Студенческая наука – это реально
Современный вуз – это не только академические знания, но и развивающаяся наука. Альянс науки и производства – это еще более высшая ступень, преодолеть которую по силам только сильным университетам с развитой инфраструктурой. Именно к таким и относится Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова. Во время поездки по региону я, конечно же, не могла обойти стороной и этот замечательный вуз.
Как же развивается наука с участием молодых ученых? Ответ на этот вопрос в блиц-интервью, записанных в лабораториях университета.
ЛАБОРАТОРИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ВОДЫ И ВОДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМЕНИ ИЗВЕСТНОГО УЧЕНОГО-УЧИТЕЛЯ, ДОКТОРА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА УЙЛЕСБЕКА БЕСТЕРЕКОВА
Всю свою сознательную жизнь ученый Уйлесбек Бестерекович посвятил работе по обучению и приобщению студентов к науке в Южно-Казахстанском университете им. М.Ауэзова. Под его кураторством в 2011 году университет выиграл грантовый проект Научного комитета НАТО по программе «Наука ради мира и безопасности», «Оценка трансграничного загрязнения воды в Центральной Азии». В проекте участвовали четыре страны: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Но победу одержали ученые Казахстана.
В мае текущего года в память о наставнике молодых химиков руководством вуза было принято решение присвоить лаборатории имя Бестерекова.
Сегодня заведующий лабораторией – молодой ученый, PhD Еркебулан Раимбеков.
– Главной целью проекта было определить концентрацию тяжелых металлов в реке Сырдарья и заложить основу постоянного мониторинга качества воды в регионе, – рассказывает ученый. – За счет этого проекта было приобретено соответствующее оборудование.
– Еркебулан, а что показывает мониторинг? Какая у вас в регионе вода?
– По сравнению с другими регионами в республике, питьевая вода у нас чистая. Самое низкое содержание предельно допустимых тяжелых металлов. Тем не менее, качество воды в Сырдарье, которая используется для орошения земель, оставляет желать лучшего.
– Можно говорить о том, что лаборатория вносит существенный вклад в развитие науки?
– Ценность лаборатории огромная. Здесь у нас подготовлено много ученых, чьи работы были связаны с водой. Вклад профессора Бестерекова в науку, в частности в водную науку, значителен для нас.
КАРБИД КАЛЬЦИЯ ДОБЫВАЮТ В ЛАБОРАТОРИЯХ ЮКУ
Вопреки стереотипам, что наука и промышленность – это не женское дело, молодой ученый Александра Бадикова с интересом и удовольствием занимается исследованиями фосфоридов в одной из лабораторий ЮКУ имени Ауэзова.
– Расскажите, о чем ваш проект?
– В настоящее время мы занимаемся разработкой ресурсосберегающих технологий переработки электротермической и фосфоридов с получением сплава и карбида кальция.
Технология направлена на бесшлаковое производство, получается кремнистый сплав и карбид кальция.
Наша технология предусматривает получение нескольких видов продукции: карбид кальция, ферросплав и фосфор.
Карбид кальция используется в качестве удобрения, при производстве каучука, ферросплавы – в металлургии, фосфор – в химической промышленности.
– Удачи вам, Александра, на выбранном поприще!
МОЛОДОСТЬ И ОПЫТ – ЭФФЕКТИВНЫЙ АЛЬЯНС
Непосредственным наставником Александры является ветеран университета Виктор Михайлович Шевко.
– Виктор Михайлович, как Вы считаете, наука развивается активно или могло быть и лучше?
– В первую очередь, хочу вас поблагодарить за проявленный интерес к нашему вузу и науке. В нашем университете за 80-летнюю историю накопилось громадное число новых разработок, которые, к сожалению, больше в мире не внедряются. А чтобы они внедрялись, надо, чтобы пресса о них писала, говорила.
Лично я автор более сотни изобретений, но только два из них внедрил. Они в свое время дали эффект в полтора миллиона долларов. А если бы вся сотня получила применение на практике? Представляете, каким бы был эффект для страны и науки в целом? А все потому, что эти два изобретения прошли хорошие опытные испытания. Когда научные идеи доходят до производства, они всегда найдут применение и дальше.
Нужно опытно-промышленное апробирование, необходимо строить опытно-промышленные экспериментальные установки.
Это промежуточный этап между университетом и производством.
У нас в свое время был прецедент, когда на конкурсной основе университеты получили лаборатории. Сейчас надо такие же конкурсы проводить для строительства опытно-промышленных станций. И тогда будет финансирование и полноценное развитие науки.
– Как Вы считаете, молодым покоряется наука?
– Отвечу словами Эйнштейна. Выступая в одном из университетов Америки, на вопрос, какова роль молодых ученых и опытных, он ответил: наука молодых – это комедия, а наука старых – это трагедия. Потому что у молодых не хватает знаний, а у старых не хватает сил.
Я с ним совершенно согласен. Только присутствие и молодых, и опытных ученых дает хороший эффект в науке.
– И это мы наблюдаем в вашем университете! Спасибо за беседу!
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Астана – Шымкент – Астана