Біреудің ала жібін аттама: ұят болады, обал болады, жаман болады

«Біреудің ала жібін аттама: ұят болады, обал болады, жаман болады» – до потери пульса знакомые выражения. Когда речь идет о воспитании, именно эти выражения занимают верхние строки хит-парада.

Но будет ли достаточным повторять эти слова, как мантру, каждый день с 1 по 11 класс? Потом, когда ученик или выпускник попадает в проблемную ситуацию, говорить: «А ведь я его воспитывал в духе «Біреудің ала жібін аттама: ұят болады, обал болады, жаман болады». Вроде все правильно. Но что педагогически не так? А то, что каждое ценностное поведение должно быть поддержано системой знаний о них и определенными поведенческими практиками.

Потому для каждой ценности нужно предоставлять знания о том, что она означает и как ее проявлять на практике. Нам нужно предоставить учебный опыт о том, как поступать в различных ситуациях в соответствии с этой ценностью, а затем развивать уверенность и принципы. Простые мантры не справятся с этим.

Поэтому предлагаю примерную распаковку этих выражений по плану: 1) что это значит, 2) когда правило нарушено, 3) как себя вести и 4) как прививать.

«АЛА ЖІП» – это прежде всего не пересекать чьи-то личные границы: «границы в эмоциях», «границы в действиях», «границы в имуществе»

Не пересекать личные границы в эмоциях означает быть внимательным к чувствам других и избегать действий, которые могут причинить эмоциональный вред или дискомфорт.

Признаки нарушения: постоянно вторгаться в эмоциональное пространство других или игнорировать их эмоции: уничижительные замечания, принижение чьих-либо чувств или игнорирование их опыта.

Компетенция: Уважение эмоциональных границпризнание и уважение эмоций и личного пространства других людей. Требует сочувствия, активного слушания и чувствительности.

1.1 Демонстрирует сочувствие, признавая и поддерживая эмоции других.

1.2 Демонстрирует навыки активного слушания, чтобы понимать и адекватно реагировать на эмоциональные потребности других.

1.3 Проявляет чувствительность, уважая личное пространство и неприкосновенность частной жизни других.

Методы привития: На уроках ученики могут узнать об эмоциональном интеллекте и о том, как распознавать и уважать собственныеи чужие эмоциональные границы. Посредством дискуссий, исследований и ролевых игр учащиеся могут развивать сочувствие, понимание и самосознание. Включение литературы по теме эмоциональных грани, может помочь анализировать и размышлять над различными точками зрения.

Не пересекать личные границы в действиях. Это – воздерживаться от навязчивых или неуместных действий, которые могут нарушить чьи-то границы.

Признаки нарушения: физическая агрессия, преследование или вторжение в частную жизнь.

Компетенция 2: Поддержание поведенческих границ – понимание и соблюдение социальных норм, правил и ожиданий. Требует самоконтроля, этического принятия решений и ответственности.

2.1 Демонстрирует самоконтроль, управляя импульсивным поведением и делая обдуманный выбор.

2.2 Применяет этические принципы при принятии решений и учитывает влияние своих действий на других.

2.3 Берёт на себя ответственность за своё поведение и принимает последствия своих действий.

 Не пересекать личные границы частной собственности или владения личным имуществом. Это означает признание того, что личную собственность следует уважать и нельзя использовать или отбирать без согласия.

Методы привития: Например, при работе в паре и команде всегда требуется признавать важность личного пространства и согласия. Участвуя в таких мероприятиях, учащиеся могут научиться уважать физические границы других и эффективно сообщать о своих собственных. Этот опыт можно также применять за пределами школы, способствуя уважительному взаимодействию в социальной среде и личных отношениях.

Не пересекать личные границы собственности означает, что личную собственность следует уважать и нельзя использовать или отбирать без согласия.

Признаки нарушения: кража, повреждение или посягательство на чью-либо собственность, а также вторжение в частную жизнь путем доступа к личной информации без разрешения.

Компетенция 3: Уважение материальных границ предполагает признание и личной собственности и собственности других. Это требует добросовестности, честности и ответственного управления ресурсами.

3.1 Демонстрирует добросовестность, воздерживаясь от кражи, повреждения или неправомерного использования чужого имущества.

3.2 Соблюдает честность, точно указывая права собственности и соблюдая права интеллектуальной собственности.

3.3 Демонстрирует ответственное управление ресурсами, ответственно используя личные вещи и общие ресурсы.

Методы привития: Например, на уроках рисования учащиеся могут изучить концепцию собственности и авторского права посредством проектов, предполагающих создание оригинальных произведений искусства. Они смогут узнать о плагиате и важности правильного указания источников. Аналогичным образом, на уроках бизнеса или экономики ученики могут изучать права интеллектуальной собственности и этические последствия кражи или неправильного использования чужих идей.

Внимание: По всем этим ценностям важно научить и тому, чтобы на личные границы ученика тоже не посягали.

ҰЯТ БОЛАДЫ, ОБАЛ БОЛАДЫ, ЖАМАН БОЛАДЫ – избегать действий, которые приводят к стыду, к сожалению, и действий, причиняющих вред другим.

Избегание действий, которые приводят к стыдуизбегать действий, которые могут привести к чувству вины, смущения или сожаления.

Признаки нарушения: Стыд возникает из-за действий, которые противоречат нашим личным ценностям и общественным нормам. Такое поведение может включать ложь, мошенничество или участие в неэтичных действиях.

Компетенция 4: Избегание действий, которые приводят к стыду

Чтобы избежать действий, которые приводят к стыду, необходимо делать выбор, который соответствует личным ценностям и ожиданиям общества. Это требует самосознания, морального рассуждения и способности противостоять давлению со стороны сверстников.

4.1 Демонстрирует самосознание путем признания личных ценностей и их влияния на принятие решений.

4.2 Использует моральные рассуждения для оценки потенциальных последствий действий для себя и других.

4.3 Сопротивляется давлению со стороны сверстников и делает выбор, соответствующий личной честности и ожиданиям общества.

Методы привития: решающее значение имеют описательная обстановка и демонстрация. На уроках истории учителя могут поделиться реальными примерами отдельных людей или обществ, которые действовали таким образом, что опозорили себя. Анализируя эти исторические события, учащиеся поймут последствия определенных действий и усилят чувство ответственности. Дискуссии в классе и групповые проекты могут побудить учащихся задуматься о своем поведении и избегать постыдных действий.

Избегание действий, которые приводят к сожалениюизбегать импульсивных действий, которые могут привести к сожалениям.

Признаки нарушения: Сожаление часто возникает из-за действий, которые нам хотелось бы не совершать. Примеры включают импульсивное принятие решений, пренебрежение обязанностями или участие во вредных действиях.

Компетенция 5: Избегание действий, которые приводят к сожалению предполагает принятие решений, которые соответствуют долгосрочным целям и личному благополучию. Это требует предвидения, самодисциплины и самоанализа.

5.1 Демонстрирует дальновидность, рассматривая потенциальные долгосрочные последствия действий.

5.2 Развивает самодисциплину, чтобы противостоять немедленному удовлетворению и делать выбор, соответствующий личным целям.

5.3 Занимается самоанализом, чтобы оценить прошлые действия, учиться на ошибках и делать лучший выбор в будущем.

Методы привития: Ценность может быть включена в социальные практики и школьные мероприятия. Участвуя в ролевых сценариях или тематических исследованиях, учащиеся могут развить навыки критического мышления и научиться делать осознанный выбор. Программы взаимного наставничества могут обеспечить учащимся благоприятную среду для обсуждения своих проблем, поиска рекомендаций и обмена опытом, связанным с принятием решений.

Избегание действий, которые причиняют вред другим означает относиться к другим с добротой, избегать действий, причиняющих физический или эмоциональный вред, и учитывать при выборе благополучие других.

Признаки нарушения: запугивание, манипуляция или принуждение.

Компетенция 6: Избегание действий, причиняющих вред другим предполагает уважение к физическому и эмоциональному благополучию людей. Это требует сострадания, навыков разрешения конфликтов и сочувствия.

6.1 Демонстрирует сострадание, учитывая чувства и потребности других.

6.2 Использует навыки разрешения конфликтов для разрешения разногласий мирным и уважительным путем.

6.3 Проявляет сочувствие, понимая и соответствующим образом реагируя на опыт других.

Методы привития: Ценность можно повысить за счет сочетания обсуждений в классе и участия сообщества. Учителя могут вести беседы о сочувствии, сострадании и влиянии своих действий на других. Включая примеры из реальной жизни, приглашенных докладчиков и проекты обучения служению, учащиеся могут глубже понять последствия вредных действий и важность поощрения доброты и уважения. Поощрение учащихся к активному участию в общественных работах также способствует развитию чувства ответственности и желания внести позитивный вклад в жизнь общества.

 Для чего надо знать эти примеры? Ценность – это поведенческая практика, которая реализуется при наступлении определенных ситуаций. А все, что связано с набором действий, адекватных ситуации – это компетенция. Значит, для каждой ценности мы должны описать компетенции. Где есть компетенция, там возникает не просто педагогика, а педагогика, основанная на обратном дизайне и конструктивном согласовании. Выше привел педагогические практики, которые являются состоятельными.

А какие методы не работают?

Лекционный подход. Это предполагает предоставление информации посредством лекций, на которых преподаватель передает знания и ожидает, что ученики усвоят ценности. Вместо этого это часто приводит к пассивному обучению и ограниченному восприятию ценностей.

Наказание. Некоторые преподаватели полагаются на наказания, но этот метод часто не устраняет основные причины ненадлежащего поведения. Это может вызвать страх или негодование, препятствуя развитию подлинных ценностей.

Морализация и проповедь. Морализация предполагает проповедь ценностей без предоставления примеров из реальной жизни или практического применения. Этот метод может показаться проповедническим и не заинтересовать учащихся на личном уровне.

Универсальный подход. У каждого человека есть уникальное прошлое и обстоятельства, которые формируют его понимание ценностей. Жесткий подход не учитывает эти различия и ограничивает эффективность ценностного воспитания.

Руслан КАРАТАБАНОВ,
эксперт в области содержания образования и дидактики

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий