Путешествие в прекрасное завтра
Страна Восходящего Солнца. Как романтично описательное название Японии. Многострадальное островное государство, приковывающее к себе внимание экзотической ментальностью, демонстрирующее неукротимый дух нации: пережив атомную бомбардировку в 1945 году и цунами 2000 года, народ, как птица Феникс, неизменно возрождается и при этом делает рывок в развитии. Именно прогресс в настоящее время приковывает внимание всего мира к территориально маленькой, но потенциально развитой стране.
В этой духовно богатой и научно прогрессивной стране побывала делегация из Алматы, чтобы вдохнуть воздух новаций, зарядиться энерджайзерской энергией и … наладить связь с образовательными учреждениями на основе партнёрских отношений.
Интерес представителей Lakeview School Almaty к системе образования Японии не случайный: школа внедряет ЦОР (цифровые образовательные технологии) в практику работы, совершенствуя мастерство учителей и развивая компьютерный потенциал учащихся. Поэтому интересно всё: от организации учебного пространства, взаимодействия цепочки «учитель – ученик – процесс обучения» до успешных методик, применяемых в современных японских колледжах. Цель поездки не праздное любопытство, а расширение связи с центрами новейших образовательных технологий, погружение в цифровую виртуальность, приносящую реальный успех.
В общем, обо всём по порядку. Директор Lakeview School Almaty Карамендинова Г.М. рассказывает: «После длительных перелётов и дорожных приключений мы в Токио. Столица Японии – один из крупнейших городов в мире, современный мегаполис – настоящий «человейник», где жизнь не замирает даже ночью. Это удивительнейший город на планете, ведь только здесь бетонные «джунгли» граничат с древними храмами, новинки хайтека поражают воображение, а запутаться в линиях метро могут даже местные жители, потому что есть еще одна особенность мегаполиса – сложная планировка улиц и районов. Здесь легко заблудиться.
Не туристское настроение господствовало над нами, а восхищение уровнем культуры многонационального города, потому что с первой минуты пребывания в стране и буквально на каждом шагу мы подмечали то, что свойственно японцам: неизменная вежливость, строгое исполнение всех пиктографических предписаний, ответственность и почитание традиций, технологический социум. Чтобы вам было понятно, о чём речь, вот несколько примеров.
Несмотря на то, что в Токио огромное количество людей, тон задают японцы, отличающиеся уважительностью и дисциплинированностью. Во-первых, они непременно приветствуют друг друга легким поклоном. Для иностранцев у них допустимы рукопожатия. Неприемлемы объятия и поцелуи в щеку. Во-вторых (из наших наблюдений), если по дороге в метро нарисована дорожка со стрелочкой прямо, то ни один горожанин никогда не пойдет в противоположном направлении, то есть против течения. В-третьих, поражает высокая организованность, отсутствие суеты.
Наша делегация остановилась в гостинице на острове Одайба, который представляет собой большой, искусственно созданный остров в Токийском заливе. Здесь создано много зеленых зон для прогулок и отдыха. Прямо из окон отеля можно было любоваться Фудзиямой. Соединяется остров с центром столицы Радужным мостом, по которому проходят две железнодорожные линии: Yurikamome (линия метро без машиниста!) и Rinkai. По ним без проблем мы попадали в центр Токио».
Парламент – ключевая точка локации посещения Токио. Организовывали программу пребывания делегации в образовательном учреждении депутат Horii Manabu и руководитель офиса господин Akio Satomuro. Господин Horii Manabu, несмотря на свою занятость, уделил нам время и пообщался с нами, а господин Akio Satomuro в качестве бонуса провел экскурсию по парламенту.
Принимающей стороной по вопросам организации образовательной среды в Японии был Национальный технологический институт (NIT), который объединяет 51 технологический колледж (KOSEN, 55 кампусов). В одном из таких колледжей мы побывали. Увидели, как обеспечивается уникальная и успешная система образования для молодых студентов в возрасте от 15 лет, действующая в тесном сотрудничестве с промышленностью и направленная на воспитание высококлассных, профессионально и творчески думающих инженеров в качестве человеческих ресурсов (или «сокровищ общества»). Более того, колледж KOSEN специализируется в области технологий, инноваций и робототехники, ориентированной на Sony, Mitsubishi, Canon, Casio, Toshiba. Студенты этого колледжа проходят в указанных компаниях стажировку, а после выпуска могут устроиться сюда же на постоянную работу.
Оборудование мастерских, которым обеспечен колледж, – это просто фантастика! Студенты 1 курса учатся работать с металлом: вытачивают детали, рассчитывают их характеристики, улучшают заданные параметры, набираются опыта методом проб и ошибок. На последующих курсах приступают к разработке несложных технических проектов. К концу обучения в колледже студенты готовы делать научные открытия. Нам показали некоторые студенческие разработки и даже предоставили возможность испытать отдельные из них в действии.
Учебные классы в колледже, где мы побывали, можно сказать, аскетичны, потому что весь учебный материал переведён в цифровой образовательный ресурс (ЦОР). Теория сопряжена с практикой, ориентированной на приобретение личного опыта. Мы это испытали на себе. Мы побывали в кабинете, в котором стоит аппарат, воссоздающий виртуальный мир как реальность. Апробация его вызвала у смельчаков всплеск адреналина. Как будто бы «вживую» покатались на коньках, другим предметом нашей зависти стала школа квадрокоптеров, наисовершеннейше оснащённая и поражающая предоставляемыми возможностями, в которой продуманность и совершенство безопасности для участников занятий доведено до высшего уровня. Виртуальный мир, создаваемый различными компьютерными программами, воспринимается реально: ты здесь и сейчас ощущаешь, переживаешь и справляешься с заданной ситуацией.
Мы узнали, что богатейшая материальная база учебного заведения обеспечена в том числе и частным фондом, в который поступают средства от дополнительно оказываемых услуг.
При колледже есть общежитие, условия проживания в котором устроило бы даже самого взыскательного студента. Кампус организован блочно. Шесть комнат для индивидуального проживания объединены в блок, имеющий автономный доступ к помещениям для решения бытовых нужд. Хотя сами комнаты отличаются скромностью: стол, стул, кровать, шкаф – но они не требуют усилий для поддержания порядка, обеспечивая комфорт для выполнения учебной работы, отдыха и досуга.
Ни для кого не секрет, что Япония не экономит на образовании. Приветствуется демократизм на всех уровнях общения, в стране создаётся конкурентная среда, в которой побеждает сильнейший. Такая стимуляция приносит плоды, потому что в престижной работе с достойной оплатой труда люди всегда заинтересованы. Базой для успеха является качество образования. Кто обеспечит качественное образование? Квалифицированный педагог. Поэтому в Японии в педагогические вузы принимают абитуриентов только с самыми высокими показателями в учёбе. Эта политика обеспечивает высокий уровень интеллектуального развития подрастающего поколения и автоматически повышает престиж учительской профессии. Почтение к педагогам мы ощутили на себе: узнав, кто в группе учителя, к нам обращались в уважительной для страны форме «сенсей» (учитель).
После посещения колледжа наша делегация пришла к выводу, что работа по созданию эргономического пространства в школе важна, но не первостепенна. Параллельно с ней надо искать возможности сочетать это с продуктивными современными достижениями в области компьютерных технологий. Это требует интеллектуальных, физических, финансовых затрат, которые окупятся сторицей.
Второй составляющей посещения Японии была культурная программа по страноведческой тематике. Все знают, что лучшее время для поездки – это весна. Насладиться красотой цветущих сакур – это блаженство! Городские парки и сады Токио представляют собой настоящие оазисы. Более тысячи сакур в парках Токио, они позволяют отдохнуть от городской суеты и насладиться живописной природой.
Алина, ученица 9 класса, делится впечатлениями: «Неоново яркий район Сибуя привлекает туристов своей молодежной и тусовочной атмосферой. Знаменитый перекресток, который считается визитной карточкой Токио, за 1 минуту пересекает около 3000 человек. Самая популярная его достопримечательность – скульптура собаки Хатико, которая стала настоящим символом верности в Японии.
Национальный парк «Никко» – это место, наиболее посещаемое туристами. «Не говори великолепно, пока не увидишь Никко», – говорят японцы. Никко – один из старейших религиозных и паломнических центров Японии. Расположен в 140 км к северу от Токио. Главная достопримечательность Никко – синтоистское святилище Тосёгу – место упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Иэясу Токугавы, которое мы посетили, преодолев более 300 ступеней.
Эдо Мура в Никко – тематический парк, где воспроизведены обычаи, культура и общественное устройство Японии эпохи Эдо (1603-1867). Это было очень красочно и зрелищно! Здесь экспозиции выставочных павильонов воспроизводят события прошлого, а на театрализованных площадках можно увидеть исторические типажи того времени: сентиментальные японские драмы (для понимания шуток гейш и всего происходящего надо хотя бы немного знать японский язык), акробатические трюки ниндзя… Эдо Мура – красивое место. Павильоны сделаны мастерски, манекены натуральны, а театральные представления интересны и познавательны».
Ученик 8 класса Алан восторгается другим посещением: «Неизгладимое впечатление произвел цифровой музей. Это не музей в привычном понимании: здесь нет полотен на стенах, инсталляций и скульптур, а предоставляется возможность необычного опыта визуального наслаждения. Музей просто удивительный: здесь напрочь теряется ощущение реальности и стираются границы между действительностью и виртуальным миром. В нескольких зонах, представленных в музее, зрители могут самостоятельно контактировать с цифровым пространством. Больше всего меня, человека эмоционального, поразил зал цветов, где собрано огромное количество орхидей, подвешенных к потолку и находящихся в движении. Ложась на зеркальный пол, люди наслаждаются красотой, близостью с природой и сказочной атмосферой.
Всё это так прекрасно, качественно для нас и обыденно, привычно для японцев, что невольно включаешься в этот мир и мыслишь уже другими категориями».
Вопрос о том, приобщаться ли к цифровым технологиям или остаться в стороне, в Японии даже не обсуждается, потому что на каждом шагу в социуме действуют киберпрограммы. Популярные ролики про роботов-помощников, имеющих конфигурацию людей или животных, – это игрушки. Внедрение автоматизированных программ происходит во всех сферах жизнедеятельности японцев.
Поездка оказалась насыщенной, полезной и очень продуктивной. Сотрудничеству быть!
Гульнара КАРАМЕНДИНОВА,
директор ТОО «Lakeview School Almaty»