Вместе – к осознанному родительству!

Мы провели социологическое исследование во всех регионах Казахстана, чтобы получить представление об отношениях между родителями и их детьми, а также о качестве и характере семейного времени, проводимого вместе. Хотелось бы поделиться результатами, которые ярко и отчетливо показывают портрет современного казахстанского родительства.

В опросе приняли участие 32 755 человек (37,3 – отцы, 62,7 – матери), из них 24 613 детей (48,6 – мальчики, 51,4 – девочки). Возраст детей от 13 до 17 лет, а среди родителей преобладает категория от 33 до 55 лет. Больше 90% респондентов среди родителей – женского пола, то есть матери. Результаты опроса показывают, что казахстанский родитель – это женщина. Характер исследования включает изучение портрета родителя в трех измерениях: компетенции осознанного родительства, качество времяпровождения с ребенком, воспитание осознанного ребенка и вовлеченность в его жизнь.

Простые, но важные вопросы

Итак, вопросы. Можете ли вы в любой ситуации бросить всю свою работу и заняться ребенком? Могут ли ваши родители в любой ситуации бросить всю свою работу и дела и заняться вами? Можете ли  вы советоваться с ребенком, невзирая на возраст? Шутите ли вы с ребенком, говорите ему добрые слова, целуете ли его? Разговариваете ли вы с ребенком каждый вечер, обсуждаете ли вы, как прошел день? Как проводите свободное время с ребенком? Где вы бывали в последние выходные? Как ваш ребенок проводит свободное время? Обсуждаете ли вопросы, возникающие в семье? Имеет ли право ребенок критиковать родителей? Нужна ли вашему ребенку помощь в выполнении домашнего задания? Какие у вашего ребенка отношения с учителями? Регулярно ли вы читаете материалы о детях, опубликованные на страницах СМИ? Сколько времени тратит ваш ребенок на ежедневные занятия? Знаете ли вы друзей своих детей?

О региональной дифференциации

Хоть и дискурс осознанного родительства появился сравнительно недавно, родительское сообщество нашей страны демонстрирует информированность и заинтересованность в этом. По результатам опроса 51% родителей постоянно читают различные публикации и иные информационные материалы о воспитании детей. В то же время наблюдается региональная дифференциация в выстраивании позитивных отношений с ребенком, удивительно, но чем севернее, тем позитивнее. Так, около 80% родителей Акмолинской, Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей превратили в ежедневную привычку говорить добрые слова, шутить и целовать своего ребенка. В южных регионах (город Шымкент, Туркестанская, Кызылординская, Жамбылская области) этот показатель ниже 67%.

Качественное времяпровождение с детьми

Около 79% родителей отметили готовность бросить все свои дела и заняться своим ребенком в любой ситуации. 76% родителей регулярно проводят 1 день недели вместе с ребенком, но привычка вечерних бесед по итогам дня, которая имеет очень важное воспитательное значение, наблюдается только у 60% родителей. Имеются определенные препятствия, которые мешают родителям качественно проводить время со своими детьми. Наша жизнь насыщеннее, чем когда-либо, и очень важно правильно распределять энергию, время и ресурсы, чтобы больше времени и энергии оставлять своим детям. Качественное времяпрепровождение с ребенком должно быть не роскошью, а приоритетом.

Да, мы говорим именно о качественном времяпрепровождении, когда мы помогаем ребенку научиться управлять своим временем с максимальной пользой, правильно расставлять приоритеты, повысить эффективность наших с ребенком коммуникаций, обучать их каким-то другим жизненным навыкам. Около половины родителей предпочитают ездить в гости к родственникам во время своих выходных, 30% отметили шопинг или экотуризм как способ совместного провождения выходных, лишь 12% проводят время посещением культурных мероприятий (кино, концерты и театральные спектакли). Трудовое воспитание ребенка практикуют около 86% родителей, из них 60% считают труд обязательством ребенка и лишь 26% подходят к трудовому воспитанию осознанно.

Вовлеченность в интеллектуальные задачи

Поддержка родителя важна при решении интеллектуальных задач. Около 55% родителей временами вовлекаются в совместное выполнение домашнего задания, 23% респондентов отметили, что делают это постоянно. Также около 21% родителей отметили невовлеченность в этот процесс, то есть они не знают, сколько времени ребенок тратит на выполнение домашнего задания и выполняет ли их вообще. С одной стороны, вовлеченность родителя в выполнение учебных заданий ребенка может позитивно влиять на эмоциональное состояние ребенка, снижая уровень стресса и тревожности. С другой стороны, согласитесь, таким образом мы можем навредить ребенку, препятствуя отработке и получению необходимых жизненных навыков. Результаты опроса показали, что нам необходимо дать родителям больше навыков и лайфхаков по правильному выстраиванию процесса помощи ребенку при выполнении домашнего задания.

Воспитывая ребенка, родитель воспитывается сам

Осознанный родитель способен воспитать осознанную личность, вовлекая ребенка в жизнь и вовлекаясь в его жизнь. Участвовать в жизни ребенка не означает устраивать допросы или грозно напоминать о морали добра и зла в стрессовых для ребенка моментах. Это означает вовлекать ребенка к семейным обсуждениям, обращаться с ним с уважением к его личности, не контролировать, но знать о событиях в его жизни, не грозить, а советовать о важности правильного выбора моральных принципов. Согласно исследованию, 84% родителей советуются со своими детьми вне зависимости от возраста, 51% родителей выборочно (то есть в зависимости от ситуации) вовлекают детей в обсуждение семейных вопросов, и лишь 30% родителей обязательно приглашают ребенка к обсуждению вопросов в семье. Воспитывая ребенка, родитель воспитывается сам. Половина респондентов отметили открытость к критике со стороны своего ребенка, но треть родителей не приемлет какую-либо критику их действий или решений. Практически все родители лично знакомы или знают о друзьях своих детей, но, к сожалению, совместное воспитание ребенка пока у нас мало практикуется. Под совместным воспитанием мы имеем в виду объединение родителей друзей и совместную организацию каких-либо мероприятий.

Родитель – ребенок – школа

А теперь завершающим штрихом посмотрим на жизнь ребенка глазами родителя. Казахстанский ребенок в свое свободное время больше занимается домашними делами, гуляет с друзьями или занимается спортом, больше сидит в интернете или смотрит телевизор и меньше читает книг. Необходимо отметить, но это уже глобальная тенденция, социальные сети повлияли на рост популярности занятий спортом у современных детей, демонстрируя важность физически развитого телосложения. У большинства детей (82%) сложились хорошие отношения с учителями, однако мы наблюдаем, что проблемы буллинга никуда не исчезли. Ответы родителей и фактические данные говорят о низком уровне доверительных отношений в треугольнике «родитель – ребенок – школа». Школьная жизнь ребенка больше остается в тени.

Ради будущего семей и нации

Проведенное нами исследование помогло пролить свет на портрет современного казахстанского родителя, на насущные проблемы родительства и воспитания личности. Опрос подтвердил неосознанную некомпетентность во многих вопросах родительства. Родители нуждаются в поддержке, информации, получении навыков и знаний. Это очень важно для команды «Сенімен болашақ», поскольку результаты исследования сформировали для нас карту необходимых мероприятий, дифференцированных по регионам и по проблематике. Мы выражаем глубочайшую благодарность всем родителям, которые приняли участие в нашем опросе. Вместе с родительским сообществом, вдохновленные мечтами и желанием счастья наших детей, мы будем и дальше усердно работать, чтобы вместе с вами строить более светлое, взаимосвязанное будущее для наших семей и нашей нации.

Жансая БЕРДИМУРАТ,
председатель ОО «Сенімен болашақ»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий