Модернизировали, модернизировали, да недовымодернизировали

Изначально проект назывался «Модернизация общественного сознания». Он должен был затронуть очень много аспектов общественного развития. Это смена мышления относительно новых технологий, новых способов производства, нового образа жизни, новых вызовов времени.

Идея такая: мир неузнаваемо изменился, должно меняться и наше отношение к миру. Со старыми взглядами, старыми способами работать и думать, со старыми установками и ценностями а ля советский союз + феодализм мы никуда не уедем.

Но не все из старого плохо. То, что не работает, мы отпустим. То, что еще работает, но уже не так хорошо, но можно улучшить, обновим (модернизация). А то, что работает великолепно, сохраним на века (сакрализация).

Должны были подвергнуться переосмыслению наши традиции и обычаи: политические, социальные, трудовые. Традиции – это периодически (ритмически) повторяющиеся процессы и явления. Обычаи – поведение людей при наступлении непериодических процессов и явлений. Например, выборы, Послание Президента, подготовка к отопительному сезону, ярмарки – традиции. А асар, құрылтай, ақылдасу, жылу жинау – обычаи.

Но в проекте модернизации общественного сознания несколько вещей пошло не так, что в корне исказило суть идеи.

Вангую.

Первое. Учитывая страну и демографическое большинство, проекту дали звучное казахское название «Рухани жаңғыру». И именно слово «рухани» увело всех в исторические времена с целью притащить оттуда что-то забытое. А ключевое слово «жаңғыру» осталось без внимания.

Второе. Под традициями и обычаями многие вовлеченные эксперты стали понимать празднично-обрядовую деятельность. А то, что нужно модернизировать общественные, политические, социальные правила игры и нормы поведения, забыли (или не знали).

Третье. Сакрализация – это консервация того, что хорошо работало, работает и будет работать. Например, хранить насколько возможно традицию многодетности, институт уважения старших. Институт быть хорошим старшим (ролевая модель в воспитании). Но сакрализация превратилась в реанимацию могил.

Также под сакрализацией можно понимать повторное освоение этносом своей территории, чистку пространства от семантики прежних формаций (декоммунизация, деколонизация), установление нового смысла и заполнение новой атрибутикой. Например, переименование населенных пунктов, снос памятников советской эпохи, люстрациия, сакрализация новых идей через нейминг, идеологемы, слоганы и лозунги, нарративы и истории, символику. Хоть некоторые идеи сменяли друг друга, все равно сакрализировались в той или иной степени определенные понятия, за которыми стоят конкретные пространства – Мәңгілік ел (все государство во времени и пространстве), Ұлы дала (Великая степь, что даже шире концепта государственной территории), Түркістан (хоть и как город и регион, но за ним стоит идея пантюркизма), Ұлытау и сакрализация Жошы (а что глубже и дальше Жошы, вы все знаете).

На мой взгляд, идейно «Рухани жаңғыру» – одна из самых сильных инициатив. Но ее нужно вернуть в первоначальное русло – модернизацию общественного согласия. И начать работу вновь. И изначально знать, что такая модернизация – очень болезненный процесс. По обновлению содержания среднего образования знаем. Но процесс неизбежный. Иначе нас модернизируют цветные революции и СВО, голод да нищета из-за образовательной и технологической бедности. Құдай сақтасын, конечно.

Ведущей наукой должна быть социология. Результатом – человек новой формации, нового типа мышления. Пока мы получаем энциклопедии, каталоги, сборники, словари., каталоги, сборники, словари.

Руслан КАРАТАБАНОВ,
эксперт в области содержания образования и дидактики

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий