Диджитал-детокс, или Как круто проводить время без гаджетов!
Лето – самая насыщенная на эмоции пора года. Именно летом, как правило, запланированы отпуска, а дети находятся на каникулах и, конечно, ждут невероятных эмоций. Раньше было именно так. Но сейчас с этим сложнее – в нашу жизнь ворвались и заняли огромную нишу времени современные гаджеты. И если взрослым людям ещё легко отказаться от них в пользу активного отдыха, то детям гораздо сложнее. Ведь там, за экраном, тоже целая вселенная.
Это неправильно, ведь именно летом наш организм получает огромное количество витаминов, света и положительных эмоций. Ради этого стоит стать частью модного социального явления – диджитал-детокса или цифрового детокса. Под этим термином понимают как просто разумное, ограниченное использование гаджетов, так и полный отказ от достижений искусственного интеллекта. О том, почему это лучше и как это сделать, поговорим с директором Регионального учебно-методического центра психологической поддержки Еленой ПЕТРЕНКО.
За последние несколько лет тема «дети и гаджеты» стала самой обсуждаемой. Родители пытаются найти баланс между всесторонним развитием ребёнка с привлечением современных устройств и развитием зависимости от них. С приближением лета эта проблема становится ещё более актуальной, ведь у детей появляется больше свободного времени. Далеко не у всех родителей есть возможность функционально организовать летний отдых своих школьников или контролировать его. А значит, очень велик риск того, что всё лето ребёнок проведёт с гаджетами в руках.
– Елена Александровна, всё-таки как научить ребёнка правильно взаимодействовать с гаджетами? Запрещать или не запрещать?
– Эту проблему невозможность решить за один день. Не стоит надеяться, что беседа или запрет дадут ожидаемые результаты, потому что гаджеты очень плотно вошли в нашу жизнь. Задача родителей – научить ребёнка правильно с ними взаимодействовать. Итак, запрещать не стоит, но время пользования телефоном и компьютером должно быть ограничено в соответствии с возрастом. И необходимо развивать культуру пользования интернетом и соцсетями. Это особенно актуально для подростков, которые в сети сталкиваются с вполне реальной опасностью, буллингом, мошенниками и т. д. Весь мир активно цифровизируется, и дети должны быть готовы к этому. Кроме того, категорический запрет на онлайн-игры, соцсети или в принципе пользование современными устройствами может выбить ребёнка из гармоничного развития в группе сверстников. Задача родителей – помогать изучать виртуальный мир, быть своеобразным проводником в сети, но при этом научить разделять виртуальное и реальное, ставить в приоритет именно реальную жизнь с её не менее яркими красками.
– Что значит «развивать культуру взаимодействия с гаджетами?»
– Если сказать проще, всего должно быть в меру. Конечно, лето – сплошная улица, природа, свежий воздух, но это не мешает тому, чтобы выделить ребёнку разумное время для «виртуальной реальности». Остановлюсь подробнее на возрастах, потому что для здоровья детей это важные аспекты. Для первоклашек это 30 минут в день, для ребят со 2 по 5 класс – 45 минут, в 6-8 классах – полтора часа, для старшеклассников – до 3-х часов. И ещё подробнее рассмотрим некоторые механизмы, которые помогут выстроить правильное взаимодействие детей с гаджетами летом без родительского присутствия. Для начала оговорите с ребёнком заранее, когда и сколько времени он хочет проводить с гаджетом. Выслушав, дайте ему понять, что экранное время не нужно выпрашивать или заслуживать. Оно уже есть. Например, час в день можно сразу, а можно по полчаса утром и вечером. Острота интереса немного снизится: зачем бороться за то, что и так доступно? Соблюдай правила и пользуйся гаджетами – вот что должно быть главной мыслью у ребёнка. Затем составьте план каникул. Набросайте общий план на лето и на первые несколько дней, ведь его можно корректировать и менять в зависимости от обстоятельств. Самое время вспомнить о режиме и планах на день, хоть это и каникулы. Теперь в плане будут совершенно другие пункты: прогулки, выполнение заданий по дому, чтение, занятия по развитию и т. д. Естественно, в этом графике отводится время для игры на компьютере. Процесс необходимо контролировать, и делать это надо ненавязчиво: не досаждать звонками и наставлениями. Можно каждый вечер с младшими школьниками или раз в 2-3 дня с подростками обсуждать их планы и достижения. Наметьте, какие способности у вашего ребёнка можно развивать. Предложите глубже изучать любимый предмет. Не просто скучный материал из школьной программы, а интересные книги, биографии знаменитых людей и другие материалы, которые раскроют предмет по-новому. Можно попробовать писать тексты, учить и сочинять стихи – всё зависит от желания, способностей и интереса. Можно изучать природные явления. А также найдите увлекающее хобби. Создайте ребёнку условия для развития хобби и будьте готовы инвестировать в это занятие финансы, жертвовать чистотой дома или любимой посудой – оно того стоит. Это может быть рукоделие, которое к тому же развивает мелкую моторику, усидчивость, аккуратность, кулинария, фотографирование, рыболовство, цветоводство и т.д. Ну и какое же лето без физкультуры и спорта. Игры в мяч, бадминтон, теннис, волейбол, футбол (особенно совместно с ребёнком!) однозначно укрепят здоровье, подтянут дисциплину и добавят уверенности в себе.
– А есть ли какие-то психологические хитрости насчёт гаджетов?
– Понятие «гаджеты» очень обширно, и хочется обратить внимание на устройства, которые помогут избежать «классической» зависимости. Например, для детей младшего школьного возраста можно подобрать трекер активности. Помимо стандартных функций по измерению количества шагов, калорий и часов сна, они имеют дополнительные функции. Через мобильное приложение можно задавать ребёнку задания на день, за выполнение которых он будет получать игровые монетки (впоследствии вы сможете трансформировать их в реальные бонусы). Как вариант, можно предложить соревнование с другими членами семьи на количество пройденных шагов за день. Ещё один интересный гаджет для детей более старшего возраста – вертолеты, квадрокоптеры и прочие «леталки». С одной стороны, это гаджет, с другой стороны, увлекательное занятие, развивающее координацию и обучающее видео- и фотосъемке. Это может перерасти в более осознанное и серьёзное увлечение. Осваивать такой «агрегат», конечно же, необходимо вместе с ребёнком. Родителям всегда и во всём нужно стараться быть примером и проводником для своих детей. Если сможете научить их правильному взаимодействию с современными технологиями, то им будет легче избежать зависимости и проще будет извлечь выгоду, которую нам, взрослым, было бы глупо отрицать.
– Говорят, прекрасная альтернатива гаджетам и интернету – настольные игры. Действительно ли ради них ребёнок добровольно отложит телефон в сторону и посвятит себя живым играм?
– Безусловно. Если говорить на сленге молодёжи, то тут «фишка» в том, что ребёнок ищет эмоции, азарт, смех, веселье, общение. Вот всё это могут дать именно настольные игры. Если в семье не принято так проводить время, самое время подумать над этим и попробовать! Особенно сейчас, когда от обилия игр не знаешь, что именно стоит приобрести. И тут хочу посоветовать некоторые игры, которые популярны, влияют на комплексное и всестороннее развитие умственных способностей ребёнка, включая, кстати, психологические аспекты. Например, игра «Иммаджинариум». Это огромный карточный мир ассоциаций, выдуманных историй, соревновательных моментов и самостоятельного оценивания результатов. Игра прекрасна тем, что в базовом комплекте идёт до 100 карточек, но в продаже имеются дополнительные тематические серии картинок примерно в таких же объёмах. То есть игра долго не надоест вам. Хороший вариант – «Примагнитились». Это тренд этого года. Игра представляет собой поле и круглые магнитики. Задача игроков – расставить на доске свои магниты так, чтобы они не примагнитились друг к другу, иначе их придётся собирать как штрафные, а задача игры – быстрее всех избавиться от магнитов. Такая игра развивает логику, пространственное воображение и прекрасно подходит для разных возрастов. Родителям на заметку – изучите игру «Уно», наверное, самую популярную и любимую карточную игру у детей. Сегодня каждый ребёнок знает про неё и с удовольствием научит правилам, а уж желание играть будет возникать постоянно.
– Какой совет родителям вы бы дали касательно организации летнего досуга в формате «диджитал-детокс»?
– Мы в большинстве случаев сами сидим вечерами в телефоне и в телевизоре. А дети берут пример с нас. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок перестал играть в телефон или планшет, надо начинать с себя. Не нужно говорить детям, что нет времени, что вы устали и сейчас вам не до него. Это большая ошибка, ведь, подойдя пару раз и услышав отказ, больше пытаться ребёнок не будет. Тогда он будет считать, что его интересы – это его дела, и решать он будет это самостоятельно, и вот тогда очень тяжело будет вернуть это упущенное доверие. Любите своих детей, находите на них время несмотря на обстоятельства.
Беседовала
Ксения Маликова