О предмете и учебнике «Основы предпринимательства и бизнеса»

В странах с развитой экономикой предпринимательским навыкам начинают обучаться ещё в школе – на уроках по предпринимательству, в детских бизнес-школах. Новое поколение будущих бизнесменов Казахстана также нужно готовить уже сейчас,  в рамках школьного обучения. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (НПП «Атамекен») совместно с издательством «Көкжиек-Горизонт» предложила создать практико-ориентированную программу, основанную на современных методах преподавания предпринимательства, апробированных в ведущих бизнес-школах мира: методе кейсов, геймификации, командных заданиях, работе с менторами, стартап-инкубаторе и привлекла экспертов с рынка, действующих преподавателей, бизнес-тренеров и преподавателей предпринимательства из ведущих вузов Казахстана, в том числе из Nazarbayev University.

Группу возглавили Е.С. Дуйсенханов, Н.Е. Жулдызбаев, С.А. Щеглов и А.А. Сейтенова, имеющие степени магистров предпринимательства в зарубежных вузах, действующие бизнесмены и преподаватели. Ими совместно со сторонними экспертами  была разработана программа и учебник «Основы предпринимательства и бизнеса» для 10-11 классов, учитывающие опыт многочисленных исследований в сфере бизнес-образования.

В учебной программе применён коучинг-подход, предполагающий не навязывание субъективного авторитетного мнения старших о правильности или неправильности, актуальности или неактуальности предпринимательства и бизнеса, а собственное осознание подростком сути предмета и последующее принятие психологической ответственности за собственный выбор, обусловленный формированием личного отношения к нему.

Широкое применение принципа геймификации (игротехники) призвано облегчить к восприятию материал, выработать определённые полезные первичные навыки, которые в дальнейшем можно будет масштабировать на реальные обстоятельства.

Метод кейсового (ситуационного) обучения также интегрирован в процесс, поскольку даёт реальную возможность плюрализма (множества мнений), проявления креативности, нестандартности подходов к одной и той же ситуации.

Предпринимательству нельзя научиться академически, но можно научиться деятельно. Поэтому доля теоретического материала в учебнике составляет 30% от общего объёма, оставшаяся часть – практические задания, тематические игры и т.д.

Содержание учебника в 10 классе состоит из 4-х разделов соглано учебным четвертям.

Первая четверть вводит учащегося в предмет «Основы предпринимательства и бизнеса», знакомит с необходимой терминологией, рассматривает значение предпринимательства через призмы экономики и компетенций личности, различает предпринимательство и бизнес. Учащийся поймёт историю развития предпринимательства в нашей стране на основе новых полученных знаний; узнает, какие ресурсы и факторы необходимы для производства; научится анализировать закон спроса и предложения; познакомится с понятиями дефицита, избытка и рыночного равновесия.

Вторая четверть знакомит с тем, какие шаги необходимо предпринять для открытия собственного дела, а также с различными формами предпринимательства. Учащийся узнает, какие инновации и тренды существуют в современном предпринимательстве; познакомится с понятиями стартапа, бизнес-модели и идеологией бережливого стартапа; узнает о том, что такое конкуренция и какие типы конкурентных стратегий существуют; научится описывать структуру ценообразования, понимать сущность ценовой политики и различать ценовые стратегии.

Третья четверть предполагает изучение маркетинга продвижения товаров на основе реально существующих отечественных товаропроизводителей FMCG-сектора. Объединённые группы учащихся выбирают конкретного производителя и определённый продукт из его линейки. В этой четверти учащийся узнает, что такое маркетинг и какие маркетинговые стратегии существуют; познакомится с маркетинг-миксом и научится его применять на практике, проводить кабинетные и полевые маркетинговые исследования, SWOT-анализ. Узнает, как определять целевую аудиторию продукта и как сегментировать потребителей. Познакомится с понятием бренда, сможет использовать ATL- и BTL-маркетинговые коммуникации, а также познакомится с принципами цифрового маркетинга. Применяя полученные знания и навыки, дети формируют креативные идеи по альтернативному перепозиционированию продукта и/или формату продвижения с целью увеличения объёма или завоевания новых ниш.

Четвёртая четверть рассматривает особенности такого клиентоориентированного подхода к поиску бизнес-решений, как дизайн-мышление. Учащийся должен выбрать бизнес-проблему из списка, предложенного учителем, над которой он будет работать на протяжении всей четверти, применяя методологию дизайн-мышления: эмпатию, анализ и синтез, генерацию идей, прототипирование и тестирование.

Содержание учебника 11 класса также состоит из 4-х разделов учебной четверти.

Первая и вторая четверти знакомят с бизнес-моделированием, вырабатывают необходимые социальные навыки из разряда «крайне необходимых» при основании стартап-проекта. В этом полугодии учащийся, уже обладая определённым багажом знаний, формирует собственную бизнес-идею и получает инструменты для превращения в реальный бизнес по принципу бизнес-акселераторов. Учащийся получает опыт превращения идеи в реальность, который может использовать для реализации повседневных, деловых, семейно-бытовых задач в личной жизни.

Третья четверть продолжает вырабатывать социальные навыки учащегося, где он обучается финансовой грамотности, знакомится с личным эффективным финансовым планированием для семьи, с банковской системой и международными рынками.

Четвёртая четверть призвана обратить взор выпускника на широту возможностей через привитие навыков целеполагания, знакомство с масштабированием бизнеса, международным бизнесом, личной стратегией и т.д.

По инициативе НПП «Атамекен» и МОН РК с 2019 учебного года внедрён предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» для 10-11 классов в общеобразовательных школах РК. С 2017 года этот предмет прошёл апробацию в 17 школах РК.

Учебный предмет является предметом по выбору стандартного уровня инвариантного компонента. Обучение предмету осуществляется по Типовой учебной программе, утверждённой приказом министра образования и науки РК от 7 марта 2019 года №105.

Предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» направлен на изучение базовых понятий и законов сферы предпринимательства, на формирование у обучающихся бизнес-мышления, на выбор активной жизненной позиции, на создание навыков для будущей самостоятельной жизни в современных условиях.

Проект реализуется в рамках исполнения 73-го направления «Развитие предпринимательских навыков с изучением предмета «Основы предпринимательства» на всех уровнях образования – от школ до вузов» Общенационального плана по реализации послания Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева.

Объём учебной нагрузки предмета «Основы предпринимательства и бизнеса» в 10 и 11 классах по выбору в инвариантном компоненте стандартного уровня составляет 2 часа в неделю, 72 часа в учебном году по типовому учебному плану (с сокращением учебной нагрузки) согласно приказу МОН РК № 125 от 26 марта 2021, или 1 час в неделю, 36 часов в учебном году по вариативному компоненту в курсе «Глобальные компетенции» типового учебного плана (ТУП) (обновлённого содержания) согласно приказу МОН РК № 415 от 20 августа 2021 г.

Мы должны научить школьников мыслить «как предприниматели» – творчески, новаторски, инновационно, креативно и критически. Эти навыки необходимы не только бизнесменам, но и специалистам любых отраслей, ведь они позволяют людям на их рабочих местах постоянно искать возможности для улучшения и оптимизации своей работы.

Аналогичную задачу должен решать предмет предпринимательства в колледжах и вузах, с той разницей, что студенты этих учебных заведений уже выбрали свою профессиональную специализацию. То есть перед методологами и авторами должна стоять задача разработки адаптивных программ, обучающих «умным» и «острым» навыкам с учётом специфики выбранной деятельности (например, бизнес-навыки в области ветеринарии, инженерии, строительства и т.д.).

Поскольку предпринимательство мы рассматриваем не только как экономическое явление, но и как компетенции личности, необходимо применить также формат тренинга. Он интегрирован с целью обеспечения высокой степени интерактивности наработки навыка, что позволит параллельно с главными целями предмета по приобретению навыков применения профильных знаний (hard skills), также, незаметно для учащихся, прививать и социальные навыки эффективной личности (soft skills). Это подготовит подростков к жизни и приблизит к достижению высоких результатов в обществе (способность ставить правильно цели, генерировать идеи, доносить идею до слушателя, формировать эффективные команды и т.д). Более того, мы предполагаем, что к моменту окончания школы подросток будет чётко понимать желаемую сферу деятельности и осознанно выбирать специализацию в вузе.

В заключение можно сказать, что учебник «Основы предпринимательства и бизнеса», выпущенный издательством «Көкжиек-Горизонт», получил высокие оценки как у внешних экспертов, так и учителей, учеников и их родителей.

Нугман ЖУЛДЫЗБАЕВ,
автор учебника «Основы предпринимательства и бизнеса», методолог, бизнес-тренер НПП «Атамекен»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий