17 сельских школ страны стали наглядным примером современной школы

Уникальный образовательный проект был запущен в 2022 году по инициативе фонда «Қазақстан халқына»: 17 школ в 17 регионах страны получили суперсовременное оборудование в безвозмездное пользование. Наряду с оснащением у этих школ появился доступ к методологическому сопровождению и повышению квалификации учителей прямо в стенах своих классных кабинетов.

На страницах «Білімді ел – Образованная страна» и на сайте газеты мы подробно рассказывали о школах, участвующих в проекте. Сегодня, когда проект подходит к своему завершению, предлагаем вашему вниманию эксклюзивный материал, прочитав который, вы узнаете, выдержит ли стол в лаборатории, если на него сядут двое старшеклассников, почему дети теперь не раскачиваются на школьных стульях, почему в кабинетах биологии стоит китайский скелет, а не европейский… Одним словом, закулисные тайны из первых уст…

Валерий Романович Лебедев – человек, который с первого дня проекта занимался поставкой оборудования, в том числе мебели и техники, для 17 школ. Вместе со своей командой он на протяжении этих 6 месяцев не покладая рук занимался поставкой, доставкой, логистикой, дизайном… Имеющий немалый опыт по оснащению объектов образования Валерий Романович вложил в настоящий проект все свои знания и навыки, все свои коммуникативные и предпринимательские способности, чтобы 17 школ получили все самое лучшее и качественное.

 – Валерий Романович, давайте напомним нашим читателям о целях проекта «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности».

– Проект начался в 2022 году по инициативе фонда «Қазақстан халқына» и направлен на улучшение материально-технической базы в 17 сельских школах, расположенных в каждом регионе страны. Реализация проекта позволит сельским школьникам иметь доступ к качественному образованию в местности, в которой они проживают. Партнерами по реализации проекта выступают Министерство просвещения, Фонд устойчивого развития образования (ФУРО), АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Вся работа по оснащению 17 школ проведена ТОО «Базисный магазин».

Каждая школа, участвующая в проекте, получает кабинеты новой современной модификации по всем предметам и направлениям образования, включая кабинеты предшкольной подготовки и робототехники, кабинет информатики и STEM-лабораторию, кабинеты физики и химии с современной новой лаборантской и другие. Также обновляются мебель и оборудование в актовом и спортивном залах школы, учительской, библиотеке и столовой.

В рамках проекта для руководителей и учителей сельских школ на базе областных филиалов НИШ в Центрах педагогического мастерства организованы курсы повышения квалификации по предметам, в том числе по обновленной программе обучения, а также курсы по объективному оцениванию, по цифровой грамотности и воспитательной работе.

В течение 3 лет НИШ и ФУРО будут осуществлять постпроектное сопровождение каждой школы.

– Вы осуществляли на деле реализацию замысла «до и после», образно говоря, шагами меряли каждый спортзал и столовую… Скажите, все 17 школ сделаны по единому шаблону?

 – Все школы абсолютно разные, и поэтому в каждой школе был эксклюзивный подход к её оснащению. Следует отметить, что все выбранные школы находятся в глубинке. Большинство из них старые, в них давно не делался ремонт. До ближайшего областного центра может быть 200-400 км. При этом ровно половина пути проходит по абсолютному бездорожью. В Восточно-Казахстанской области выбор пал на школу в Маркакольском районе, куда и вовсе до цели назначения можно добраться только на пароме в теплое время года.

Другими словами, вы видите, что каждая из отобранных школ действительно далека от цивилизации не только географически, им приходилось только мечтать о внедрении новых технологий. Соответственно, в этих школах мы меняли все, начиная с входной группы. В течение месяца с каждой школой отрабатываем, что как будет и как мы это видим.

Сразу отмечу, что в наши обязанности не входит капитальный ремонт помещений – это прерогатива местных исполнительных органов. Мы можем лишь показать в качестве образца местным властям, как должно быть. И они чаще всего параллельно с нами начинали ремонтные работы.

– Но ведь были случаи, когда вы и сами где-то что-то ремонтировали сверх поставленной вам задачи…

– Было такое. Потому что выглядело бы несуразно, если бы монтировали компьютерный класс, к примеру, в кабинете с обшарпанными стенами и старым линолеумом. И вот мы меняли линолеум. Причем покупали не самый дешевый, лишь бы постелить, а соответствующий по характеристикам тому, что дети будут бегать по нему, прыгать и т.д. В некоторых школах работали наши художники – они меняли дизайн коридоров, кабинетов. Мы обратили внимание, что почти в каждой школе родителям, ожидающих своих детей после уроков, негде даже присесть. И предусмотрели для их удобства комфортные пуфики. Ну, а чтобы все вокруг радовало глаз, разместили тут же кашпо, цветы.

Одна из недавних школ – в Туркестанской области – изменилась просто кардинально. Здесь мы при поддержке школы и районного отдела образования меняли практически все, и результат теперь радует не только детей и учителей, но и родителей.

– Валерий Романович, а что из проделанного радует лично вас, является объектом вашей гордости?

– Главным образом радует тот факт, что мы приобретали ту мебель и ту технику, которая действительно прослужит долго. В каждой школе мы оборудовали актовый зал, в 5 школах даже пришлось менять сцену, везде установлены шторы, занавес, кресла, линолеум. И теперь это не просто школьный актовый зал, а лучший зал для проведения мероприятий для всего села.

Радует еще и то, что в этот раз мы оборудовали кабинеты начальных классов и предшколы, подготовительных классов.

Сколько помню, много лет было принято оснащать только кабинеты химии, биологии, физики. Начальные классы оставались без ремонта и оснащения, по принципу читать и писать можно научиться и в скромном помещении. Но я с этим в корне не согласен. И благодаря проекту в 17 опорных школах малыши учатся в красивых, ярких, современных классах.

– Перечислите, пожалуйста, какие кабинеты и помещения, по условиям проекта, подлежат обязательной реконструкции?

– Библиотека и читальный зал, где вместо бумажных картотек установлена современная электронная база читателей. Телестудия – где-то находят маленькую комнатушку, где-то выделяют большую комнату, где можно записывать интервью, устанавливать дополнительный свет, звук. STEM научная лаборатория обязательно оборудуется в каждой школе. Современное образование без STEM невозможно уже представить. Другой вопрос, что у большинства STEM ассоциируется с робототехникой, но я с этим не согласен. STEM – это в первую очередь наука. Объединение науки и инженерии. Поэтому этот кабинет оснащен достаточно дорогостоящим оборудованием.

В школе обязательно должен быть уголок интеллектуальных игр: шахматы, шашки. Устанавливаем арт-студию, гончарную студию. Не все школы готовы предоставить помещение, поэтому здесь уже по желанию администрации.

В обязательном порядке оснащаем кабинет музыки или актовый зал музыкальными инструментами: баян, пианино, домбра, а также светомузыкальным оборудованием для концертов, дискотек.

Мастерские технологий – для проведения урока труда, как это называлось раньше. Для девочек это кулинария и швейная мастерская, для мальчиков – слесарно-столярные цеха.

При оснащении кабинетов, признаюсь, нам приходилось ломать стереотипы, убеждать администрацию школ в том, что и где должно находиться. Так было и с популярными сейчас 3D-принтерами. Изначально все считали, что он должен быть в кабинете робототехники. Но на самом деле он не имеет отношения к роботам. Это станок, который что-то производит. Он должен стоять в кабинете технологии. Рядом с лазерно-гравировальным станком, например. Но если учитель труда не готов учиться новому, да еще и он предпенсионного возраста, то ему легче отдать принтер в кабинет, где молодой преподаватель, который разберется.

Так вот, если раньше в мастерских для мальчиков по деревообработке, по металлу стояли только сверлильный и токарный станки, то теперь лазерно-гравировальный станок позволяет создавать модель и выгравировать по макету любую модель.

Ну и плюс ко всем обязательное оснащение кабинетов общеобразовательных предметов. В общей сложности 30-35 кабинетов и помещений приходится на одну школу.

Из обязательных устройств в каждой школе – электронное расписание. Его установкой занимаются наши партнеры ТОО «Digis», которые поставляют оборудование, загружают расписание и ведут постоянный контроль. Одним словом, они всегда на связи с администрацией школы. А то ведь как у нас бывает – купили оборудование, пользовались, но потом уволился завуч, который этим занимался, другой не знает, как пользоваться, и теперь стоит оборудование без дела. В случае с расписанием такого нет. Если где-то работа остановилась, представитель компании начинает выяснять почему.

В некоторых кабинетах химии нам пришлось установить мобильные тумбы, полностью автономные, с электричеством и водой. С их помощью можно проводить опыты на уроках, есть запас воды и слив, чтобы можно было помыть пробирки, колбы и слить воду. Это особенно важно для сельских школ, где туалеты еще находятся на улице и говорить о водопроводе внутри школы не приходится. Тумбы нашего собственного производства.

В STEM-лабораториях устанавливаются мини-теплицы, разработанные нашей компанией. Мы ведь не только комплектуем кабинеты, но и немало сами разрабатываем и производим.

Почти во всех школах мы заменили гардеробы. Вешалкам было по 20-30 лет. А нам пришлось разрабатывать индивидуальные проекты для каждого гардероба отдельно, чтобы вместить в выделенное помещение необходимое количество одежды.

– Валерий Романович, приоткройте тайну, как вам удавалось в очень сжатые сроки находить, привозить, устанавливать красивую мебель, дорогое цифровое оборудование. Это же как раз был период, когда поставки товаров из-за рубежа задерживались на месяцы…

 – Начну с того, что это очень интересный проект и колоссальный опыт для всей нашей команды. С этим проектом мы решили себя испытать. Ведь ранее мы в год по 1-2 школы оснащали и плюс пару сотен отдельных стандартных кабинетов, а тут по 3 школы каждый месяц. К примеру, когда мы получили заказ на оснащение Дворца школьников в Караганде, он был еще на этапе строительства, когда удобно планировать размещение мебели и техники. На этот раз нам приходилось проявлять большую изобретательность, чтобы в максимально короткий срок маленьким помещениям со старым ремонтом, кривыми полами и стенами придать современный вид. Повторюсь, изначально фондом «Қазақстан халқына» было обговорено, что мы не делаем ремонт, потому что это дополнительные и немаленькие средства. Тем более, что задача проекта несколько иная. Капитальный ремонт и содержание школ остаются прерогативой местных исполнительных органов.

За полгода мы приняли более 50 грузовых фур с мебелью и разными товарами. Учитывая, что цены на любые товары меняются раз в неделю, то пришлось, конечно, нелегко.

Что мы выяснили за это время? То, что казахстанский рынок очень сильно зависим от России. Большинство, что ввозится из-за рубежа, проходило до известных всем событий через наших северных соседей. Поставщики ранее утверждали, что они поставляют напрямую, но на деле оказалось не так, и время ожидания некоторых товаров растянулось на 3-4 месяца. Мы ведь не можем сами завозить от производителей весь ассортимент товаров для школ. А это более 1000 наименований. Да, учебное оборудование мы покупаем только у производителей. Но есть масса других товаров, к примеру, холодильники и чайники, которые нам не требуются в большом количестве. Или школьные станки. Нам проще иметь надежного партнера в лице ТОО «Станкогрупп», который всегда обеспечит необходимые поставки и осуществит необходимую поддержку.

Важную роль в оснащении школы играет мебель. Столы, шкафы, стулья… Перечень большой – более 300 наименований и видов мебели в
нашем прайс-листе. Мебель играет важную роль для каждой школы. Когда мы только приходим, первый вопрос, который нам задают: а мебель будете менять? Их не интересует амперметр, потому что он нужен только физику. А вот мебель нужна всем.

Со временем эксплуатации недорогой мебели пришло понимание, что она не очень красивая, а главное, сильно уступает по качеству. Поэтому вот уже более пяти лет у нас на предприятии существует стандарт мебели – только повышенного класса. Да, она стоит других денег, но на качестве не экономят. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с ТОО «Регион 715» из Петропавловска, с которым совместно разрабатываем дизайн практически каждого изделия. Наши партнеры вкладываются в новые станки, подготовку специалистов, и мы рады, что они выросли в мощную, сильную компанию.

Уверенно могу утверждать, что наши лабораторные столы для физики и химии готовы к тому, чтобы на них взгромоздились двое старшеклассников. Это дети, и без этого в школе не бывает, они везде залезают, прыгают, иногда из-за этого ломаются столешницы. Поэтому наш опыт в этой сфере показывает, что главным образом мебель должна быть антивандальной.

Теперь лабораторные столы тяжелые, массивные, их не назовешь суперсовременными, но они прочные. Есть, конечно, и другая, легкая модульная мебель. На любой вкус.

Стулья в классах производства Португалии, изготовлены из полипропилена. На них очень удобно сидеть, они комфортные. Но неудобно вертеться на них, подглядывать за сидящим сзади соседом.

Пуфики, расставленные в коридорах, изготовлены в России и Казахстане, под наш авторский дизайн. Стулья для столовой выбрали российские. Парты и стулья для начальной школы мы выбрали казахстанские от павлодарской компании «Troya». Вся приобретаемая мебель соответствует санитарным нормам, сертифицирована.

В общей сложности география наших поставок охватывает около 20 стран: США, Великобритания, Чехия, Португалия, Германия, Швеция, Китай, Россия и другие. Почему-то у многих сложился стереотип, что в школы все привозят из Китая. Как видите, это не так.

В Китае мы закупаем продукцию, которая вполне подходит для использования в школе, например, скелет для урока биологии. Для вуза или колледжа есть другой производитель, он может оцениваться до 10 тысяч долларов. Школе такой скелет точно не нужен.

Наш главный принцип – мы не хотим быть дешевыми поставщиками. Нам не нужно ждать тендер, мы покупаем тот товар, который прослужит долго. И мы постоянно увеличиваем запасы товара на складе. А склады для нашей работы нужны большие – до 3-х тысяч квадратных метров. Оснащение школ – это не купи-продай. Это целый комплекс от выбора товара и его приобретения до сборки и монтажа кабинетов. Монтажники и экспедиторы, работники склада и менеджеры, специалисты – все должны быть обучены своей работе. И я рад, что в нашем ТОО «Базисный магазин» все работают с душой и стремятся к высоким стандартам качества во всем, в каждой мелочи.

К концу проекта мы, обогащенные предыдущим опытом, стали добавлять сверх положенного еще некоторые элементы декора, канцелярские товары. Так, кабинет технологии, где занимаются девочки кулинарией, оснастили набором фартуков и косынок. К каждому принтеру прикладываем пачку бумаги, к каждой доске – маркеры, губки. Для магнитных досок выдаем российского производства магниты, которые крепко держат настенные карты и плакаты.

По ходу работ мы прислушиваемся к пожеланиям учителей. В результате поставляем не то, что нам нравится, а то, что удобно в их работе. Шкаф для плакатов, например, переделывали не один раз. Там внутри шкафа раньше была труба, плакаты с нее скользили и падали, потому что размеры плакатов разные. Путем проб и ошибок мы нашли выход из положения. Тумбочки для аппаратуры тоже переделывали не один раз.

По собственной инициативе добавили в интерьер некоторых школ подставки для цветов. Потому что в каждой школе обычно много цветов, а места для них нет, они стоят и на шкафах, и на полу, и на тумбах.

Гораздо проще было бы штамповать готовые кабинеты с одинаковой мебелью. Но в школах это невозможно. Здесь каждый кабинет – эксклюзивный. И такая работа нам приносит больше удовлетворения.

– Вот вы рассказываете о суперсовременном оснащении, а я про себя думаю: не получится ли так, что сельская школа, для которой все это оснащение как манна небесная, спрячет все эти ништяки в какой-нибудь дальний ящик и будет демонстрировать только для комиссии?

– Такого не будет. Во всяком случае, в ближайшие три года точно. Группа экспертов будет проезжать по всем школам и мониторить, работают ли, пользуются ли оборудованием, все ли доступно. Да и сами учителя в большинстве своем уже не смогут обходиться без нужного инструментария.

– Как хотелось бы, чтобы этот проект получил продолжение и в других школах! Ведь даже не каждая столичная школа может похвастать таким оснащением.

– Проект будет продолжаться, надеемся. В каждом районе должна быть как минимум одна опорная школа, где будут собираться учителя из близлежащих школ и проходить различные курсы повышения квалификации, обучение.

Такие проекты как «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности» направлены на то, чтобы сократить тот самый пресловутый разрыв между городской и сельской школой. И это очень хорошо, потому что вслед за оснащением обязательно подтянется и содержательная часть.

– Благодарю вас, Валерий Романович, за уделенное время. Успехов вашим проектам!

 

Миргуль Джилкишинова

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий