Ерулан МАГЗЫМБЕКОВ: Если профсоюз не выполняет защитные функции, его можно закрывать!
Один день я провела вместе с председателем Профсоюза образования Жамбылской области Еруланом МАГЗЫМБЕКОВЫМ. Это был насыщенный, полный впечатлений, открытий, откровенностей, погружения в «кухню» организации и в целом сути профсоюзной миссии день. Впрочем, обо всем по порядку. Стоит отметить, по республике по многим направлениям деятельности Жамбылский профсоюз занимает лидирующие позиции среди региональных своих коллег.
Дом профсоюзов
Обычно областная профсоюзная организация располагается с кем-то по соседству, в общем большом здании. А тут – свое, большое, светлое, просторное, в несколько этажей. На мой изумленный взгляд Ерулан Сабенович поясняет: «Да, у нас свой Дом профсоюзов. К этому мы шли долгие 12 лет и вот наконец пришли к цели». В комплекс входит еще гостиница.
– Откуда средства? – вопрос ребром…
– Этот комплекс строим с 2010 года. Долго строили, потому что есть определенный бюджет, на него и рассчитывали – на тот, чем по уставу может распоряжаться областная организация.
– Кстати, посвятите в тонкости, если можно: как складывается бюджет, скажем, областной профсоюзной организации образования?
– А никакого секрета. Наши районные/городские структуры, которые находятся в статусе филиалов, направляют нам 25% от всех собранных членских взносов, т.е. общего вала. 75% остается внизу, от района до первички. Из этих поступивших 25% мы отчисляем 3% центральному комитету отраслевого профсоюза, 2% – Федерации профсоюзов. Итак, у нас осталось 20%, из них 10-12% обратно возвращается вниз, это культурно-массовые мероприятия, обучение, оздоровление, правозащитная деятельность, материальная/благотворительная помощь и пр. В нашем распоряжении остается 8-10%. Вот почему мы по кирпичику строили свой Дом профсоюзов, выделяя средства по своим возможностям, своими силами довели его до завершения. Руководство профсоюза еще 12 лет назад определило для себя: нужен свой комплекс.
– Положа руку на сердце, это профсоюзное имущество или есть частное участие?
– Ни одной копейки каких-то частных структур или лиц здесь нет. Это наше профсоюзное хозяйство, которое позволило нам уйти от надобности постоянной аренды залов, гостиниц по рыночным ценам – у нас есть свой дом, крыша над головой, не прося ни у кого, не тратя время и средства на поиски помещений для семинаров, конференций, исполкомов, обеспечивая питание, проживание, проезд, все проводить в одном месте. Первичным организациям это обходится в разы дешевле, чем оплачивать по рыночным ценам областного центра. Имущество служит исключительно уставным целям профсоюза.
Истинная миссия – правовая защита
– У многих ассоциации профсоюзов с раздачами кульков детям на Новый год… Что поменялось?
– Да, кульки были (улыбается – авт.). А знаете почему? До 1997 года вся система социального страхования была в ведении профсоюзов. Это были колоссальные средства, и были турбазы, лагеря, санатории, дома отдыха. Когда средства ушли в ведение государства, что и правильно, профсоюз перешел к самостоятельной общественной деятельности. Сегодня оздоровить каждого невозможно, оказанием материальной помощи также не до каждого дойдешь, культурно-массовыми и спортивными мероприятиями охватываются тоже не все, но все и каждый в отдельности работник нуждаются в квалифицированной социально-трудовой и правовой защите.
То время прошло, и профсоюзы вернулись к главному своему предназначению: представлению интересов работников и качественной защите их интересов. Безопасный труд и обеспечение условий для достойной заработной платы – это два кита, которые должен нести любой профсоюз, иначе нет смысла в их существовании.
– Вам это удается в своей области?
– Думаю, мы делаем и пытаемся делать в этом направлении определенные шаги! За год к нам поступает только зафиксированных более 10 тыс. обращений от работников-членов профсоюза. Это через личный прием, через соцсети, через телефонные звонки, через нашу газету «Еңбекші». Это без учета обращений, где педагоги просили бы материальную помощь, благотворительность или путевку в санаторий. Они фиксирутся, и их учет ведется отдельно. Все 10 тыс. вопросов касаются конкретно трудовых отношений: зарплаты, рабочего времени, режима отдыха, режима труда, доплаты, отпуска, аттестации, лечебного пособия, трудового стажа, нагрузки, компенсационных выплат и так далее.
Как мы совладаем с таким потоком? Тем, что мы создали крепкий стабильный штат юристов – их у нас 14! В каждом районе по юристу, трое в центральном нашем областном офисе.
– Если не ошибаюсь, такого большого штата трудовых юристов нет в других регионах? Зачем так много?
– Кто может защитить права трудящихся? Только тот, кто знает законы. Кстати, любой среднестатистический юрист подтвердит, что трудовое право – одно из самых сложных направлений законодательства. Никакой вуз у нас в стране не готовит специально профсоюзных работников. Юристов на рынке хоть отбавляй, но юристов, знающих трудовое право, днем с огнем трудно сыскать… Нужны знания, а главное, опыт, причем не одного-двух лет.
В этом году мы направили 227 млн тенге на оздоровление, более 7 тыс. человек оздоровили, но это всего 8% всех членов профсоюза, а другая большая масса какую от нас получает помощь? Через обучение, информационную работу и защиту трудовых прав и интересов. Если профсоюз не выполняет защитную функцию, его можно закрывать.
И я могу прямо сказать: «Если твой профсоюз тебя не защищает, не помогает, если он уклоняется от тебя, уходи из него». Не просто моральная поддержка, «пришел, пожалели, погладили по голове», а реальная правовая помощь – вот за чем идет человек в профсоюз. Это совершенно четкая позиция, которой мы неукоснительно придерживаемся.
Кадры решают все!
– Вот мы сегодня почти весь день общаемся со многими сотрудниками вашего профсоюза: юристы, бухгалтера, хозяйственники – ощущается прекрасный микроклимат, командный дух…
– Да, это наше достояние. Сплоченный одной задачей коллектив – это важно. Традиции подходов к кадрам, к правовой нацеленности профсоюзной миссии заложены нашим наставником – Орынбаевой Гульсын Рахимжановной, которая более 30 лет посвятила профсоюзной работе,18 лет из них была бессменным руководителем профсоюза образования, 11 лет возглавляла облсовпроф, выведя его на передовые позиции в республике. Долгие годы ее заместителем был известный юрист Беженаров Виктор Федорович, сегодня он заместитель председателя отраслевого профсоюза работников образования и науки. Это сильные, дальновидные руководители. При них зародились и стали успешными проекты, которые мы продолжаем: «Единый колдоговор», «Правовая инспекция», «Газета», «Профсоюзный туризм», «Учебный центр». Как и наши предшественники, мы всегда открыты для обмена опытом, и нам повезло с теми, кто поставил профсоюзную деятельность в области на эффективные рельсы.
Сегодня средний возраст наших ответственных работников – 41-42 года, это мобильная, работоспособная команда. Средний стаж – 7 и более лет. Я тоже здесь начинал специалистом, был руководителем аппарата, заместителем, председатель – последние 4 года.
Социальное партнерство – есть!
– Надо не просто решать возникшие проблемы у членов профсоюза, а работать на опережение, чтобы проблемы не нарастали, как снежный ком, и не вызывали социальные всплески, – рассуждает Ерулан Сабенович. – Когда трудовой спор решается на уровне первички, это и вовсе замечательно.
– Одно из наших больших достижений – отлаженное, четкое системное социальное партнерство с Управлением образования, проверенное годами, строящееся на конструктивном диалоге, – отмечает глава областного профсоюза работников образования. – Эффективно работает согласительная комиссия – постоянно действующий досудебный орган на уровне районов и области, состоящий из представителей работников и работодателей, регулирующий индивидуальные трудовые споры. Уже на этом уровне решаются многие вопросы, и после ее работы отпадают многие вопросы. Эта комиссия обладает очень высокими полномочиями, вплоть до восстановления на работу в случаях незаконного увольнения. Через социальное партнерство способны разрешаться любые возникающие болевые вопросы.
P.S.: Один день с Еруланом Магзымбековым удался. Прониклась уважением к деятельности одного профсоюза на уровне области, многое для себя заново открыла, еще раз убедилась в главной миссии организации – правовой защите людей. Вызывало уважение то, как здесь ценят опыт предшественников, воспитывают новые сильные кадры. И да, конечно, покорили подход к организации работы, грамотное ведение всех направлений до мельчайших деталей, позитив и профессионализм главы Профсоюза работников образования Жамбылской области! Кто-то хочет пригласить редакцию газеты на «Один день с…» – ждем заявки. Спасибо, Ерулан Сабенович, за участие в премьере рубрики!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Тараз – Туркестан
Фото автора