей. И все же никто не застрахован от «капризов» природы. И на будущее хотелось бы понять, какое детское поведение в условиях ЧС считается нормальным, как понять, нужна ли экстренная психологическая помощь и какая именно?

– Безусловно, поддержка и защита в такие минуты для детей просто необходима. Чем скорее они будут оказаны ребенку, тем легче ему будет справиться с эмоциями, чем больше пройдет времени, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической. Беда всегда приходит неожиданно, возможно, психологов в таких ситуациях рядом нет. Зато есть взрослые, которым под силу контролировать психологическую атмосферу. Мои следующие рекомендации именно для них. Для успешной психологической помощи необходимо вступить в контакт с ребенком, сделать так, чтобы он доверился вам, а этого нелегко достигнуть. Лучше всего получается установить контакт с ребенком через игрушки. С помощью них можно проработать чувства пострадавшего и определить его эмоциональное состояние. Рисование и лепка из пластилина помогают ребенку отвлечься от происходящих событий и тем самым снизить его психологическое напряжение. В экстремальной ситуации у ребенка могут возникнуть такие симптомы, как апатия, ступор, двигательное возбуждение, нервная дрожь, истерика, плач, страх, агрессия, бред и галлюцинации. Взрослому человеку в таких ситуациях необходимо создать условия для нервной «разрядки». Сначала необходимо отвести ребенка в безопасное место, где можно отдохнуть. Постоянно говорить с ним, находиться рядом, ведь он может чувствовать себя одиноким, ему необходима опора и поддержка. Также следует информировать ребенка о том, что сейчас происходит: «Спасатели уже едут, скорая помощь в пути». Необходимо разговаривать с ним: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты есть или пить?» Важно дать ему понять, что вы всерьез относитесь к его переживаниям. Следует установить телесный контакт, взять его за руку, обнять. Такие меры могут помочь при апатии, когда ребенок не говорит при страхе или плаче. Не оставляйте ребенка одного, дайте ему почувствовать, что он важен, займитесь совместной деятельностью, дайте ему какое-нибудь поручение.

 – Как вообще детский организм может реагировать на чрезвычайные ситуации?

– Все зависит от психики индивидуально. К примеру, если у ребенка галлюцинации, бред, необходимо защитить его от себя самого, ведь часто он не понимает, что происходит на самом деле вокруг. Необходимо убрать предметы, которыми он может пораниться. Ни в коем случае нельзя оставлять его одного до приезда скорой и психиатрической помощи. Также следует поступить и при двигательном возбуждении и агрессии, так как ребенок становится опасным для себя и даже для окружающих людей. Ступор – одна из самых мощных защитных реакций, которая возникает вследствие крупного нервного потрясения, например, взрыва, землетрясения и других. В ступоре ребенок может находиться несколько часов, что может привести к физическому истощению. Поэтому необходимо как можно быстрее вывести ребенка из этого состояния. На ухо нужно говорить то, что может вызвать сильные эмоции, это поможет привести его в чувство. Если у ребенка возникает нервная дрожь, это значит, что организм снимает сильное нервное напряжение. После прохождения этого симптома ребенку необходимо дать отдохнуть, а лучше поспать. Такой симптом, как истерика, широко распространен у детей в чрезвычайных ситуациях. Истерика возникает не «для себя», а для публики, поэтому зрителей необходимо удалить. Говорить нужно уверенным тоном, короткими фразами. Таким образом, симптомы, возникающие у детей в экстремальной ситуации, схожи с симптомами у взрослых людей, но переживаются детьми сильнее. Взрослый человек, вероятнее всего, проинформирован о том, что необходимо делать в той или иной экстренной ситуации. Он может действовать самостоятельно, в отличие от ребенка, который привязан к родителям, поэтому ребенку особенно тяжело приходится при потере близкого человека. Взрослый человек в отличие от детей может использовать приемы саморегуляции, например, дыхательные упражнения, он лучше входит в контакт с психологом, так как понимает, кто это. Ребенку же трудно понять, зачем нужен психолог, он недоверчиво к нему относится и может отказаться взаимодействовать, это вызывает сложности в оказании помощи.

– Какие методы, как правило, используются в работе с детьми в условиях ЧС, насколько подготовлены наши психологи к такой ситуации?

– Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, поэтому эффективной является психокоррекционная работа с использованием методов игровой терапии, арттерапии, куклотерапии, сказкотерапии. Детям очень интересно заниматься такими видами деятельности, они с удовольствием будут погружаться в процесс, в который незаметно и ненавязчиво можно включить психокоррекционные воздействия. Детям постарше, в том числе подросткам, можно быть помощниками ведущих. Это тоже имеет мощный психотерапевтический эффект, так как ребенок чувствует себя нужным, чувствует ответственность и активно включается в деятельность. Наши психологи в полной мере владеют указанными техниками, кроме того, в свою работу мы включаем также метафорические карты, песочную терапию, рисуночные тесты и многое другое.

 – Что вы можете посоветовать людям, столкнувшимся с чрезвычайной ситуацией?

– Как я уже упоминала, родители оказывают существенное влияние на ребенка, поэтому их следует вовлекать в психотерапию. С одной стороны, родители после чрезвычайных ситуаций становятся ближе к ребенку, с другой – отдаляются от него, не зная, как строить дальнейшее общение. Поэтому в задачи психотерапевтических мероприятий входит восстановление нормального общения родителей с ребенком. Для этого подходит индивидуальная психотерапия, обеспечивая их общение друг с другом и взаимоподдержку. Для родителей важно знать, что ребенку становится лучше, это также обладает сильным психотерапевтическим эффектом. Ребенок, так же как и взрослый, пережив чрезвычайную ситуацию, нуждается в психологической помощи, и специалисты нашего Центра всегда готовы помочь, главное, чтобы родители были заинтересованы в решении этих проблем.

Амир ЕРГАЛИ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий