Система воспитания и шарамыги

Каждая ценность – это устойчивая поведенческая практика. Если ценность – уважение, то поведенческая практика – слушать, не перебивать, не задевать за живое по вопросам этноса, веры т.п., уступать место старшим. Поведенческая практика – автоматически здороваться.

Если ценность – честность, то в контексте школы это ссылаться на источники, не списывать, при само- и взаимном оценивании ориентироваться только на критерии оценивания.

Если ценность – творчество, то поведенческая практика – уметь создавать творческие проекты, очень кропотливо изучать технику, миллион раз повторять одно и то же, чтобы дойти до совершенства, но быть верным замыслу и идее.

Если ценность – национальное наследие, достояние, то поведенческая практика – говорить на родном языке, придерживаться этических норм этноса, продвигать его культуру, уметь дать этически приемлемый отпор на нападки в адрес страны, использовать этнику в дизайне и образе жизни.

Если ценность – ключевые компетенции, то поведенческая практика – это мыслить с точки зрения проверки достоверности, постоянно фактчекить, уметь пользоваться ИКТ для повышения продуктивности и эффективности, уметь доносить мысли устно и письменно.

Если ценность – забота об окружающих, то поведенческая практика – унести свой мусор с собой.

Каждая поведенческая практика создается через учебный опыт. А учебный опыт – это одно и то же действие сотни раз прогонять через множество заданий по самым разным предметам на протяжении нескольких лет. Прогонять через социальные практики. Прогонять через волонтерство. Через асар. Через благотворительность. Через социальные акции. Прогонять сотни раз. Прогонять на протяжении многих лет.

А потом на выходе смотрим, удалось ли нам сформировать и развить эти поведенческие практики у детей. Через наблюдение, МОДО, специальные исследования и т.п.

А те ШАРА, которые зачастую составляют суть, ядро «Планов воспитательной работы», делают из детей ШАРАмыг. Пришли дети, пассивно прослушали классный час о пользе того-то, о вреде того-то, о противодействии чему-то, о содействии тому-то, о любви к чему-то, и ни одна черта характера в них не меняется, ни одно ценное свойство не добавляется, ни один способ поведения не обогащается. И выходят они воспитательно бедными ШАРАмыгами.

Поэтому нам срочно нужны такие стандарт и концепция воспитания, что все будет замечательно. Здесь и сейчас.

Руслан КАРАТАБАНОВ,
эксперт в области содержания образования и дидактики

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий