Trigger педагога-психолога

На педагогическом факультете Северо-Казахстанского университета им. М.Козыбаева завершился первый областной конкурс «TRIGGER ПСИХОЛОГА-PROFI».

Его первые участники – 22 практикующие педагога-психолога, чья профессиональная деятельность характеризуется как «помогающие профессией».

В Энциклопедическом словаре об этом сказано так:  все те профессии, теории, исследования и практика которых сосредоточиваются на помощи другим, выявлении и решении их проблем и расширении знания относительно дальнейших человеческих возможностей в этом отношении.

Более того, в современном ландшафте образования направления деятельности педагога-психолога усложняются, ведь и он оказывается в эпицентре образовательной экосистемы, новой реализации ценностей на основе новых технологий, признании паспорта компетенций… Сегодня педагог-психолог сопровождает обучающегося в современном образовании: помогает поверить в себя в продвижении по траектории индивидуального развития, учит работать в команде,   мотивирует при создании личного профиля компетенций и творческого портфолио,  оберегает в поддерживающей техносреде…  

Словом, педагог-психолог – та ключевая фигура, силовое поле которого определяет качество общения, взаимодействия, развития и самореализации в образовательной среде, которая фундаментально меняется. «В модели образования XXI века ограниченный фокус индустриального образования на развитие исключительно когнитивных способностей и профессиональных компетенций будет рассматриваться как крайне неэффективный. Необходимо развивать способности, связанные с нашей «человечностью»: эмоциональный и социальный интеллект, творческие способности, компетенции совместной работы. Такой подход способствует развитию «целостной» личности, которая учится «сердцем» (эмоциональный и социальный аспекты обучения) и «нутром» (интуитивные, чувственные и телесно-ориентированные процессы) наравне с «умом» (интеллектуальные аспекты) / Из Доклада Global Education Futures. Авторы: Павел Лукша, Джошуа Кубиста, Александр Ласло, Мила Попович, Иван Ниненко.

Инициатором Конкурса стала кафедра «Педагогика и психология», созданная в свое время на базе слияния 2-х кафедр: кафедры педагогики, одной из первых в структуре когда-то Учительского института (с 1941 года) и кафедры психологии (с 2000 года). По образовательной программе «Педагогика и психология» готовим 23-й год. В 2022-2023 году профессиональную подготовку ведем и в рамках международной образовательной программы «Психология в образовании» (по результатам заключенного 29 июля 2021 года Меморандума о сотрудничестве между СКУ им. М.Козыбаева и Университетом Аризоны, США).   

Мы не случайно использовали в названии Конкурса слово «trigger». В нашем понимании это пружина, спусковой механизм, приводящий к движению и ускорению для решительного выхода из «зоны комфорта».

В контексте этого понятна цель Конкурса – представление участниками в условиях личной конкурентоспособности  материалов профессиональной деятельности для систематизации и обобщения, масштабирования и имиджирования эффективной практики в региональном образовании Северо-Казахстанской области.

Согласитесь, в профессиональной подготовке важно удерживать фокус на качестве работы выпускников.  

Вероятно, 22 участника в финале – это не столь масштабно даже для Северо-Казахстанской области с населением 534 тыс. человек и педагогических работников не более 12 тысяч.

И все-таки 22 участника представили образовательные учреждения г. Петропавловска и районов: Есильского, Кызылжарского, Г.Мусрепова, Тайыншинского, Шал акына. В разрезе уровней образования – дошкольное (2), (среднее общее (16 чел.),  ТиПО (4).

Конкурс стартовал 4 апреля и завершился 14 апреля. За это время участники заочно и очно представили свою работу в следующих жанрах: 1) эссе «Признаки счастливой семьи в нашей образовательной среде», 2) ключевые рекомендации для своего педагогического коллектива «Великолепная пятерка как фокус наших действий», 3) защита презентации формата  Ignite Talks на тему «Мои самые результативные методы /технологии», 4) публичная речь (не более 3-х минут) на тему «Мое профессиональное счастье».

Комплекс конкурсных работ позволил выявить «фишки» конкурсантов, связанные с: 1) улучшением атмосферы образовательной среды (мы убеждены: выйдя за рамки инфраструктуры, образовательная среда сегодня составляет сферу проявления формируемых компетенций обучающихся и становится третьим педагогом, наряду с родителями и педагогами), 2) развитием конструктивного взаимодействия в коллективе, 3) наращиванием ресурсов и инструментов деятельности, 4) фундаментализацией ценностей и смыслов деятельности.

3 и 4 жанры Конкурса также связаны с нашей профессиональной позицией: должен быть  ценностный фокус в применении педагогом-психологом технологий и методов деятельности. Технологии и методы – это не самоцель, а  инструменты для достижения профессиональных целей. Все стейкхолдеры образовательной среды должны быть «вовлечены в процесс определения системы ценностей с точки зрения личных, поведенческих, этических и социальных норм».  При этом требуется   «изложить их операционально, чтобы ценности были конкретны, ясны, достижимы и измеримы» / Из монографии А.Сагинтаевой, А.Мусиной, А.Сулейменовой, Р.Каратабанова, Д.Пристли (Назарбаев Университет) «Разработка образовательных программ: локальные ответы на глобальные вызовы высшего образования».

Конкурс «TRIGGER ПСИХОЛОГА-PROFI» апробирован и со временем будет внесен в Пул конкурсов профессионального развития и мастерства педагогов Северо-Казахстанской области. Это еще одно направление взаимодействия кафедры и факультета СКУ им. М.Козыбаева с нашими партнерами: филиалом АО «НЦПК Өрлеу» «Институтом профессионального развития по СКО» и региональным Центром методической работы (ЦМРиИТО).

В заключение назовем наших первых призеров – как драйверов роста в профессиональной среде педагогов-психологов:

– Гулнур Кабошева (СШ № 25 г. Петропавловска) и Людмила Лазарева (СШ № 5 г. Петропавловска);

– А.Каршалова (классическая гимназия им. С.Шаймерденова г. Петропавловска) и С.Кузичкина (СШ № 4 Тайыншинского района);

– М.Бапашев ((СШ № 25 г. Петропавловска), М.Саурбаев (школа-лицей «Парасат» Кызылжарского района) и О.Моор (СШ № 21 г. Петропавловска).

Есть такое понятие «закон сильных краев», которым часто пользуюсь в своих текстах. Пусть список призеров обнадеживает: будут новые имена среди североказахстанских педагогов-психологов и психологов, которые востребованы в новой школе.

Алма Мурзалинова,
профессор кафедры «Педагогика и психология» СКУ им. М.Козыбаева,
доктор педагогических наук     

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий