Учитель – призвание или источник дохода?

Уважаемые читатели! Добро пожаловать в дискуссионный клуб газеты «Білімді ел – Образованная страна». Однажды мы предпринимали попытку открыть дискуссионный клуб на страницах газеты, но формат того времени не позволял собираться в редакции, а онлайн-дискуссия показалась нам не такой оживленной и действенной, какой должна быть в идеале. И вот теперь, когда мы можем приглашать к нам в редакцию спикеров, глаза в глаза общаться с экспертами, выслушивать их мнения, мы возобновили работу клуба.

Первый разговор затронул актуальную тему: педагог в современном мире – призвание или финансовая мотивация? Участниками дискуссии стали президент Международного университета «Астана» Серик Ирсалиев, учитель русского языка и литературы школы-гимназии №91 Нургуль Алишева и мама первоклассника, журналист Зарина Москау. Что могло объединить за круглым столом этих людей? Профессия учителя. Один их обучает, другой с ними работает, третий пользуется их услугами. И поэтому неудивительно, что их точки зрения оказались абсолютно разнополярными. Послушаем?

 Зарина Москау:

– Наша история началась с началом учебного года. Мы планировали отдать ребенка в школу с русским языком обучения, но буквально перед 1 сентября планы круто изменились, и сын пошел в казахский класс. Абсолютно не подготовленным. И с этого начались наши проблемы: ребенок не может говорить на казахском языке, не хватает словарного запаса. Дошло до того, что он не захотел ходить в школу.

Как осознанные родители, мы обратились к психологу. Результата не было. И на первых порах мы не нашли понимания со стороны учителя. Она говорила, что ребенок закрытый, не может влиться в коллектив, отсюда и проблемы. А я не понимала, как это учитель начальных классов априори не готова работать пусть даже с закрытым ребенком, не прикладывает к этому усилий…

К счастью, проблему удалось решить, администрация школы пошла нам навстречу, удалось найти общий язык с учителем. Сын стал ходить на дополнительные занятия, у него появилась уверенность в собственных знаниях, и он теперь ходит в школу.

В чем проблема? Это первый класс. Адаптация к школе, к коллективу. Тем более, что во время карантина почти два года ребенок находился с няней. Он не мог посещать детский сад. Когда ребенок идет в школу, это и без того ответственность. Когда ты знаешь, что он неподготовленный, то это еще более усугубляет ситуацию…

Сейчас, спустя время, я понимаю, что в такой ситуации нужен диалог. Обе стороны должны друг друга услышать и понять.

– Резюмируя вашу ситуацию, вы хотите сказать, что учитель должен работать по призванию, верно? А это значит находить общий язык как с детьми, в первую очередь, так и с родителями. Серик Азтаевич, вы как ректор вуза, в котором готовят будущих учителей, скажите: как обеспечить «выход» из стен вуза качественных профессионалов, которые знают не только свой предмет, но и душу ребенка?

Серик Ирсалиев:

– Говорить о том, насколько выпускники готовы к профессии, я бы начал с широкого взгляда на проблематику педагогической профессии. Наша страна третий год находится в плоскости кардинальных перемен, и это не связано со сменой власти. Я бы сказал о том, что в Казахстане созданы условия для того, чтобы в педагоги шли наиболее талантливые выпускники школ. В течение 28 лет независимости профессия педагога не была столь престижной, не было условий для того, чтобы в нее стремились. В 2015 году мы провели одно исследование и выяснили, что 25 процентов из числа поступивших выбрали профессию только для того, чтобы получить государственный грант. Более 50 процентов выпускников не связывали свою судьбу с педагогической профессией. Материальной мотивации тогда не было.

Другими словами, мы находились в круге регресса интеллекта наций. Учитель – ведь на нем замыкается все. Государство не может быть лучше, чем люди, которые живут в этом государстве. Люди не могут быть лучше, чем система образования, которая их подготовила. А система образования не может быть лучше, чем учителя, которые преподают. Круг замыкается на учителе. И если государство не сделает эту профессию самой приоритетной, то в государстве не будет ничего: ни развитой экономики, ни социальных преобразований.

Какие бы мы ни реализовывали глобальные проекты, пока из школ будут выходить слабенькие в плане образования детки, интеллект нации будет падать.

Принятие закона о статусе педагога кардинально поменяло ситуацию. Этот круг удалось разорвать. Сейчас вопрос в том, чтобы лучшие выпускники школ шли в педагогическую профессию. Как это делают в тех странах, где нет сырьевых ресурсов и всю свою экономику они поднимают за счет человеческого капитала. За счет того, что в школах дают хорошее образование, масса грамотных людей приходят потом в школу работать.

Проблема, вынесенная в тему нашей дискуссии, в идеале предполагает, что эти два фактора должны быть состыкованы. Когда самые талантливые выпускники идут в учителя, как это происходит в Сингапуре, Финляндии, и при этом они получают хорошую зарплату, то на выходе мы получаем профессионала, который любит свою работу.

Я бы хотел донести эту мысль до выпускников школ. Идите в учителя, сейчас эта профессия становится престижной. Министерством просвещения делается многое для того, чтобы убрать несвойственные учителям нагрузки. Профессия хорошо оплачиваема, и она всегда стабильна. Несмотря на мировые кризисы, потрясения, пандемию – учитель всегда есть и будет.

– Серик Азтаевич, ваш университет же готовит будущих учителей? Какие они?

– В нашем университете мы стараемся соблюдать все необходимые стандарты. Очень надеемся, что наши выпускники внесут достойный вклад в развитие образования.

Министерством образования и науки принято решение при поступлении на педспециальность повысить нижнюю планку до 75 баллов, для сравнения – на другие профессии можно поступить и с 50 баллами. И вот что я вам скажу: по первым и вторым курсам мы ощущаем, что в профессию пошли подготовленные дети. Кроме того, есть статистика, которая говорит о том, что выпускники с «Алтын белгі» отдают предпочтение педагогическим специальностям.

Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее педагогики!

Повторюсь, был круг регресса, и теперь нам надо построить круг прогресса и круг благоденствия. Представьте, самые лучшие выпускники школ получат прекрасное образование в вузах, придут в школу и будут давать лучшие знания нашим детям в школах. А из них снова самые лучшие пойдут в педспециальность. Не будет прекрасных политиков, экономистов, бизнесменов, пока не будет прекрасных учителей.

На учителе замыкается все благоденствие нашей страны, экономики, как и во всем мире.

– На такой мажорной ноте можно было бы поставить точку, но наш разговор только начался. Хотелось бы выслушать точку зрения практикующего учителя. Нургуль Галымовна, возвращаясь к истории первоклассника, как бы вы поступили?

Нургуль Алишева:

– Не бывает неразрешимых ситуаций, это я знаю точно по своей работе. К счастью, в моей работе не было случаев непонимания ни с родителями, ни с учениками. Но скажу одно: каким бы ни был гениальным учитель, ему одному не справиться. Нужна поддержка родителей.

 

Зарина Москау:

– Я с этим согласна, потому что есть конечная цель – чтобы вырос гармонично развитый человек. Но все-таки учитель должен выполнять свои функции, родитель – свои. Родители же не профессионалы, мы не знаем методик, нам не хватает терпения, знаний. В нашем случае нас выручают дополнительные занятия в репетиторском центре.

 

Серик Ирсалиев:

– «Каждый должен заниматься своим делом», – вы так сказали, словно абстрагируясь от своего ребенка… Расскажу еще об одном нашем исследовании, которое называется «Родители Казахстана».

Во всем мире давно признано, что успехи ребенка зависят от отношения родителей к его образованию и воспитанию. По сути, родитель – это первый учитель. И от того, как мама развивает ребенка: поет песни, рассказывает сказки – зависит будущее ребенка. Многочисленные мировые исследования говорят о том, что если родители уделяют внимание своему ребенку, читают вместе, интересуются его успехами, помогают ему в учебе, то прогресс этого ребенка в академических достижениях намного больше, чем у ровесников. Очень важен, конечно, социально-экономический статус семьи, но это отдельная тема. Так вот, наиболее продвинутые в плане образования дети – из семей, где влияние родителей велико. А из их числа наиболее продвинуты те, где влияние мамы на ребенка больше, чем влияние папы. Вот об этом я бы хотел, чтобы современные родители знали и помнили.

