Особенности организации научно-исследовательской деятельности в примере проекта «Здоровье и поведение детей школьного возраста»

Актуальность темы исследования определена тем, что многолетние исследования, позволяющие сделать ситуационный анализ какого-либо вопроса и оценить динамику изменений, имеют свои особенности и вполне актуальны для обеспечения качества научных исследований. Одним из таких исследований является исследование жизни и здоровья детей и подростков. В последнее время на первое место выходят проблемы здоровья школьников, которые неоднократно рассматривались с целью сохранения здоровья жизни учащихся.

Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения системного подхода.

В многочисленных публикациях последних лет констатируется, что современные тенденции развития общества отрицательно сказываются на состоянии здоровья детей, и, в первую очередь, школьного возраста. Таким образом, было организовано проведение многолетнего исследования, в котором, предполагалось, что получение и использование комплексной научной информации, характеризующей уровень физической культуры школьников, многофакторный анализ взаимосвязей показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития с учетом социально- педагогических условий позволит повысить эффективность системы физического образования детей и молодежи.

Научный проект «Здоровье и поведение детей школьного возраста» направлен на комплексное изучение образа жизни детей школьного возраста.

В целях эффективности проводимых научных исследований в рамках проекта для обработки полученных данных нами были пользованы статистические пакеты, такие как SYSTAT, Mіnіtab, Statgraphіcs, Statisticа, SPSS. Программу SPSS («Statistiсal Package for the Social Sciences») ориентировано на обработку результатов статистических наблюдений, которыми, в частности, являются многолетние исследования с использованием анкет. Этот пакет содержит практически все необходимые статистические процедуры – от базовых, связанных с изучением одномерных и двухмерных распределений, до более сложных – факторного, регрессионного и кластерного анализа. Кроме того, с помощью такого пакета можно создавать наглядные и информативные отчеты, используя различные графические и табличные формы. Исследовательские задачи от ввода исходных данных с анкет до получения отчета о результатах анализа реализуются в едином режиме.

Все процедуры, выполняемые программой SPSS, делятся на четыре основные группы: генерация таблиц, синтаксический анализ данных таблиц, проведения статистических расчетов и создания графиков.

В последнее время широкое распространение в системе образования получили информационные технологии. Они применяются для обучения, контроля, проведения итоговой аттестации выпускников школ, самообучения, самоконтроля и др. Важнейшим условием повышения качества обучения становится систематический анализ объективных данных независимого контроля учебных достижений, осуществление мониторинга и диагностики подготовленности обучающихся для получения результатов, соответствующих их возможностям и потребностям. Все большее внимание исследователей для решения различных задач образования и самоуправления образовательной деятельностью привлекают возможности технологий массового тестирования.

Для получения количественных показателей о качестве подготовленности испытуемых требуется обработка больших объемов данных массового тестирования. Для этого применяются различные программные среды, среди которых особое место занимает программа SPSS.

До недавнего времени обучение и контроль качества в сфере образования проводились традиционными методами в основном силами тех, кто проводит образовательный процесс, что с точки зрения теории менеджмента не способствует его повышению. На сегодняшний день обработка данных массового тестирования проводится автоматически с помощью многочисленных компьютерных программ. Одна из таких программ SPSS, она позволяет эффективно, точно и с экономией времени провести количественную обработку результатов массового тестирования по какому-либо предмету.

Как видно из вышесказанного, ведущая роль при проведении социологического исследования принадлежит именно исследователю. Именно от его квалификации зависит практически 90% успеха или неудач исследовательской деятельности. Вопросы владения прикладными программами занимают не столь значительное место. Вместе с тем, игнорировать инструментарии для обработки социологических исследований не стоит. Все обозначенное выше – это звенья одной единой цепи. Каждое звено логически связано с другими и его выпадение неминуемо нарушит целостность.

На практике показано, как программа SPSS имеет большие вспомогательные возможности для проведения массовых исследований.

Программа автоматически без формул за короткое время проведет расчеты. Также показано, что не обязательно знать формулы вычислений и разбираться в компьютерных технологиях. Программа SPSS значительно сокращает время: не требует большого количество времени, чтобы вбивать все данные для исследования, чтобы самостоятельно проводить все расчеты, а также имеет возможности наглядно представлять результаты анализа в виде таблиц и диаграмм различных типов, распространять сетевым пользователям, внедрять полученные результаты в другие программные системы.

Вывод. Таким образом, в ходе разработки практических рекомендаций по обеспечению качества исследований, на примере проекта «Здоровье и поведение детей школьного возраста» нами был разработан курс по ознакомлению с пакетом SPSS. Методическое пособие для лекционной формы раскрыто в форме презентации, содержащей в себе логически взаимосвязанные 5 частей. Необходимо отметить, что пользователи SPSS Statistics получают доступ к большому количеству статистических функций, что дает им возможность проводить сложные виды анализа даже при отсутствии навыков владения таким сложным языком программирования, как R. Иными словами, совместное использование R и SPSS Statistics дает множество преимуществ, которые определенно стоит учитывать. Программа SPSS является эффективным инструментом для практической работы в области социологического и педагогического анализа, обеспечивает быструю и точную обработку данных. Основной особенностью этой программы служит то, что результаты анализа можно наглядно представлять в виде таблиц и диаграмм различных типов, распространять сетевым пользователям, внедрять полученные результаты в другие программные системы.

Тюрина Анастасия Дмитриевна
Уаисова Ирина Михайловна
Учителя физической культуры КГУ Гимназии №5 акимата города Астана 

 

Аннотация. В данной статье раскрываются специфические особенности организации научно-исследовательской деятельности в рамках многолетних исследований на примере проекта «Здоровье и поведение детей школьного возраста», рассматриваются практические рекомендации по обеспечению качества многолетних исследований.

Ключевые слова: многолетние исследования, здоровье школьников, статистика, обработка результатов, SPSS.

Annotation. This article reveals the specific features of the organization of research activities in the framework of many years of research on the example of the international project “Health and Behavior of pupils”, discusses practical recommendations for ensuring the quality of long-term research.

Key words: long-term studies, health of pupils, statistics, processing of results, SPSS.

Аңдатпа. Бұл мақалада «Оқушылардың денсаулығы және мінез-құлқы» жобасы мысалында көпжылдық зерттеулер аясында ғылыми-зерттеу жұмыстарын ұйымдастырудың ерекшеліктері ашылған, ұзақ мерзімді зерттеулердің сапасын қамтамасыз ету бойынша практикалық ұсыныстар қарастырылған.

Түйінді сөздер: ұзақ мерзімді зерттеулер, оқушылардың денсаулығы, статистика, нәтижелерді өңдеу, SPSS.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий