Каждый учитель должен знать свои права
Учитель – это, бесспорно, самый образованный и грамотный представитель человечества. Но есть вопросы, которые даже их зачастую заводят в тупик. Думаю, с этим согласятся многие наши читатели – как только речь заходит о бухгалтерии, тут даже педагогам-математикам бывает непросто понять – сколько начислено и сколько к получению.
О том, какую правовую помощь в таком случае могут оказать юристы, в интервью газете «Білімді ел – Образованная страна» рассказывает заместитель руководителя по правовым вопросам ОО «Локальный профсоюз работников образования и науки Жамбылской области» Берик БАЙМАГАМБЕТОВ.
– Берик Абенович, с какими вопросами чаще всего обращаются педагоги?
– Существует огромное количество вопросов, с которыми к нам обращаются члены профсоюза. Основными из них являются вопросы аттестации, начисления заработной платы, режима рабочего времени и времени отдыха, сокращение штатов, получение компенсации и множество других. К примеру, в сентябре 2022 году из-за принятия нового государственного общеобязательного стандарта и отмены деления классов по некоторым дисциплинам, а также обновленных типовых учебных планов в стране началось сокращение учебной нагрузки учителей физкультуры, русского, английского языков и учителей самопознания. Возникли вопросы: как трудоустроить учителей, подпадающих под сокращение, какие выплаты полагаются при сокращении и что лучше, «сократиться» или продолжать работать с меньшей нагрузкой.
Тем не менее, не ошибусь, если скажу, что большинство вопросов в нашей практике все-таки касаются заработной платы и их начисления в рамках ежегодного повышения. Как вам известно, по поручению Президента с 2020 года началось поэтапное повышение зарплат учителям. С того времени каждый год осуществляется перерасчет, и как следствие, возникают ошибки. Это человеческий фактор, и у нас нет цели кого-то обвинять. Наша задача – разъяснить и помочь. Ведь многие педагоги не ощущают должной прибавки по своим начислениям, и начинают выяснять, правильно ли им бухгалтерия посчитала. Эта проблема обостряется летом, когда учителя выходят в отпуск. Полгода они получали меньше зарплату, чем следующие полгода – как в таком случае будут высчитываться отпускные? К сожалению, встречаются случаи, когда повышающий коэффициент при начислении отпускных не учитывается. И мы в таких случаях проводим разъяснительную работу с администрацией школы, с бухгалтерией.
– Ваш опыт в правовом поле может служить примером многим другим профсоюзам. Как удалось выстроить такую слаженную работу?
– Мы сейчас равномерно распределили функционал: в каждом районе и городе Тараз Жамбылской области осуществляет свою деятельность правовой инспектор труда. Но так было не всегда. В 2010 году, когда открылась правовая служба при областном профсоюзе работников науки и образования, на 3 района был 1 правовой инспектор. Я пришел в 2012 году и работал на 2 района – неделю в одном, неделю в другом. Даже за одну неделю накапливались вопросы. И так постепенно мы стали увеличивать количество правовых инспекторов. Теперь они есть в каждом филиале профсоюза и осуществляют свою деятельность в рамках правовой защиты членов профсоюза по всем направлениям трудовых правоотношений на своих административно-территориальных единицах.
За этот период мы планомерно добивались того, чтобы правовая служба была непосредственно приближена к членам профсоюза, чтобы правовые инспектора находились в постоянном контакте и своевременно реагировали на все поступающие обращения и жалобы. В связи с чем на сегодняшний день созданы возможности для получения каждым членом профсоюза бесплатной юридической помощи, причем помощь эта касается не только сферы трудовых отношений, но и других проблем, возникающих у работников в различных жизненных ситуациях.
Скажу больше – наши юристы зачастую оказывают правовую помощь в решении различных проблемных вопросов работодателям и отделам образования, в штате которых не предусмотрены юристы. Мы четко понимаем, что если работодатели и уполномоченные органы на местах на основании оказываемой правовой помощи, будут допускать меньше ошибок и нарушений законодательства, то это соответственно хорошо отразится и на наших членах профсоюза.
– А навыки разрешения трудовых споров вашими юристами приобретаются с опытом? Или предусмотрено их обучение?
– Конечно навыки юридической специальности повышаются с опытом работы, но и обучению мы придаем большое значение. В год 2 раза мы проводим обучение и повышение квалификации правовых инспекторов. Если одно обучение происходит на выездных курах в Астане, Алматы, где наших юристов обучает такой мэтр как Беженаров Виктор Федорович, то второе обучение осуществляем сами на базе областного учебного центра, где рассказываем о новшествах в законодательстве, принципах правильного применения нормативно правовых норм, делимся опытом и своими наработками. Сейчас около 70 процентов наших правовых инспекторов это специалисты, которые имеют 10-летний опыт работы.
– Вот вы говорили о том, что часто решаете проблемы с выплатой заработной платы. А есть статистика, сколько в Жамбылской области денег удалось доплатить учителям, благодаря вашему вмешательству?
– Более полутора миллиардов тенге доначислено учителям области с 2015 по 2022 годы благодаря нашей работе. С каждым случаем мы кропотливо разбирались, искали пробелы и добивались справедливой выплаты положенных педагогу денег. Еще раз повторюсь, чаще всего неточности в начислениях допускались по незнанию бухгалтерами нюансов финансирования. Ведь начислять зарплату учителю – это очень сложный труд. Здесь есть различные доплаты – за классное руководство, за категорию, за работу в сельской местности, за обновленное содержание образования и многие другие моменты – в итоге у всех разные суммы. И ошибиться здесь легко, особенно начинающему специалисту. Чтобы избежать таких случаев или хотя бы свести их к минимуму, мы также по линии профсоюза проводим обучение работников бухгалтерии.
Чтобы было понятнее необходимо заметить, что вышеуказанный экономический эффект, как возвращенные членам профсоюза суммы денежных средств, складывался не только из-за неправильного расчета заработных плат членов профсоюза. Большие суммы денежных средств выплачивались и выплачиваются на основании более благоприятных норм, прописанных в коллективных договорах, не предусмотренных законодательством, а также выплат, осуществленных на основании решений судов в пользу многочисленных работников сферы образования по вопросам выплат командировочных, доплат за работу сельской местности и устранения многих других нарушений, выявляемых нашими юристами в процессе своей деятельности.
Как итог всей указанной работы, в настоящее время созданная нами правовая служба является самой востребованной структурой организации профсоюза, поскольку, введя в действие институт штатных профсоюзных правовых инспекторов труда, мы подняли работу по правовой защите профсоюза и его членов на качественно новый уровень.
– Это колоссальная работа. Остается только позавидовать жамбылским учителям, имеющим такую надежную правовую защиту в вашем лице…
– Первый год – это было в 2010 году, когда отраслевой профсоюз впервые внедрил практику правовых юристов был проведен мониторинг, насколько эффективно содержать в штате столько человек, в ходе которого стало понятно, что в разы увеличился поток обращений членов профсоюза и количество предоставляемой реальной квалифицированной помощи для работников сферы образования. Вместе с тем, в 2015 году был внедрен показатель экономического эффекта, по результатам которого стало очевидным, что суммы денежных средств, которые возвращаются членам профсоюза на основании всех форм правозащитной работы многократно превышают затраты на содержание штата правовой инспекции. Когда увидели результаты, все вопросы сразу отпали.
– В последние года создается впечатление, что трудовых конфликтов становится меньше. У вас работы не убавляется?
– Всегда есть над чем работать. Каждый год происходят какие-либо новшества, реформы или изменения законодательства, которые могут затронуть права членов профсоюза и не в лучшую сторону. К примеру, в этом году мы 2 раза вносили в региональное Соглашение о социальном партнерстве и коллективные договора изменения и дополнения. Весной текущего года мы внесли более 10 благоприятных норм, в связи с введением с конца 2021 года в действие положения о конкурсном назначении педагога и изменением Правил аттестации, которые имели пробелы и условия, ухудшающие положение педагогов. В сентябре 2022 году из-за отмены деления классов по некоторым дисциплинам и исключения часов самопознания из инвариантного компонента учебных планов – в коллективные договора были внесены изменения касающиеся сохранения категорий учителям самопознания, которые были вынуждены перевестись на другие педагогические должности. Также прописали нормы, позволяющие в этот период осуществлять внутренние и внешние переводы учителей по предметам самопознания, физической культуры, русского, английского языка в связи с сокращением количества часов и штатов без применения норм конкурсного назначения педагогических работников. И все это стало возможным, благодаря пониманию со стороны наших социальных партнеров.
– Вот, оказывается, на чем основаны слухи о том, что в Жамбылской области социальное партнерство на очень высоком уровне…
– Если возникает трудовой спор – в 90 процентах случаев мы достигаем мирного урегулирования, в связи с тем, что у нас беспрецедентная модель взаимовыгодного социального партнерства, построенная на верховенстве закона, уважении, постоянного контакта и поиска консенсуса по всем возникающим проблемным вопросам. Бывают, конечно, случаи, когда переговоры и переписка не приводят к положительному результату и решение вопросов доходит до суда – но и там мы более 90 процентов дел выигрываем. Необходимо отметить, что за последние годы в своем преобладающем большинстве такие споры возникают не напрямую с нашими социальными партнерами, а на основании исполнения актов контролирующих и надзорных органов, выписанных нашим социальным партнерам, с которыми мы выражаем свое несогласие и обжалуем в судах, когда такие акты вынесены неправомерно и нарушают права наших членов.
Всем известно, что основным инструментом защиты трудовых прав членов профсоюза безусловно являются акты социального партнерства – это региональное областное Соглашение и городские (районные) коллективные договора. С 2012 года мы добились заключения единых коллективных договоров, которые заключаются на основании областного регионального Соглашения между отделом образования и (гор) райкомом профсоюза и действуют на всех членов профсоюза на соотвествующих административно территориальных единицах. В актах социального партнерства мы прописываем нормы, которые предусматривают более благоприятные условия для наших членов профсоюза, чем предусмотрено действующим законодательством. Также своевременно реагируем на нововведения в нормативно правовых актах, ухудшающих положение работников и вносим изменения и дополнения в акты социального партнерства, сохраняющие действующие нормы и стараемся закрывать пробелы законодательства в пользу работников. Это помогает нам в деятельности по установлению благоприятных условий и защите прав членов профсоюза, а также позволяет доказывать свою правоту на всех стадиях досудебного и судебного урегулирования.
К примеру, посредством актов социального партнерства мы добились повышения заработных плат непедагогических работников нашей отрасли, от которых зависит полноценное и нормальное функционирование организаций образования, но при этом имеющих очень низкую заработную плату. В первую очередь можно сказать о библиотекарях, делопроизводителях, бухгалтерах, экономистах, которые на основании норм Коллективного договора получают соответствующие доплаты. На основании условий коллективного договора наши библиотекари в организациях образования с 2021 года получают доплату в размере 35 % от должностного оклада, что является существенной прибавкой к зарплате. Делопроизводители зачастую совмещают две-три должности – секретаря, делопроизводителя и кадровика – а получают зарплату за одного. То же самое касается бухгалтеров и экономистов. У них крайне ответственная и сложная работа, но при этом очень низкооплачиваемая. Этим и объясняется постоянная текучесть кадров на данных участках. Поэтому мы по мере возможности сумели мотивировать указанную категорию работников, прописав в коллективном договоре доплату за расширение зон обслуживания в размере не менее 50% от должностного оклада.
Кроме этого, в текущем году мы внесли в региональное Соглашение о социальном партнерстве норму о предоставлении уборщикам служебных помещений трудового отпуска до 36 дней и выплаты пособия на оздоровление при выходе в отпуск, о чем они просили неоднократно, ссылаясь на тяжелые условия труда.
Учитывая, что ежегодное повышение зарплаты педагогов не распространялось на технический и вспомогательный персонал, посредством актов социального партнерства мы хоть как-то решали данные проблемные вопросы.
Когда говорят о социальном партнерстве, следует понимать, что оно не возникает одним рукопожатием сторон. Это сотрудничество как результат споров, трений, когда в конце концов мы доказывали свою правоту и уже только потом работодатель признавал нашу правовую силу, мощь.
Мы не устаем повторять – у нас нет цели противостоять кому-то, мы нацелены на сотрудничество. Сейчас уже администрации организаций образования понимают это и, вы будете удивлены, сами нередко просят нас провести мониторинг и оказать правовую помощь по приведению их документов в порядок по букве закона.
Вышестоящие профсоюзные органы республики, в лице Федерации профсоюзов и Профсоюза отрасли зная о нашей практике, ставит нашу работу в пример и всегда говорит: ваш опыт надо внедрять по всем отраслям. Мы не прочь делиться опытом. Хотя работать еще есть над чем. Считаю, что на сегодняшний день мы «достучались» до 25 процентов членов профсоюза, в основном это те, кто получил нашу помощь непосредственно. Но наша задача – чтобы каждый член профсоюза знал о том, что его права и законные интересы под нашей постоянной защитой и правовая служба готова предоставлять всем членам профсоюза квалифицированные юридические безвозмездные услуги. Надеюсь, что через вашу газету мы сможем информировать как можно больше читателей о том. Что современные профсоюзы есть, они действуют, они активны.
– Спасибо Вам за беседу. Мы надеемся внести лепту в ваш нелегкий труд и донести до каждого из наших читателей, что они могут в случае возникновения трудовых проблем обращаться в профсоюз.
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Тараз – Астана