 

Зарина Москау:

– Я это понимаю, мы полностью перестроили свой график с началом первого класса. Один родитель занимается чтением, другой цифрами. Мы делаем вместе поделки, развивашки. Но именно профессиональных знаний и навыков у меня нет, да и времени недостаточно.

 

Серик Ирсалиев:

– Мы все говорим, что Финляндия – это «образовательная Мекка», куда все ездят за лучшим опытом. Так вот, когда мы ездили туда обмениваться опытом, нам показали одну карикатурную картинку из сферы образования 30 лет назад и сейчас. Тогда – учитель стоит на первом плане с гордо поднятой головой, уверенный. А родитель и ребенок с понурыми головами слушают учителя. Через 30 лет все изменилось. Учитель поникший, низко склонивши голову, внимает словам грозного родителя и ухмыляющегося ученика. К сожалению, таковы реалии и нашего образования.

Идеально, когда ребенок находит понимание с обеих сторон. Тогда из него вырастает прекрасный гражданин.

 

Нургуль Алишева:

– Я начинала работать в сельской школе, но ни тогда, ни сейчас не встречала такого, чтобы родители воспринимали работу учителя в штыки или жаловались на взаимоотношения с учителем. Возможно, это мне повезло работать в таких коллективах, где конфликты изначально не возникали. Сейчас у меня руководство в 5 классе, родители относятся с пониманием, что это уже не начальная школа, детям надо быть более самостоятельными.

 

– Кстати, Нургуль Галымовна, а вы как пришли в профессию? Считаете ли ее своим призванием?

– Был учитель русского языка и литературы, который повлиял на мой выбор профессии. Мы писали статьи в районную газету, и я полюбила этот предмет. Вообще, считаю, что у каждого молодого специалиста должен быть наставник, который бы научил работать. В моем случае моя свекровь была наставником. Она учила меня не только азам профессии, но и элементарному: дети все видят и чувствуют, надо быть всегда красивой, всегда готовить построение урока, планы, независимо от обстоятельств. Я с самого начала полюбила профессию. Люблю детей. Мне иногда даже стыдно перед своей семьей, потому что работа для меня на первом месте. И да, к слову о финансовой мотивации – когда я пришла работать в школу, я не знала, какая у меня зарплата. Как-то было неловко об этом спрашивать.

 

– Кстати, скажите, роль наставников и педагогической практики важна в становлении учителя? Серик Азтаевич, это, наверное, вам вопрос…

 

Серик Ирсалиев:

– Педагогическая практика есть в учебных планах вузов, и это правильно. Педагогическая профессия должна быть дуальной, старшекурсники должны большую часть времени проводить в школе. И тогда уже во время учебы станет ясно, готов ты к этой работе или нет. Опять же обратимся к опыту других стран.

В Великобритании, например, подготовка будущих учителей идет 3 года, и если ты точно хочешь быть педагогом, то необходимо пройти еще дополнительную подготовку. Но даже диплом бакалавра не является пропуском в школу. Надо 1-2 года пройти как стажер-учитель под руководством ментора-наставника, и только потом, сдав определенный тест и получив лицензию, молодой специалист имеет право работать с детьми.

Отношение к учительской работе очень серьезное в тех странах, где достигают успеха. В 7 странах ОЭСР, к примеру, даже в детском саду не можешь работать, не имея степени магистра.

В Финляндии в 1974 году прекратили подготовку учителей на уровне колледжа. А в 1977 году вышло требование, что только учителя с магистерской степенью могут работать в школе.

Поэтому все эти этапы важны, чтобы осознать свое призвание.

 

Зарина Москау:

– Степень магистра и все другое, конечно, замечательно. Но ни одна бумага, на мой взгляд, не гарантирует того, что человек будет на своем месте. Я хочу привести в пример известного казахского композитора, народного артиста Казахской ССР Ахмета Жубанова. Будучи музыкантом, он в сыром полуподвальном помещении в Алматы собирал желающих и обучал нотному ряду, музыке. Учитывая, что большинство этих талантливых людей были безграмотными, он еще и учил их грамоте. Доской служила печка-контрамарка. Прежде чем рисовать ноты, он терпеливо выводил алфавит, учил читать и писать тех, кто великолепно владел музыкальным инструментом. Поэтому я еще раз подчеркиваю, чтобы учить, надо хотеть учить, быть терпеливым. Это призвание учить и делиться знаниями. Казалось бы, великий музыкант, а занимался учительством.

 

Серик Ирсалиев:

– По статистике, больше половины людей в мире работают не по той профессии, которую они получили когда-то. Мир быстро меняется. Но относительно педагогической профессии скажу, что это особая профессия, как и медицинская. Да, бывают случаи, когда осознание того, что ты не педагог, иногда приходит позже.

Но сейчас с повышением статуса педагога есть и новые правила, как, например, творческие экзамены. И даже наличие диплома не гарантирует молодому специалисту работу в школе, если он не сдаст тест на квалификацию. Споров вокруг этого теста много, но ведь это же тоже своеобразное сито, которое позволяет отобрать лучших и достойных.

 

– Уважаемые участники дискуссии, завершая наш разговор, хочу попросить каждого из вас сделать собственное резюме.

 

Серик Ирсалиев:

– Тема, которую вы вынесли на обсуждение сегодняшнего клуба, в идеале должна объединять эти два момента. Государством многое делается, чтобы материальное обеспечение учителей было достойным, параллельно создаются фильтры, о которых мы сегодня говорили, чтоб в профессию не попадали случайные люди. Это начиная от повышения баллов ЕНТ и заканчивая уилением требований к специальным творческим экзаменам и, наконец, квалтест.

 

Зарина Москау:

– Каждый опыт нас чему-то учит. Родителям школьников хочу сказать, что нужно готовиться к встрече со школой и все продумывать заранее, не менять планы на ходу, потому что страдать будет ребенок. Второй момент – когда ребенок идет в первый класс, ты «идешь в школу» вместе с ребенком. И к этому надо быть готовым. Быть максимально вовлеченным, осознанным, понимающим, что надо вместе пройти все этапы школьной жизни. Моральная ответственность за ребенка остается за родителями. А знания дает школа.

 

Нургуль Алишева:

– Для каждого человека профессия – это источник заработка. Мы, учителя, тоже живые люди, и нам тоже нужны деньги. И, на мой взгляд, учитель не должен выглядеть хуже учеников в материальном плане. Тем не менее, каждый педагог должен идти в школу только по призванию. Если чувствуешь, что не твое, то лучше оставить, не доводить до кризисного случая. И, конечно, я желаю педагогам терпения.

Сейчас созданы максимально все условия для эффективной работы. Школа обеспечивает всем необходимым. Интернет дает широкие возможности. Я сравниваю годы своего раннего учительского периода и сейчас – это же абсолютно разные условия работы.

Я очень рада, что статус педагога сейчас на высоком уровне. И поэтому мы отдаемся душой работе. В принципе, что мы и делали раньше, даже без высоких зарплат.

 

Вот такой интересный разговор состоялся в нашем дискуссионном клубе. Каждая сторона осталась при своем мнении, однако к общему мнению удалось прийти. Быть учителем можно только по призванию души, и этот нелегкий труд должен достойно оплачиваться – такое заключение вынесли участники дискуссии.

Согласитесь, тема актуальная, и говорить о ней можно часами, находя убедительные примеры, доказательства, факты. И мы призываем вас тоже, уважаемые читатели, высказаться на эту тему, писать комментарии на сайте bilimdinews.kz, делиться мнением с коллегами.

К слову, один их участников дискуссии – президент международного университета «Астана» Серик Ирсалиев – подарил редакции книгу, написанную на результатах исследования на тему «Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию и что мотивирует их остаться в ней?». Результаты различных тестов и соц-опросов, проведенных в разных регионах страны, описаны на страницах издания. Но красной строкой проходит главная мысль: «В большинстве случаев интерес к преподаванию, социальная значимость роли учителя и среда, способствующая профессиональному развитию, перевешивают интерес к материальным благам при выборе учительской профессии».

Стало быть, времена меняются, а задача учителя остается неизменной: сеять разумное, доброе, вечное.

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий