ПАТЕРНАЛИЗМ: живет или выживает? Или изживает других?
Примерно до 90-х годов большинство казахов проживали в ауле и практиковали родовую систему расселения. Семьи были многодетными и расширенными (многопоколенными).
Ведущими формами организации жизнедеятельности были патриархат и патернализм как опека старших поколений над младшими. Под опекой понималось обеспечение молодых кровом, питанием, деньгами и другими ресурсами. В благодарность младшие должны были слушаться старших. Отсюда исходил императив на покорность. Кстати, государственный строй в СССР был также основан на патриархате и патернализме.
Но в 90-х годах в связи с процессами, происходящими в СССР (переход на рынок, экономический кризис, его развал), народ в поисках средств к существованию ринулся в города. В основном то была молодежь. Она чуть менее была стеснена советскими стереотипами о том, что деньги – зло, заниматься коммерцией – спекуляция и прочее. Часть молодежи вступила в ряды гопников, рэкетиров, в другие преступные группировки и промыслы. И даже они становились кормильцами своих сородичей.
Вторая, прям очень заметная когорта – это женщины разных возрастов, которые смело кинулись и в челночный бизнес, и в коммерцию, и в сферу услуг. Ими двигал материнский инстинкт – не допустить, чтобы дети были голодны, не обуты, не одеты. Наименее адаптированными к новым условиям жизни стали мужчины средних лет и старше, до этого в силу возраста игравшие роль главы семьи.
Переехав в города, многие жили кто где: во времянках, на дачах, в комнатах, общежитиях. Вдали от семьи, сородичей-соплеменников. Главная задача – добыть ресурсы и выжить.
Чем интересен весь этот процесс? А тем, что:
Во-первых, люди вынужденно приняли ценности рыночных отношений. Это потребовало овладения новым мышлением, новыми навыками, противоречащими взглядам старшего поколения. Молодые люди теперь заботились о тех, кто в экономическом плане был более несостоятелен. А тот, кто дает ресурсы, тот и правит. Процесс дал старт краху патернализма.
Во-вторых, кроме молодых мужчин, кормильцами семьи стали женщины. А тот, кто дает ресурсы, тот и правит. Это дало старт эмансипации – шапалақ патриархату. Но в отношении казашек я говорю, что это «разумная эмансипация», так как, будучи очень даже добытчиками, они сохраняют национальный этикет, традиции и обычаи, сформированные за много веков лидерства мужчин.
В-третьих, пошла урбанизация – рост городов, числа его жителей и широкое распространение городского образа жизни. Она изменила структуру семьи. Это стало вызовом для традиционной системы расселения и уклада жизни в ауле. В городе не сохранишь родоплеменное расселение. Приобретаешь жилье там, где можешь. Кроме того, в городах чем семья меньше, тем больше шансов жить более качественно. Это дало старт переходу от многодетного типа семьи к малодетному, от расширенного (многопоколенного) – к нуклеарному (в которых живет всего два поколения – родители и дети).
В новом веке происходят еще более драматичные для традиционного уклада процессы. Казахстан, как и весь мир, был охвачен технологической революцией. Язык компьютера, интернета, новой техники, электроники, технологий был понятен прежде всего не просто молодым, а очень молодым. И это стало еще одним серьезным давлением на патернализм.
Новые технологии и способы организации работы, необходимые новые партнеры из разных стран потребовали совершенно новых навыков и нового мышления. Кроме того, эти же технологии и эти же навыки стали «скоропортящимся» товаром. Вспомните, как мы таскались с дискетой, потом их сменили диски, далее – флешки, потом внешние диски. А современный ребенок все это хранит в облаке. «Агент», «Мой мир» пребывают в состоянии «искусственной вентиляции легких». Вчера только был ЭЦП, а теперь QR-код. И теперь так будет постоянно. Один из важных навыков сегодняшнего дня – не только обретать новые знания, но и забывать устаревшее.
Технологическая революция, цифровая революция, известная как Индустрия 4.0, привела к тому, что впервые в истории человечества младшие поколения учат старшее, обеспечивают и заботятся о них. То есть патернализм в чистом виде уже умер.
Но у нас сохраняются его формы и атрибуты, потому что во власти во всех сферах и организациях находятся люди с патерналистским видением мира, с патерналистским мышлением и ценностями, и отсюда – с патерналистскими решениями, поведением. Такая вот данность.
Но чем это плоховато. А тем, что они эти взгляды навязывают во всех сферах молодым поколениям, которые живут в другой реальности. Те, конечно, только для проформы делают вид, что «да-да, вы правы» в силу национального этикета. А так – живут по законам своей эпохи.
Чем мы можем быть полезны, как представители старшего поколения? Передать им свои ценности без привязки к патернализму. Национальную идентичность, национальные (государственные) интересы, чувство государственности, национальное наследие, родной язык. Это наши традиционные, терминальные ценности. Но в области инструментальных ценностей (навыков, способностей, способов поведения) мы должны спросить у них, что для вас ценно, что мы можем сделать для того, чтобы вы овладевали ими и делали Казахстан еще сильнее (государственность)?
Сейчас же наблюдаю то, что многие наши представители упорно хотят сохранить прежде всего патернализм и патриархат. Этого не будет. Для проформы все сделают вид, что «да-да, вы правы», но все равно будут жить по законам своей эпохи.
Загрузка...