Сингапур: Вдохновение для Казахстана в области образования

Продолжая нашу историю о путешествии в мир образования, в этот раз мы переносим вас в Сингапур – одну из самых передовых стран в мире, где образование и инновации стали важной частью культуры. Наша газета «Білімді ел – Образованная страна» ранее рассказывала о программе обучения и повышения квалификации руководителей сферы дошкольного образования г. Алматы, проведенной в этой великолепной стране. Но сегодня мы хотим поделиться еще более захватывающими новостями. Этот проект обрел новую жизнь, включив руководителей школ города Алматы. Это значительный шаг вперед, отражающий важность получения международного опыта в образовании для нашего сообщества. Участники проекта выражают огромную благодарность Управлению образования г. Алматы за предоставленную возможность повышения уровня развития, профессионального роста и обмена знаний.

Организатор пребывания казахстанских педагогов в Сингапуре – компания Dashstar Pte Ltd во главе с CEO компании Жулдыз Амангельды, которая стала связующим звеном между казахстанскими педагогами и богатым образовательным опытом Сингапура. Эксперт в области образования Алмагуль Канагатова, CEO Global Nomad Education, также активно поддерживает этот проект в роли наставника.

Сингапур – это не только блестящие небоскребы и технологические чудеса, но и страна, где ценности, инновации и образование стали главными столпами успеха. Со строгим управлением, толерантностью и устойчивым развитием эта страна служит вдохновением для многих. Мы гордимся тем, что наши педагоги получают возможность вникнуть в ее опыт, обогатиться новыми знаниями и вернуться с ними в Казахстан, чтобы разделить свои открытия и внести вклад в развитие нашего образования.

Завершение данного проекта мы с нетерпением ждем, чтобы увидеть, какие идеи и инновации наши руководители школ привнесут в образовательную систему страны. Один шаг за другим мы двигаемся вперед, стремясь к тому, чтобы наше образование стало еще более сильным, устойчивым и успешным.

Ценности – верные ориентиры на пути к преуспеванию

Сингапур несет в себе ценности, которые стали ключевыми столпами его успеха: мультикультурное слияние, инновации, образование и экономическое разнообразие. Эти ценности сознательно воплощены в стратегических планах страны, где также признают ценность эффективного управления, честности, толерантности и устойчивого развития. Известный своей прозрачностью и низкой коррупцией Сингапур занимает высокие места в мировых рейтингах, таких как индекс восприятия коррупции Transparency International.

На пути к осознанию этих ценностей даже туристу трудно не заметить, как общество ценит стиль жизни, не зависящий от автомобилей, предпочитая удобство и эффективность общественного транспорта. Контроль над автопарком и высокие налоги на автомобили, особенно с большим объемом двигателя, позволяют государству избегать инфраструктурных проблем и транспортных заторов.

Система строгих штрафов в Сингапуре хотя и может показаться жесткой, в действительности является основой порядка, безопасности и законности. Штрафы за нарушения, такие как выбрасывание мусора в неположенных местах или курение в неразрешенных зонах, поддерживают общий комфорт и процветание. Ведь каждый небольшой штраф напоминает о важности соблюдения общественного порядка и благо-
состояния.

Темой нашего рассказа стало образование. Государственные школы в Сингапуре, где ежемесячная плата составляет лишь символические 5 долларов, служат живым доказательством того, как образование ценится. Эта невеликая сумма символизирует уважение к усилиям страны и ее граждан, напоминая о вкладе каждого в сильную экономику и всеобщее развитие.

Патриотизм в Сингапуре формируется с самых ранних лет: дети собираются каждое утро, чтобы вместе исполнять гимн страны, давая обещание быть преданными и добросовестными гражданами. Это лишь один из многих способов воспитания патриотизма и укоренения ценности служения родине.

На пути изучения передового образования и передачи знаний нашим педагогам и работникам образования из Алматы открылся Национальный институт развития образования (NIE) – кузница сильнейших педагогов мира, входящая в состав Наньянского технологического университета (NTU). NIE предоставляет доступ к высококачественным учебным ресурсам и экспертам, акцентируя внимание на развитии педагогических навыков и современных образовательных методик.

Практический опыт преподавания в школах, предоставляемый NIE, помогает студентам адаптировать знания к реальной учебной среде, делая их конкурентоспособными. Основанное на исследованиях и инновациях обучение способствует применению новых подходов к образованию.

Фактор, который способствует выдающемуся успеху сингапурских учеников на олимпиадах, – это качество образования. Оно включает системное развитие критического мышления, глубокое понимание предметов и способность применять знания к разнообразным задачам. Высокая оценка образования и стремление к достижению выдающихся результатов стимулируют учеников и их семьи вкладывать усилия в учебу и подготовку.

В Сингапуре существует дополнительная подготовка для учеников, желающих участвовать в олимпиадах. Школы предоставляют дополнительные занятия, тренировки и ресурсы для развития навыков, необходимых для успешного выступления. Ученики обычно получают поддержку и менторство от опытных учителей и тренеров Сингапура, которые помогают им развивать навыки, необходимые для решения сложных задач на олимпиадах. Мы были горды тем, что наш земляк Аскар Амангельды, выпускник школы РФМШ, выпускник Наньянского технологического университета (NTU, Сингапур) и Национального университета Сингапура (NUS, Сингапур) готовит национальную сборную Сингапура  к олимпиадам по физике и математике.

В целом в сингапурской культуре существует высокая оценка образования и стремление к достижению выдающихся результатов. Это стимулирует учеников и их семьи вкладывать усилия в учебу и подготовку к олимпиадам.

Единый центр образования: Национальный институт образования (NIE) в Сингапуре

В Сингапуре существует единственное учебное заведение, выделяющееся своей ролью в подготовке педагогических кадров – Национальный институт образования (NIE). Это учебное заведение стало непреложным партнером для всех учителей страны, предоставляя им обучение, тренинги и аккредитацию. Основанный на шести департаментах, два из которых специализируются на образовании учителей, NIE предлагает программы вплоть до докторской степени.

В своей лекции ассоциированный декан Ко Тиам Сенг отразила суть современного образования: будущий учитель не просто донесет знания до студентов, но станет для них вдохновителем и мотиватором. Важно научить детей учиться и добывать знания, не просто запоминая факты, а применяя их на практике. Она выделила необходимость создания общего учебного пространства, где каждый ребенок чувствует себя безопасно и принадлежит сообществу: «Дайте ученикам, каждому ребёнку чувство безопасности и принадлежности к единому ученическому пространству, сообществу. Это важно для счастливого пребывания детей в школе, классе. Важно активно привлекать родителей учеников, ходить с детьми на места работы родителей, водить на различные участки деятельности, чтобы дети понимали: работать в столовой замечательно, выпускать мыло замечательно, шить одежду превосходно…». Вовлечение родителей в образовательный процесс, путешествия на их рабочие места и познавательные мероприятия – всё это способы расширения горизонтов учеников и формирования понимания о мире вокруг.

Идеи Ко Тиам Сенг подчеркивают важность подготовки учителей, способных научить детей применять полученные знания в повседневной жизни. Образование должно исходить из глобального опыта и находить свое место в местной образовательной системе. Три ключевых источника знаний – общество, индустрия и весь мир – должны стать учебным кабинетом, где студенты развивают навыки исследования и применения. В Сингапуре, величающем учебником крепкого образования, происходит формирование мощной педагогической основы, в то время как учителю оказывается невероятно высокое уважение.

Продвижение инклюзивного образования: уроки и вдохновение

 Тренинги по инклюзивному образованию привлекли внимание и вызвали яркие эмоции среди алматинских педагогов. Лекторы, вступив в диалог с педагогами, отметили, что в алматинских школах инклюзивное образование развивается серьезно, но всегда есть место для дальнейшего совершенствования. Их рассказы о том, что необходимо для создания идеальной инклюзивной школы, были насыщены позитивными прилагательными, создающими идентичность ребенка как «доброго» и «благодарного». Важной составляющей является чувство принадлежности к учебному заведению, коллективу и обществу, а также акцент на коммуникациях, повышении квалификации педагогов и создание дружественной атмосферы.

Сравнивая инклюзивные и неинклюзивные школы, лекторы выделяют, что в первом случае это олицетворение качественного образования, подразумевающего чувство безопасности, поддержки, веры в возможности каждого ребенка. В то время как неинклюзивная среда, к сожалению, создает предпосылки для недовольства и дискриминации, а некомпетентные педагоги могут препятствовать развитию детей с особыми потребностями.

Claire Bell – опытный руководитель Invictus International School, автор становления инклюзивного образования в Ираке, родом из Великобритании. Очень одухотворенная личность, говорит на тему инклюзии с огромной страстью, поделилась своим обширным опытом инклюзивного образования, обращая внимание на важность инклюзивного мышления и роль директора во внедрении инклюзивной культуры в классах. Она подчеркнула, что необходимо внушить учителям уверенность в важности их роли, развивая инклюзивное мышление. В своем ярком тренинге Claire Bell использовала метафору с бумажными шариками, чтобы продемонстрировать необходимость равных условий для обучения. Это еще раз подчеркнуло, как важно создать образовательную среду, где каждый ребенок имеет равные возможности для успешного обучения, а инклюзивное образование становится идеей, способствующей созданию равенства и взаимопонимания.

Руководство на пути к самопознанию для учащихся на примере St. Joseph Institution (SJI)

Школа «Учреждение Str. Joseph’s Institution» занимает почетное место среди лидеров образования страны. Согласно словам руководителя школы, их цель заключается в том, чтобы направлять каждого ученика на поиск собственного пути в жизни и развивать интерес к обучению. Одной из ключевых составляющих этого процесса являются общественные и волонтерские инициативы. Впечатляющий пример этого – направление 700 пятнадцатилетних и семнадцатилетних учеников в добровольцы в различные страны, такие как Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, для обучения молодежи служить всему миру.

Во всем этом отражена фундаментальная миссия создания образовательной среды, способствующей развитию личности, способной принести пользу обществу. Важно учить детей становиться гражданами мира, способными успешно адаптироваться в любой стране и внести свой вклад в общество.

Одним из ключевых инструментов в достижении этой цели является применение методики дифференцированного обучения, которая включает в себя индивидуальный подход к обучению, адаптацию учебного материала к уровню и потребностям каждого ученика, работу с малыми группами и постоянный мониторинг образовательного прогресса. Это позволяет поддержать детей с разными способностями и помочь им раскрыть свой потенциал.

Несмотря на то, что школа известна своими выдающимися достижениями, академическая составляющая не является исключительной целью. Ее основная миссия состоит в том, чтобы помочь каждому ученику найти смысл жизни и вдохновение к обучению, создавая прочные основы для развития личности и готовности принести пользу обществу.

Философия «The Lost, the Last, the Least» является важной идеологической основой для St Joseph Institution и других братских школ.

«Lost» означает «потерянные». Это отсылка к тем, кто может быть утрачен в обществе, каким-то образом оставлен в стороне или исключен из внимания. Философия «The Lost, the Last, the Least» призывает уделять внимание и заботу этим людям.

«Last» означает «последние». Это относится к тем, кто находится на последнем месте по разным социальным показателям, включая экономическое положение, образование, доступ к ресурсам и возможностям. Философия подчеркивает необходимость поднять их положение и предоставить равные возможности для всех.

«Least» означает «менее всего». Это связано с теми, кто обладает меньшими способностями, ресурсами или возможностями. Философия нацелена на помощь и развитие этих людей, чтобы они могли раскрыть свой потенциал и внести вклад в общество.

В контексте SJI и аналогичных учебных заведений философия «The Lost, the Last, the Least» вдохновляет учителей, администрацию и учеников создавать благоприятную образовательную среду, которая способствует воспитанию ответственных и заботливых граждан, способных помогать другим и служить обществу. Эта философия также подчеркивает важность инклюзивности и справедливости в образовательных практиках и обязательство быть активным участником общественной жизни и поддерживать тех, кто находится в более уязвимом положении.

Много идей, активностей, рефлексии

Огромное спасибо организатору – компании Dashstar Pte Ltd, которая привлекла для работы с нашей делегацией лучших педагогов-лекторов. Gan Chin Huat – Executive Vice-President and Director of schools, автор тренинга по стратегическому планированию в школах. «На тренингах мы стремились перенять опыт через изучение разных методик и стратегий, сделавших успешной систему образования в Сингапуре, – говорит ментор Алмагуль Канагатова. –  Вместе стремились понять лучшие модели, провести анализ учебных планов, подходов к оценке, профессионального развития учителей и других аспектов. Важно применять новые знания и методики в реальной среде школ. Будет очень полезно адаптировать сингапурские методики к казахстанским условиям. Научиться активно работать с экспертами, создать команду, состоящую из опытных учителей и администраторов, которые могут поддерживать и руководить процессом внедрения стратегического планирования, постоянно обучаться и получать обратную связь. Быть в коммюнити, участвовать в регулярных обучающих сессиях, где руководители могут обсудить свой опыт, обмениваться идеями и получать обратную связь. При этом мы понимаем, что успешные методики из одной страны не всегда могут без изменений перенестись к нам – нужно адаптировать их потребностям и реалиям Казахстана. Важно оставаться открытыми для новых идей и методик, постоянно анализировать результаты и вносить коррективы в планы».

Важно отметить, что педагог в Сингапуре – одна из самых безусловно уважаемых профессий. Если выпускник школы хочет пойти в единственный в стране национальный педагогический вуз, он заявляет об этом в Министерство образования страны – у него там берут интервью (собеседование). И если в нем видят потенциал к профессии, государство обучает его 5 лет в вузе. И да, в Сингапуре каждый учитель имеет право на 100 часов тренингов, курсов повышения своего уровня по направлениям и компетенциям, реально в чем он видит необходимость усилить свои знания и навыки. А высшее достижение, предел мечтаний педагогов Сингапура, как нам сообщили, не премии, не награды и медали, не материальные ценности, а получение права стать тренером на курсах повышения квалификации своим коллегам – учителям, обмен с ними опытом. Это высшее признание их профессионализма и педагогического таланта! Постоянное, непрерывное обучение педагогов, их рост и развитие – один из успехов качественного образования Сингапура. Учитель должен быть принятым, понятым в школе и обществе

О «приключенческом духе в учениках» и многом другом

Международная «The Perse School» – одна из лучших частных школ страны по кембриджской программе. Ее руководство отмечает: «Приключенческий дух, любопытство и уважение друг к другу в обществе – эти ценности мы прививаем в нашей школе. Наших учеников называем персеянами (по названию школы) – теми, кто обладает этими качествами. Эта миссия помогает нам работать и с учителями, ведь они  – ролевая модель стремления детей к этим качествам».

«Международная школа – это не только языки, а место, где дети получают максимум навыков и ценностей. Мы стремимся к сингапуризации, поэтому у нас учителя сингапурцы, но также работают бок о бок с ними американцы, англичане».

Детям, проживающим и работающим в Сингапуре, попасть в государственные школы практически невозможно, поэтому обычно они учатся в частных международных школах.

Очень ценную лекцию мы получили от президента Head of School Senior Ang Pow Chew. Несколько цитат, которые мы услышали от него во время лекции: Все ученики обучаемы, важно, как их обучаем. Система оценивания важна не для оценки уровня учеников, а для оценивания работы учителя. Обучаемы даже особенные дети – все дети обучаемы! Каждый ребёнок важен, имеет значение. Мы не говорим хороший и плохой ученик, а говорим медленно обучаемый и быстро обучаемый ребёнок. На кого-то учитель тратит больше времени, а на кого-то меньше. Поддержать надо каждого из детей! Всегда учителю надо думать: понимает меня ученик или просто сидит на уроке? На уроке по лицу и по глазам,по вовлечённости всегда видно, понимает ученик урок или нет. Формативное оценивание дает понять, кто вовлечён, кто засыпает, кто отвлечен – за всем этим учитель должен бдительно смотреть, чтобы поддержать тех, кому неинтересно и непонятно то, о чем говорит учитель!

Выпускник сингапурской школы должен уметь учиться, жить, работать в любой стране мира!

Ang Pow Chew отметил, что сингапурский куррикулум постоянно обновляется и адаптируется к меняющимся потребностям и требованиям общества и мировой экономики. Программа разрабатывается на 6 лет, пересматривается  через 3 года. Это помогает обеспечить актуальность и релевантность образования для обучающихся. Сингапурский куррикулум стремится обеспечить не только поверхностное понимание предметов, но и глубокое усвоение материала. Учебные программы разработаны так, чтобы стимулировать критическое мышление, решение сложных задач и развитие навыков применения знаний на практике.  Поддержка учащихся разных способностей: куррикулум учитывает разнообразные потребности и способности учеников. Это позволяет поддерживать развитие каждого ученика в соответствии с его уровнем способностей и интересами. Куррикулум выстраивается соответствующим образом для того, чтобы была решена главная цель: после 12 лет обучения в школе молодой человек должен уметь жить, продолжить обучение в любой стране мира! К этому школа его должна подготовить. В Сингапуре 3 млн граждан, и 10 процентов живет за границей – это большая цифра. И сделала ее реальной система образования Сингапура.

Ang Pow Chew имеет огромный опыт руководства школами в Сингапуре, один из авторов проектирования куррикулума. Он спросил у наших директоров: «Какая миссия у ваших школ?». И, не дожидаясь ответа, посоветовал всем школам иметь свою миссию! «Ваши учителя обучают одинаково всех, по одной методике или есть разные подходы и методики? Учитель должен иметь не одну методику преподавания той или иной темы. Преподавание должно быть основано на запросах учеников. Самое важное – учителя! Они должны постоянно обучаться, стажироваться! Постоянный процесс повышения уровня педагогов необходим!».

В начальной школе Сингапура 4 главных аспекта: математика, английский язык, родной язык и естественные науки. Это основные предметы в начальной школе! Вся программа базируется на этом, экзамен посте 6 класса строится на них. Плюс формирование гражданской позиции, ценностей. Многонациональная страна, в которой детей учат уважать все другие живущие здесь национальности.

«Перед учениками надо ставить недостижимые цели, при этом надо сохранять баланс, ибо чрезмерная амбициозность не всегда уместна, – рассуждает опытный сингапурский педагог. – Ребёнок не может знать все! Переосмыслите то, что хотите видеть в ученике, не перегружая его чрезмерными задачами. Важно увидеть в ребенке его индивидуальные способности и желания, например, он в будущем может уметь лучше всех шить обувь, переводить тексты, лечить людей, водить автобус – учить его не знать все науки, а давать общее ценностное развитие и направлять внимание на то, что специфично по его талантам и наклонностям. Он не должен знать все культуры и страны мира, но он должен знать и уметь жить в любой стране мира. Надо быть специфичными в работе с детьми!».

Школа – святое место

В Сингапуре все школы сильные, нет сильных, слабых, нет такого, чтобы родители стремились своих детей определить в ту или иную, потому что в принципе это бессмысленно. Но есть ТОП-10 школ, куда PSLE (итоговый тест по окончанию 6 классов) отбирают сильных, одаренных, практически вундеркиндов. И эти школы работают по своим собственным разработанным образовательным программам.

Каждая сингапурская школа – организация, куда никто не зайдёт просто так. Это святыня! Ни полицейский, ни родители (только в условленное время), ни прокуратура! Проверяющие – только Министерство, и то не стращать, а помочь школе. Философия государства: все школы хорошие! Вот и все! Никаких конкурсов, мониторингов между ними нет.

Lianhua Primary School в Сингапур – государственная начальная школа. Здесь все педагоги едины в своем подходе: «Дети должны наслаждаться процессом обучения. Маленькие дети очень любопытны, и мы используем эту возможность, чтобы развить их любопытство. Создаем все условия, чтобы ребенку было комфортно.  Куррикулум выстроен так, что дети вырабатывали сильный характер, сильный разум и сильное тело.

В рамках программы обучения топ-менеджеров г. Алматы в Сингапуре им была предоставлена возможность изучить школу Invictus в соседней Малайзии. Сеть школ Invictus стремится предоставлять качественное образование, сосредотачиваясь на развитии лидерских навыков и индивидуальных способностей учеников. Их миссия заключается в подготовке студентов к успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Видение Invictus – это создание глобальной образовательной сети, способствующей формированию креативных и ответственных граждан.

Академические программы Invictus ориентированы на глубокое понимание предметов, развитие критического мышления и реальное применение знаний. Конкретные отличия программ могут различаться в зависимости от страны и уровня образования, но общий акцент делается на инновациях, практических навыках и поддержке индивидуального роста учеников.

Многое есть. Ко многому будем стремиться

Алмагуль Канагатова, ментор проекта CEO Global Nomad Education:

– Респект Управлению образования города Алматы. Верное решение привезти топ-менеджеров города в Сингапур. Бесценный опыт, произошла существенная трансформация в их мышлении, в наследии. Здесь я еще раз задумалась над тем, что необходимо работать над  Legacy людей, которые работают неустанно в образовании.  Legacy – наследие, которое директор школы, учитель оставляет после себя в виде достижений, методологий, развития школы. Это поможет каждому профессионалу в области образования чувствовать, что его жизнь имеет смысл и значение, так как его усилия и вклад останутся в истории даже после его ухода. Это точно будет служить источником вдохновения для других людей. Достижения и истории успеха могут стимулировать других к действиям, саморазвитию и достижению своих целей. Создание наследия в области образования продолжит идеалы и ценности современного поколения, которыми они руководствовались в жизни для будущих поколений. Это позволит сохранить и распространить  принципы, ценности и смыслы, что поможет в будущем  понять прошлое и извлечь уроки из него. Legacy – это и  эмоциональное наследие. Учителя  оставляют свои следы в сердцах и памяти учеников, положительное влияние на их жизни, что играет важную роль в поддержании значимости и влияния индивидуумов на общество, культуру и будущее поколения. Внедрение такого наследия в систему образования Казахстана может быть полезным для повышения качества образования и развития учебных методик и сохранения преемственности. Что мы имеем уже сегодня у нас? Обмен опытом и знаниями. В Казахстане проводятся семинары, мастер-классы, образовательные форумы, на которых опытные учителя и топ-менеджеры также делятся своими знаниями и передают ценные методы преподавания другим педагогам. Это радует. Менторские программы. Постепенно в стране внедряются программы менторства, где опытные учителя работают с начинающими преподавателями, обучают их своим bewhich techniques со своими учебными методиками и передавая знания. Конечно, не во всех регионах существуют сильные методики при обучении менторству. Но первые шаги сделаны. Созданы Центры превосходства и обучения для топ-менеджеров и учителей. Там учителя получают поддержку, необходимые компетенции. Но сейчас необходимо пересмотреть темы для обучения: от общих тем перейти к узким. Над чем нужно поработать? Использовать исследования и инновации в образовательном пространстве каждого детсада, школы, колледжа.  Поощрять учителей использовать свой опыт и наработки для проведения исследований и разработки новых инновационных подходов к обучению. Интегрировать лучшие практики в учебные программы: включить наиболее успешные и эффективные методики преподавания, основанные на наследии учителя, в учебные программы и образовательные стандарты. Конечно, надо поддерживать и поощрять учителей: создать систему поощрения для учителей, которые активно внедряют своё наследие и достигают положительных результатов в образовательном процессе». 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Сингапур – Астана

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий