I Национальная конференция «Lesson Study: от рефлексивной практики к устойчивому лидерству»
I Национальная конференция «Lesson Study: от рефлексивной практики к устойчивому лидерству» прошла в Астане. В масштабном мероприятии приняли участие более 500 педагогов со всех уголков страны, в том числе руководители и учителя общеобразовательных школ, дошкольных организаций образования, студенты педагогических вузов.
В пленарной части конференции международные эксперты из Японии, Малайзии, Шотландии представили отечественным учителям различные модели Исследования урока, которые практикуются в их странах.
Впервые в Казахстане был представлен опыт Исследования урока студентами педагогических вузов, прошедших обучение через Центр педагогического мастерства. Они представили свои работы на секции «Первые шаги в исследовательской практике будущего педагога». Молодые учителя, уже работающие в школе и знакомые с Исследованием урока, дали студентам обратную связь.
Особый интерес участников конференции вызвала панельная сессия «Сложные вопросы – простые ответы», где казахстанские и международные эксперты поделились своим видением триединства в образовании: ученик, учитель, урок.
Главными героями симпозиума «Как Исследование урока меняет школьную культуру?» стали три команды в составе директоров, заместителей директоров, школьных тренеров и учителей-лидеров, рассказавшие об особенностях внедрения в профессиональное развитие педагогического коллектива исследовательских практик.
В течение всего дня работала площадка с постерными презентациями исследований. Были представлены более 40 работ педагогов дошкольных организаций, общеобразовательных школ, студентов педагогических вузов. У каждого участника конференции была возможность отдать свой голос за лучший постер посредством QR-голосования. Первый день конференции завершился награждением авторов самых интересных работ – победителей и номинантов конкурса.
Второй день конференции носил практический характер, были организованы визиты в ведущие общеобразовательные школы столицы. Во время посещения школ участники конференции не только наблюдали урок, до его начала они приняли участие в обзоре урока, изучая его план и подготовленные ресурсы, а после завершения была проведена рефлексия с участием внешних экспертов.
День завершился в Центре педагогического мастерства, где участники конференции приняли участие в мастер-классах по актуальным вопросам Исследования урока.
Национальная конференция проводится в преддверии важного и большого мероприятия – Международной конференции Всемирной Ассоциации Исследования урока (WALS), которая состоится в сентябре 2024 года в г. Астане. Это первая конференция WALS на территории стран СНГ. Ожидается, что на это мероприятие соберутся делегации педагогов-исследователей и экспертов из 40 стран мира.
Педагоги и Lesson study. Сегодня эти два понятия тесно связаны и прочно прижились в учительской среде Казахстана. Сегодня быть исследователем – значит быть в авангарде своей школы, среди коллег. Учитель, который исследует, знает все плюсы и минусы своего урока. Об этом говорили спикеры конференции, приехавшие из всех областей Казахстана и зарубежья.
Айбат ИЛЬЯСОВ, вице-министр просвещения РК:
– Сегодня ведутся активные дебаты о том, какие конференции учителей являются ключевыми и какие из них особенно эффективно работают на качество образования. Но есть общее согласие в отношении основных элементов: обучение проходит лучше, когда оно основано на анализе и рефлексии учителя, организовано вокруг научных идей и результатов исследований. Обучение лучше всего проходит, когда учитель понимает и учитывает все прямые и косвенные факторы, которые влияют на качественную работу в классе. Профессиональное развитие учителей, основанное на исследованиях урока и исследовании собственной практики, обладает особым преимуществом, поэтому оно обеспечивает учителя доказательством того, как он может оценить свое преподавание. А это вселяет уверенность в том, что он движется в верном направлении.
Куляш ШАМШИДИНОВА, Заслуженный учитель Казахстана, комиссар Глобальной комиссии Азии по образованию, почетный профессор КазНУ им. аль-Фараби:
– Человек, который заходит в класс, должен понимать, кто перед ним сидит и что он ему скажет. Что такое Lesson Study? Это, в первую очередь, исследование собственной практики для улучшения своей же практики. Это фокус не на деятельности учителя, а на ученике. Это помогает понимать, какие есть проблемы в классе, в школе, в параллели, и вместе с командой исследовать эту проблему и найти командный путь решения. Исследование урока сплачивает команду и позволяет команде коллективно отвечать за качество образовательных услуг, которые мы предлагаем в школах. И самое главное: если Lesson Study нацелен на ученика, значит, есть возможность вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
Я благодарна Центру педагогического мастерства, который 10 лет назад смог убедить, что надо этим вопросом заниматься. И когда мы сами научились, то стали распространять этот опыт на всю территории страны и за ее пределами.
Ануар ЖАНГОЗИН, председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»:
– Сегодня спрос на образование очень высок. Особенно важно удовлетворить запросы родителей и учеников, воспитать подрастающее поколение, способное внести вклад в науку. Сегодня наиболее благоприятное время для того, чтобы направить школьные исследования в пользу учительской профессии. Но для этого школьные исследования должны стать продолжительными, системными и инклюзивными. Один из таких методов – Lesson Study. И результат десятилетней системной работы NIS с казахстанскими учителями не может не радовать.
В 2015 году NIS стал членом экспертного совета Всемирной Ассоциации Исследования урока (WALS) и получил официальное признание за комплексную и широкомасштабную работу по внедрению метода Lesson Study в систему образования страны. Казахстан участвовал в мировых исследованиях вместе с зарубежными учеными и экспертами и имел возможность представить достижения, полученные в процессе внедрения Lesson Study.
Кэтрин ЛЬЮИС, президент Всемирной Ассоциации Исследования урока (США):
– Исследование урока – это общепринятое понятие, которое на первый взгляд кажется довольно простым. Что может быть более очевидным для улучшения преподавания, чем работа учителей с коллегами по изучению содержания, совместному планированию обучения и того, как ученики усваивают предмет. Меня впечатляет большая работа, которую ведет Казахстан по продвижению Lesson Study.
Тошия ЧИЧИБУ, старший исследователь Национального института образовательной политики (Япония):
– В первый раз я приехал в Казахстан 10 лет назад. Я посетил несколько городов, школ, увидел, что тогда никто из учителей не знал, что такое Lesson study. И я во время своих обучающих лекций видел, что им это неинтересно. Но сейчас я очень рад, что ситуация кардинально изменилась. Даже сегодняшняя конференция доказывает, что изменился менталитет учителей, у них появился интерес к Исследованию урока. Приехало много людей, готовых делиться своим опытом и учиться у других.
Мои исследования в Казахстане начались в 2012 году, они были сфокусированы на том, как внедряется в стране модель Lesson Study и развитию каких компетенций способствует Исследование урока. Lesson Study может развивать самые разные компетенции педагогов, но главная из них – рефлексия: как учитель анализирует свою работу?
Отмечу, что во всем мире только в Японии и Казахстане внедрение Lesson Study поддерживается на государственном уровне. Много стран используют эту модель, но везде школы поддерживают по-разному: либо это поддержка через университеты, либо через департаменты образования, либо же личная инициатива педагогов.
Хасна АБДУЛА, старший преподаватель Института подготовки учителей (Малайзия):
– У педагогов открытые сердца, открытый ум, поэтому мы выстраиваем позитивные отношения с коллегами, и через это идет любовь к ученикам, от этого выигрывают наши ученики. Я всегда учусь у детей, мне важно их мнение. Призываю вас быть позитивно настроенными и не бояться показывать свои уроки. Я говорю своим коллегам: приходите на мои уроки, я не боюсь, что государство вычтет из моей зарплаты за его неудачное ведение.
Роберт Дуглас СИМ, эксперт в области образования (Шотландия):
– Обратная связь между школами, родителями и учениками, экспертами – это важно. Руководство школ должно поддерживать учителей, организовывать межшкольное взаимодействие. И главный фокус – на ученика. Он должен быть в центре внимания.
Исследования урока направлены на то, чтобы учителя были лидерами на всех уровнях. Показатель качества – вовлеченность. Именно лидирующая роль – основа конструктивного обучения. Каждый учитель может быть лидером, и это я вижу в Казахстане. Мотивируйте, вдохновляйте друг друга!
Питер ДАДЛИ, Почётный Генеральный секретарь Всемирной Ассоциации по Исследованию урока (Великобритания):
– Возможность самореализации и улучшения себя – вот что дает Lesson Study. Обсуждение в группах улучшает неявные знания, показывает разные стороны айсберга. Исследовательские уроки через наблюдение и анализ – это сильные инструменты, помогающие улучшать методы обучения.
Жанбота КАБДЫКАРИМОВА, директор Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»:
– Главная особенность Lesson Study в том, что учителя вместе с командой планируют урок, вместе наблюдают, вместе рефлексируют: что получилось на уроке и почему не получилось, почему кто-то из учеников не смог достичь цели обучения, почему ему было скучно. В этой связке действий «вместе планируют – вместе проводят – вместе рефлексируют» ключевым словом является слово «вместе». Только вместе, в профессиональной коллаборации, учителя будут расти. В Lesson study все открыто: неудачи – вместе, успехи – вместе. Есть и важный психологический момент: учителя не боятся быть непрофессиональными, потому что знают, что им помогут и поддержат. В Lesson Study учитель всегда учится на своем опыте и ошибках, учится у коллег.
Сегодняшняя конференция – это тоже возможность прийти поучиться у лучших учителей-исследователей, послушать международных экспертов, рассказать о своих исследованиях.
Центр педагогического мастерства является членом Экспертного совета WALS, представляет Казахстан в числе 25 стран. В рамках членства в Совете мы создаем различные ресурсы для педагогов разных стран, проводим экспертизу обучающих материалов, модерируем сессии и симпозиумы на ежегодных конференциях WALS, представляем наш опыт перед экспертами и исследователями всего мира. Поскольку из стран СНГ Lesson Study активно внедрен только в Казахстане, наш центр обучает и педагогов из России, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана. В каждой стране на Lesson Study накладывают отпечаток национальные ценности, менталитет педагогов, опыт системы повышения квалификации. Поэтому мы хотим, чтобы наша, казахстанская, модель получила дальнейшее распространение в мире.
Исследование урока (Lesson Study) – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. При использовании данного подхода учителя совместно планируют, наблюдают урок, а затем обсуждают результаты проведенных уроков с целью их улучшения. В процессе совместного планирования, наблюдения и анализа педагоги формируют совместное представление об обучении. Данный подход помогает совершенствоваться как начинающим, так и опытным учителям.
Метод «Исследование урока» (Lesson Study) основан в Японии. На Западе Lesson Study приобрел популярность в начале 21 века, после подтверждения американскими исследователями высокого уровня образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США. В настоящее время Lesson Study широко используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге, Китае, Малайзии, США, Великобритании, Швеции, Канаде.
В Казахстане подход «Исследование урока» был впервые представлен японскими экспертами образования в 2012 году на Международной научно-практической конференции АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Ежегодно с 2017 года учителя общеобразовательных школ Казахстана представляют результаты своих исследований на региональных конференциях по Исследованию урока.
Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА
Загрузка...