Функциональная грамотность начинается с учителей-предметников

Одним из приоритетных направлений решения проблемы по повышению функциональной компетентности учителей-предметников в РК является обновление содержания и реализация программы повышения квалификации педагогических кадров на базе высших учебных заведений, центров педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и региональных центров повышения квалификации АО «НЦПК «Өрлеу».

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение обучающимися различного рода знаний, позволяющих им действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. В компетентностном подходе особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

В рамках данного направления в 2014 году Центром педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальной школе NIS»совместно с компанией PEARSON организованы курсы по подготовке тренеров по программе обучения учителей общеобразовательных школ методом развития функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA. Под руководством специалистов АО «НЦПК «Өрлеу» проведена активная работа по разработке типовых учебных программ курсов повышения квалификации педагогических работников: «Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA», «Развитие функциональной естественно-научной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» и «Развитие функциональной грамотности чтения учащихся в рамках проведения международного исследования PISA».

Целью программы «Развитие функциональной грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA» является развитие профессиональных компетенций учителей по стратегиям активного обучения учащихся и подготовки их к выполнению заданий программы PISA.

Учет всех особенностей международной программы PISA, в целом, позволил нам разработать методическую систему по повышению квалификации учителей математики по программе «Развитие функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA», а также разработать банк тестовых заданий в формате PISA, ориентированных на формирование и развитие функциональной математической грамотности учащихся.

 Соблюдение этих закономерностей и надлежащее методическое обеспечение ООД, достижение полноты в единстве всех указанных компонентов способствуют созданию активной познавательной среды по изучению вопросов развития функциональной математической грамотности учащихся в рамках проведения международного исследования PISA.

Как показывает опыт, эффективное использование стратегии активного обучения формирует и развивает у слушателей навыки применения этих стратегий в своей практической деятельности.

Другим, не менее важным направлением повышения функциональной компетенции учителей, является приобщение их к исследовательской деятельности по формированию функциональной грамотности (по чтению, по математике и естествознанию) школьников. В этой связи нами была организована исследовательская работа по теме: «Научно-методические основы формирования и развития функциональной грамотности учащихся в условиях перехода к модели образования, ориентированного на результат».

Шолпан ОСПАНКУЛОВА,
старший преподаватель кафедры «Методология и педагогические инновации» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Туркестанской области и г. Шымкент»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий