История и национальные ценности в вопросах воспитания

Ученик или студент большую часть своего времени проводят за обучением и поэтому львиная доля воспитательных воздействий на его личность должна идти через содержание образования и способы организации учебной деятельности. Таковыми принято считать цели обучения, включающие ценности, образовательный контент, включающий нарративы и истории, притчи, а также работу в команде, в группе, паре, свободный обмен мнениями, творческое самовыражение.

Но работают ли они? В качестве ответа на этот вопрос хочу поделиться своими мыслями.

 Интеграция трех компонентов воспитания

Примерно с 1986 года в Казахстане многие были напряжены и ожидали межнациональных столкновений. Такая напряжённость вызвала отток населения в страны СНГ и другие регионы мира. Но внутри страны все равно риск оставался высоким. Поэтому межэтническое, межрелигиозное согласие нужно было сохранить любой ценой. Государство приложило немало усилий для этого. Это  компромиссы в языковой политике, создание специальных институтов, представленность основных этнических групп в органах власти.

И именно тогда зарождается нарратив о том, что

межэтническое согласие и мир являются и главной ценностью в Казахстане, и его главным достижением.

Этот нарратив органично накладывался на другую, уже сугубо казахскую ценность, позже признанной общеказахстанской – гостеприимство.

И эти два хорошо увязанных компонента достаточно сильно сопровождались storytelling-ом о том, как казахи принимали и для себя в голодные и холодные годы представителей депортированных народов. Или как оказывали содействие узникам лагерей на территории нашей страны. Всем известна история Гертруды Платайс, узницы АЛЖИРа, о том, как  дети казахов закидывали ее камнями, оказавшимися куртом. Широко разлетелись и стихи об этом. Сразу две поэтессы и один поэт – Раиса Голубева и Айшат Мальсагова, Баймурзин Даурен опубликовали свою поэтическую интерпретацию об узницах, казахских детях и курте (Версия А. Мальсаговой – https://stihi.ru/2015/12/10/9488 ; версия Р. Голубевой – https://e-history.kz/ru/news/show/6606/ ; версия Д. Баймурзина – https://poembook.ru/poem/76945  ).

Как это сработало?

Нынешняя ситуация с наплывом россиян, бежавших от мобилизации, ярко показывает, что нарративы, ценности, истории сработали с нашими казахстанскими гражданами.

Сама эта ситуация разделила казахстанское общество на две части – одна поддерживает россиян, помогает, другая – критикует за такое поведение, призывает государство и общество жёстко регулировать въезд в страну, выдачу ИИН и т.п. Но, к огромной чести, призывали не к насилию, разгону, поборам и т.п. То есть и оппоненты руководствуются ценностями мира, решением проблем с помощью регулирования, но не насилия. Естественно, отдельные случаи давления на прибывших россиян были. Но такие случаи, квалифицируемые как бытовой национализм, происходят примерно в таком же количестве в любом государстве и на общую тенденцию не оказали какого-либо влияния.

Сейчас у меня нет цели поддержать ту или иную сторону. Здесь, как человек, интересующийся методами воспитания, обращаю внимание на то, что нарративы, истории (storytelling), ценности вкупе сработали. Хоть выше я образно писал, что казахстанское общество разделилось на две части, сейчас могу сказать, что оно временно расслоилось, но осталось единым целым. Ведь поведение лагеря оппонентов ярко показывает, что хоть они и выражают недовольство, но руководствуются ценностью мира и принципом ненасилия. А лагерь оказывающих поддержку россиянам скорее всегда двигался не благодаря силе любви к гражданам соседней страны, а тому, что они, как казахстанцы, не могут бросить прибывших к ним людей на произвол. Ведь мы за межнациональное согласие, ведь мы гостеприимны, ведь не зря мы воспитаны на вдохновляющем примере наших славных предков, почерпнутых из историй (storytelling). Ведь эти компоненты вшиты в понятие «казахстанец».

Что надо сделать? В этой связи в образовательных стандартах, рамках, концепциях, проектах, программах необходимо четко определить перечень терминальных и инструментальных ценностей, на их основе определить атрибуты школьников и студентов, которые будут формировать организации образования, сформулировать цели и результаты обучения таким образом, чтобы помимо предмета в них были и ценности. Очень желательно, чтобы каждая ценность или каждый атрибут были трансформированы в емкий слоган. В этом отношении сам народ нашей страны один слоган придумал сам, это – «Алға, Қазақстан!». Или возьмем украинцев. Вся страна живет девизом – «Слава Украине! Героям слава!». Тогда разработчикам образовательного контента будет предельно понятно, как эти ценности, атрибуты обыграть в виде нарративов (ключевой воспитательной мысли), как нарративы раскрыть в историях и притчах (storytelling). Проделав это, мы получим хорошие примеры уроков, учебников, медиаматериалов, которые пронизаны воспитанием без ущерба предмету, а наоборот, раскрывая предмет с другой стороны и обогащая его.

Сделаем так? Поехали!

Руслан Каратабанов

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий