Миссия выполнима
Международный фонд Академии наук экологии, инженерии и педагогики (офис-штаб в г. Актобе) получил международную аккредитацию и теперь является частью Болонского процесса. По словам президента Академии Талгата ТУРЕМУРАТОВА, одна из целей – доступ казахстанских учеников к качественному образованию посредством коллаборации с лучшими школами мира.
Фонд основан в 2013 году Талгатом Туремуратовым с идеей объединения передовых ученых, организаторов производств и инженеров Казахстана с задачей наращивания интеллектуального потенциала в сфере педагогики, проведения важных для страны исследований и перспективных разработок. В первую очередь в области высоких технологий и инженерной экологии. В деятельность фонда также входит работа с одаренными педагогами и молодежью.
Сегодня Международный фонд Академии наук экологии, инженерии и педагогики имеет свои официальные представительства в ряде стран постсоветского пространства и Европы: Грузии, Белоруссии, России, Польше, Чехии, Франции, Италии. Недавно открылось представительство в Эстонии, в планах выйти на образовательный рынок в США.
– Наличие как можно большего числа представительств в разных странах позволит реализовать такое же количество образовательных программ в Казахстане, над этим мы активно работаем, – говорит Талгат Туремуратов. – Фонд вручил ключи от 9 автомобилей учителям, участвовавшим в конкурсе «Лидер-педагог», который ежегодно проходит в столице Казахстана.
Члены жюри приглашаются из-за рубежа, на наш взгляд, так объективности больше, а коррупционных рисков меньше.
За 10 лет существования фонда проведено более 100 совместных конференций и семинаров с участием спикеров из США, Канады, Австралии, Японии, Южной Кореи… Сегодня сотрудничество налажено с 62 странами.
Активно проводятся курсы повышения квалификации, научные конкурсы для школьников с представлением грантов фонда для обучения в европейских вузах. В прошлом году троим победителям выделены гранты для обучения в вузах Чехии. В 2018 году фонд сделал подарок детскому дому в городе Есиль Акмолинской области: 10 лучших воспитанников получили путевки для поездки в Амстердам.
Интервью с президентом Международного фонда Академии наук экологии, инженерии и педагогики
– Талгат Муканбетович, не слишком много направлений деятельности определил для себя фонд?
– Изначально мы ставили перед собой задачу только по оказанию юридической и психологической помощи учителям. Но начав работу, очень скоро увидели, что в отечественном образовании есть проблемы, выходящие за рамки учительской компетенции. И тогда стали приглашать самых ярких и востребованных в мире педагогики спикеров. На одном из семинаров в нашей академии принял участие руководитель Программы международной оценки учащихся (PISA) Андреас Шляйхер. Одна из наиболее часто встречающихся проблем – профессиональное «выгорание». Чтобы помочь таким учителям, мы подключили психолога и HR-менеджера из Германии Томаса Хенчела. Он смог так встряхнуть и мотивировать наших учителей на своих сеансах психотерапии, что они начинали смотреть не только на свою работу, но и на мир другими глазами. Многие отечественные дефектологи и логопеды участвовали на семинарах известного нейропсихолога Елены Мазуровой. А когда у учителей появились вопросы по авторским программам, мы пригласили известного на постсоветском пространстве педагога, автора популярных монографий и учебников Дмитрия Шутелева.
– Ваш фонд в числе немногих организаций, вывозящих наших педагогов на стажировки в дальнее зарубежье – насколько это необходимо и эффективно?
– Действительно, более 500 учителей Казахстана побывали на стажировках в 20 странах мира: Германии, Польше, Чехии, Франции, Италии, Голландии, Эстонии, Швеции, Финляндии… На днях большая команда казахстанских педагогов выезжает в Сеул, в феврале – в США. Они не только изучают опыт коллег, погружаются в систему образования другой страны и приобретают новый опыт, но и заключают меморандумы, проводят совместные бинарные занятия и перенимают прогрессивные элементы из работы коллег. К примеру, директор одной из актюбинских школ, побывав на стажировке в Эстонии, делает сейчас все, чтобы в ее школе было комфортно детям с особыми потребностями, элементарно начав с установки инклюзивных туалетов. Не говоря о занятиях, во время которых применяются новейшие зарубежные методики. Такие директора понимают, что нельзя отставать от современного мира, от лучших наработок, подходов и методик.
– Исходя из вашего опыта работы, скажите точку зрения: почему большинство казахстанских родителей уверены, что школа не дает полезных знаний?
– Уверен, наши учителя на самом деле хотят дать знания детям, но в их головах намертво засело: «учиться» – значит подстраиваться под них. Жажду новых знаний, информационный голод, который испытывает нью-скул – новое поколение, представители олд-скул не приветствуют. Но те из педагогов, которые побывали на стажировках в других странах и на международных семинарах, в курсе, какие тренды сейчас актуальны в системе образования. Онлайн-платформа нашей академии может за один раз вместить до 5 тыс. слушателей-учителей из разных стран. Кстати, во время пандемии семинары с учителями со всего мира проходили в дистанционном режиме с подключением синхронных переводчиков практически ежедневно.
На днях на нашей зум-площадке прошел недельный бесплатный семинар для актюбинских учителей «Нестандартные уроки» и «Погружение в систему школьного образования Эстонии», где спикерами были ведущие учителя-практики из эстонских школ. Среди них известный педагог Имби Хенно, образовательный технолог Людмила Рождественская, директора двух школ Таллина – №53 и 21 – Катри Сийкки и Мелис Конд. Кстати, все участники (казахстанские учителя) активно работают на таких семинарах, те, кто успешно справляется с заданиями, получают сертификаты, которые положительно влияют на их бэкграунд.
Бывая на стажировках за границей, наши учителя посещают занятия в среднем в 10 учебных заведениях. Когда проходила стажировка во Франции, вице-министр образования этой страны Реда Фара лично встречал участников в аэропорту и даже содействовал тому, чтобы для них открылись тайные двери университета Сорбонны – блок кардинала Ришелье, который когда-то возглавлял этот университет.
– А вам лично модель образования каких стран импонирует более других?
– Я сам очень люблю французскую модель образования. Там дети идут в школу в трехлетнем возрасте, в 7 классе поступают в колледж, в 9-м – в лицей, а заканчивая 12 класс, получают степень бакалавра. Свою первую узкопрофильную специализацию они получают лет в 13. Представляете, обычный французский семиклассник умеет изготавливать зубные протезы, занимается электрическими проводками, сантехникой, строительными работами.
Отмечу, наш фонд – это научно-образовательный кластер для педагогов всех уровней, начиная от детского сада и заканчивая вузами. Кроме зарубежных представительств, в его состав входит Европейский высший колледж экономики, бизнеса и права с штаб-квартирой в Актобе, где апробируется и обкатывается все новое, что прозвучало на семинарах. В наших планах открыть общеобразовательную школу медицинского направления, такой в Казахстане нет.
– По вашему мнению, сильно отстаем от европейской системы образования?
– Смотря с какой страной идет сравнение. Я люблю сравнивать нас с Эстонией, которая по стандартам PISA зашла в тройку лидеров. Это действительно продвинутая страна, но если сравнивать наших выпускников, то не удивляйтесь: казахстанский троечник может оказаться образованнее их отличника. Их школьник в зависимости от того, какой выбрал предмет, умеет красиво фотографировать или, допустим, хорошо читать стихи, а все остальное для него – лес темный.
Я убежден, если что и менять у нас, то в первую очередь ЕНТ, оно далеко не показатель знаний. Я думаю, что вступительные экзамены в университеты должны проходить в устной форме в два этапа. Это было бы намного эффективнее. С другой стороны – взять Канаду, одну из лучших в плане предоставления образовательных услуг стран. Шесть лет назад она отказалась от вступительных экзаменов и вернулась к тестам, потому что появился коррупционный риск – люди начали покупать оценки. Мы еще молодая страна, нам всего лишь 30 лет, у нас могут быть ошибки, но мы должны выбрать именно тот опыт, который дал хорошие результаты в мире.
– Как фонду удается выходить на зарубежных авторитетных партнеров, заинтересовывать их, вызывать желание работать с вами?
– Активный выход, коммуникации прежде всего. Когда та или иная передовая страна в сфере образования готова работать с нами по трансляции их опыта – это победа, но это лишь начало сотрудничества. Как говорится, успех – это еще не точка, а неудача – это еще не конец. Могу без преувеличения сказать, что сегодня наша Академия наук экологии, инженерии и педагогики является звеном, связывающим миллионы учителей по всему миру.
– Европейский высший колледж экономики, бизнеса и права в Актобе – как развивается он?
– Количество обучающихся детей увеличилось в три раза по сравнению с тем, что было два года назад, думаю, объективный показатель успешности его развития. В том году много приехало ребят из Азербайджана, набор из дальнего зарубежья на этот учебный год не объявляли из-за большого притока детей из Казахстана – здание колледжа рассчитано всего на 560 человек. Очень хотим расшириться, но все упирается в финансы, поскольку, находясь на полном самофинансировании, все, что зарабатываем, вкладываем в оборудование, новые технологии, дорогие компьютеры – наши дети работают только на IMAC. Но дорогу осилит идущий – и наш колледж, и наш Международный фонд Академии наук экологии, инженерии и педагогики настроены на достижения и эффективные результаты!
Жанет СУЛЕЙМЕНОВА
Загрузка...