В споре рождается истина, в дебатной игре – эрудиты

Владение дебатным искусством не просто навык, а современное требование успешной жизни. В Костанайской области более 18 лет проводятся ежегодные областные дебатные турниры. Последние три года усиленную  работу по развитию дебатного движения активно курирует Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования.

За это время и в рамках общенационального культурно-образовательного проекта «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы», инициированного министром просвещения РК Асхатом Аймагамбетовым, направление данной деятельности заметно преобразилось и приобрело новый импульс, став среди молодежи, как сейчас модно говорить, «трендом». На постоянной основе проводится регулярная модернизация дебатов во всех аспектах.

С чего все начиналось

В январе 2021 года в Костанайской области дебатные клубы были созданы во многих организациях образования: в 21 учреждении дополнительного образования, 313 школах. На сегодняшний день в организациях общего среднего и дополнительного образования осуществляют деятельность 408 дебатных клубов с охватом 4828 учащихся, из них 141 клуб с государственным языком, 267 клубов с русским языком обучения. Ну а вместе с организациями ТиПО (34 дебатных клуба) создано всего 442 дебатных клуба с охватом участников 5503 человека.

Работу дебатного движения в регионе курирует Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования Управления образования акимата Косатнайской области, а я являюсь областным координатором дебатного движения Костанайской области. Такое решение было принято с целью формирования духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств личности у молодежи. Одновременно с этим проект «Дебатное движение школьников «Ұшқыр ой алаңы» получил новый импульс, который не ограничивается повсеместным внедрением дебатных кружков и клубов в организации дополнительного образования, но и имеет обширный комплекс сопутствующих мероприятий, направленных на популяризацию и дальнейшее активное развитие дебатного движения не только в рамках области, но и республики. На регулярной основе мы проводим мониторинг, обучающие семинары, соответствующие конкурсы, на страницах в социальных сетях ежедневно публикуются материалы о ребятах, занимающихся дебатами. Для систематизированного подхода к организации и контролю по обеспечению каждой организации дополнительного образования – дебатным клубом был создан специальный проект «Звезды дебатного движения».  На протяжении нескольких месяцев, на просторах интернета мы публиковали истории наших воспитанников, рассказывали о том, как они пришли в дебаты, что привлекло их, а главное какую роль это сыграло и продолжает играть в жизни. На сегодняшний день эта работа продолжается, но формат подачи изменился: теперь мы рассказываем о биографии всех дебатных клубов региона, рассказываем об их руководителях, запускаем челенджи, конкурсы.

Конечно, для того чтобы воспитанники показывали высокие результаты, стремились к высотам и не боялись действовать – нужно тесно работать и с педагогами. В связи с этим в нашей области мы ввели еще одно новшество, что по сути является вторым этапом проекта «Звезды дебатного движения». Его смысл можно понять исходя из названия – каждый четверг в режиме онлайн у мониторов собираются все руководители дебатных движений организаций дополнительного образования на заседания координационных советов по развитию дебатного движения, в ходе которых обсуждаются вопросы и перспективы развития дебатного движения, определяются направления дальнейшей работы. Рассматриваются возможности проведения совместных дебатных встреч, обмена форматами, выявляются актуальные темы, которые были бы понятны и интересны детям всех возрастов и всех направлений деятельности. В ходе этих встреч руководители дебатных клубов получают необходимую информацию по работе. Также в эти дни, проводятся и тренинги, мастер-классы для детей.  Проводят эти семинары опытные дебатеры. 

Реалии настоящего

С начала 2022-2023 учебного года ведется работа по расширению сети кружков и клубов и увеличению контингента. В сентябре было проведено заседание областной дебатной лиги, где был утвержден список координаторов дебатной лиги и в ходе голосования председателем была избрана опытный дебатер, депутат областного маслихата –  Капенова Гульмира Амангельдиевна.

В целом за этот год проведена большая работа, но в рамках этой статьи я расскажу об основных, крупных проектах, которые вызвали не только общественный интерес, но и дали наглядные результаты того как еще более качественно усовершенствовать работу.

С самого начала года у наших ребят было насыщенное время жарких игр. В феврале команда «Диссонанс», школы-лицея №1 г. Костаная показала достойную игру и в упорной борьбе вышла в финал республиканского турнира «Ұшқыр ой аланы», организованного республиканским учебно-методическим центром дополнительного образования. Наши ребята вошли в четверку финалистов, заняв четвертое место! Кроме того, спикер команды «Диссонанс» – Виктория Щербакова взяла номинацию «Лучшая аналитика»!. А дальше на ребят обрушилась популярность среди сверстников, их знает вся область: ребят снимали для сюжетов на телевидении, о них писали газеты, в дальнейшем привлекали к мероприятиям в качестве игроков, консультантов, спикеров.

Так шаг за шагом популярность дебатных игр набирала обороты и дошла до родительской общественности, мы получали много заинтересованных отзывов от родителей, а затем было решено провести областной дружеский дебатный турнир между родителями, учениками и педагогами на тему: «Школа-родители-дети, вместе с Независимым Казахстаном!», посвященного Году детей. Целью турнира было объединение детской, родительской и педагогической общественности, создание единого позитивного пространства, формирующего у обучающихся активную гражданскую позицию, развивающую способности творчески и критически мыслить посредством анализа и публичного обсуждения актуальных ситуаций, наблюдающихся в стране.

К трибунам вышли родители, чье детство тоже когда-то сопровождалось играми в дебаты, но были и те, кто впервые решил опробовать свои силы. Наблюдая за каждой игрой, я видела, как раскрывались игроки и как каждая последующая игра придавала им уверенности и профессионализма в аналитике и подборе аргументов. По словам родителей, было страшно, в победу не верили, но попробовать посоревноваться с собственными детьми и их педагогами все же было интересно. С самого начала команда родителей была убедительна в своих выступлениях, но борьба за первое место продолжалась до самого последнего аргумента. Как отметила главный судья турнира, консультант развития дебатного движения Костанайской области – Гульмира Капенова, решение о присуждении первого места далось нелегко – мнения судей разделились. Команда родителей «Паллада» и команда старшеклассников, финалистов республиканского турнира этого года та самая команда ШЛ№1  «Диссонанс» шли вровень до самого финала, набрав равное количество баллов, однако аргументы родителей в последней игре были более убедительные, их подача впечатлила судей и решающий голос был отдан в их пользу. Сами ребята также сказали, что игра была честной и одновременно сложной, ведь соперники не имели ежедневного практического опыта и, тем не менее, показали пример детям! Диплом «Лучший спикер» также забрала родительница Чечулина Елена Александровна. Спикер признается, благодаря игре вспомнила и свое студенчество, когда дебатами занималось не так много людей и каждую тему приходилось готовить в библиотеках, читать много материала. Сегодня это сделать проще, да и конкуренция среди дебатеров значительно возросла.

В феврале 2022 года Региональным центром совместно с дворцом школьников №6 города Алматы был организован телемост, в ходе которого ребята смогли познакомиться и обменяться опытом проведения и участия в дебатных турнирах. Отмечу, что благодаря встрече школьники подружились между собой и по сей день общаются, дружат, но главное делятся новыми идеями, приемами дебатного мастерства.

У нашей дебатной лиги имеется своя эмблема. Она была выбрана в ходе областного конкурса на лучшую эмблему дебатного движения. Победителями стали ребята из школы города Костаная. Теперь эта эмблема используется в ходе проведения всех дебатных мероприятий.

На регулярной основе с дебатерами области проводится дополнительная работа, к диалогу привлекаются известные в области личности – Римма Бектурганова, Заруе Байменова, Татьяна Искандирова, которые всегда рады поделится не только опытом, но и советом с молодым поколением, ведь когда то и в их юности дебаты занимали особое место.

Активно в области работают студенческие десанты. Студенты-дебатеры ВУЗов и колледжей привлекаются к проведению занятий и судейству турниров.  Областные турниры в 2021-2022 учебном году прошли с привлечением в качестве судей, членов дебатного клуба «Парасат» из Костанайского Регионального университета им. А. Байтурсынова, колледжа КИНЭУ, Рудненского индустриального колледжа.

Взгляд в будущее

 Заглядывая в будущее, мы уже четко видим дальнейший план действий в вопросах развития и усовершенствования дебатной технологии. Совсем скоро, в декабре состоится областной дебатный турнир школьников «BOLASHAQ» на приз Акима Костанайской области. В турнире примут участие команды дебатных клубов организаций основного, среднего и дополнительного образования Костанайской области (9-11 классы) в двух языковых лигах: казахская, русская.

По итогам областного дебатного турнира среди команд в каждой языковой лиге определятся обладатели трех призовых мест и номинанты «Лучший спикер». Планируемое количество участников – 96 человек.

Кроме того в наших планах – организовать международный дебатный турнир, на сегодняшний день уже разрабатывается формат игры, рассматриваются участники.

Итак, подводя итог, хочется еще раз сказать: дебаты  – это уникальная технология, которая позволяет выйти за рамки собственного сознания, и, взглянув на проблему со стороны, помогает найти нужное решение. Именно так и происходит, когда участники отстаивают точку зрения, которая им не свойственна. Они ищут аргументы, и иногда, изменяют свое изначальное видение проблемы, что очень важно для ассертивности молодого поколения, так как это качество развивает толерантность и уважение к чужой точке зрения.  Чтобы выиграть, дебатёры учатся работать в команде, распределять ролевые функции, договариваться между собой и т.д. Но это также и состязание двух сторон, победитель – только один. Цель – победить, дебаты учат добиваться поставленной цели. Все эти качества высоко ценятся работодателями в различных компаниях. Таким образом, какую бы профессию не выбрал бы грамотный дебатер, он всегда будет ценным и конкурентоспособным специалистом.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный ценр психологической поддержки и дополнительного образования»
Управления образования акимата Костанайской области,
кандидат наук, доктор философии (PhD) по профилю «Психология»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий