Юбилей: Мудрый возраст искромётного таланта Ларисы Ноды
Лариса Нода – известный журналист и замечательный преподаватель – юбиляр. Родные, друзья и коллеги поздравляют её с рубежом великолепия!
Все сотрудники редакций каналов, газет, журналов и порталов в стране знают Ларису Павловну. Она – настоящий бренд журналистики! Имея громадный опыт работы в разных СМИ, стояла у истоков отечественной журналистики новой эпохи.
Лариса Павловна Нода, старший преподаватель кафедры печати и электронных СМИ факультета журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби, стала для многих журналистов первооткрывателем профессии. Ещё древние греки говорили: «Ученик – факел, который нужно зажечь». А сделать такое под силу лишь тому, кто сам горит! Тем более талант у неё такой, что трудно утаить – во всём виден. Она и за словом в карман не полезет, и к трудным личностям ключик найдёт, и сделает из рядового события информационную конфетку. И новые технологии она сразу быстро освоила. Компьютер, платформы, сети, каналы – всё под рукой. И всё в умелых руках.
Дорога от родного очага. Кем стать вопроса не было; она выросла в творческом окружении, где папа был военным журналистом, мама работала литсотрудником газеты «Ленинская смена», старший брат стал именитым художником. Так что искорка влечения к журналистике пробежала с детства. Атмосфера творчества, личные задатки, сильная мотивация – и мечта о будущей профессии материализовалась – стала журналистом.
Её часто хвалили учителя, знакомые, одноклассники, что тоже вдохновляло и воодушевляло. С восьмого класса регулярно сотрудничала с редакцией Кировского радио в России, а со второго курса ежедневно практиковалась в редакции пропаганды Казахского радио в районе алматинской площади Республики. И каждый день делала новости. Трудновато современным студентам объяснить, кто такой «репортёр». У них при себе лёгкие сотки, а тогда была тяжеленная бандура-магнитофон, которую репортёр брал в радиоредакции, а ещё под роспись бобины с плёнкой, за которые потом отчитывался. Когда журналист шёл на задание, важно было не только раздобыть яркую информацию, но и качественно записать на магнитную ленту звук, чтобы в эфире передача прозвучала ярко и чётко.
Цель ясна, в будущем мастер слова и обучения уверенно воплощала мечты в жизнь. Поскольку глава семьи был военным, колесили по стране, но удачно к учёбе дочери вернулись в родные алматинские пенаты, где Лариса появилась на свет.
Навсегда с родным университетом. Когда позади осталась школьная парта, последовало успешное поступление в университет и усиленная учёба. В середине 80-х годов прошлого века цвет университетской интеллигенции преподавал на журфаке языки, литературу, историю. Никто ныне не отрицает, что модель обучения была канонической и идеологизированной, не хватало свободы и практики, впрочем, с практикой тяжело до сих пор. Быть журналистом и держать марку – значит писать, снимать, комментировать каждый день.
Картинки из прошлого. Лариса Павловна вспоминает студенческие годы. Преподаватель заходит в аудиторию, проверяет студентов по списку и задаёт самый каверзный вопрос: «Кто готов?». В ответ – тишина и потерянные взгляды. «Тогда идём по списку, что еще делать, отвечает … Лариса Нода». И она отвечает, да так, что материал «от и до» отскакивает от зубов. В следующий раз ситуация повторяется. На третьей неделе, похоже, у преподавателя азарт, мол, а может, Нода не готова? Готова. Всегда готова. И так по любому предмету из университетской программы, даже самому трудному. И дело не в том, что раньше можно было просто выучить учебник и достаточно для «отлично», лишь бы не забыть названия и даты, а в том, что она всегда хотела дойти до сути. Такова одна из черт характера.
После завершения учёбы работу искать не пришлось – на распределении ректор У.Джолдасбеков направил её преподавать на журфак, так и осталась в родном вузе. Дороги журналиста и педагога переплелись у Ларисы Павловны. Ни на минуту не бросая журналистскую практику, после окончания университета (в то время КазГУ) в альма-матер сразу вернулась преподавателем на кафедру истории журналистики.
Её фирменным коньком стал предмет «История мировой журналистики», потом уже и осовремененные курсы «Информационная журналистика», «Аналитическая журналистика», «Инструменты эффективной коммуникации», «Основы журналистского творчества», «Расследовательская журналистика», «Деловые коммуникации», «Арт-журналистика». «Творческая индивидуальность в журналистике» и ещё множество других важных учебных дисциплин.
Нода прошла научные стажировки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете, Московском городском педагогическом университете, Московском государственном социально-гуманитарном институте, университете Акдениз (Турция). Читала лекции в МГОСГИ (Московском социально-гуманитарном институте, сейчас – ГСГУ).
Студенты верят и любят. С 1986 года по расписанию каждый день стабильно заходит в аудиторию журфака на втором этаже в главном университетском корпусе. На занятиях Ларисы Павловны Ноды всегда движуха. За журналистикой регулярно тянулся шлейф романтики, но кто понюхал пороха этой профессии, знает всю подноготную. Поэтому студентам сразу надо объяснить, доказать, показать, что всегда в этом деле остаётся главным, что мимикрирует, а что наносное и через какой-то период может поменяться на новые тренды.
Каждый урок – новая тема, за весь семестр 15 ступеней вверх к постижению профессиональных секретов, и каждый раз это будут или новое открытие, или новое прочтение для студентов. Рассказывает Лариса Павловна захватывающе, любая порция материала сопровождается интересными примерами, причём такими яркими, что выпускники потом запоминают навсегда. А далее – только практика. Каждый нюанс студенты должны не просто запомнить, а сами применить тут же, на занятии, чтобы в будущем уметь «взвесить» общественную значимость факта, выстроить логическую цепочку проверки и отбора компетентных комментаторов, придумать яркий лид, который зацепит аудиторию.
В архиве преподавателя – тысячи публикаций газет и журналов, эфирная вёрстка радио и телевидения, которые каждую пару помогают новым поколениям журналистов формировать стиль, преодолевать муки творчества, в конце концов, стать популярными. В папках преподавателя можно найти иллюстрации как лучшей работы журналистов, так и халтуры.
Как бы это патетически ни звучало, но даже самая маленькая заметка требует от корреспондента частичку его души. Зачастую под публикациями и в авторстве новостей и программ стоят знакомые фамилии бывших студентов Л.П. Ноды. Недавно приходила выпускница бакалавриата и магистратуры КазНУ имени аль-Фараби Ольга Ходорева, которая говорила, что благодаря наставничеству Ларисы Павловны она и другие сокурсники пришли в редакции, а многие до сих пор верны профессии, которой учились в университете. Она вспоминала много интересных эпизодов, причём не только из аудитории, но и редакционного коридора, где была коллегой с Ларисой Павловной по редакции.
Опять же, теми, кто сидит сегодня за студенческой скамьёй, считает наставник, каждый материал должен восприниматься с использованием критического мышления. Как обычно говорят, что лучше-то учиться на чужих ошибках. Маркеры её занятий – информационная насыщенность, чёткая структура и эмоциональность, которые являются своеобразным знаком качества. И не только Ольга Ходорева, многие выпускники были в университете за последнее время, и многие признавались, что порой скучают по тем временам, когда слушали лекции Л.П. Ноды.
И не удивительно, ведь несмотря на возможности компьютерных девайсов пишут нынешние студенты и в тетрадях, которые бесхитростно подписывают «Нода». Ясен день: что бы она ни вела, она всё это делает по высшему разряду. Мы сами можем честно засвидетельствовать: и мы учились у Ларисы Павловны.
Редактор с безупречным вкусом. Лариса Павловна ведёт один из сложных предметов «Расследовательская журналистика». Такой журналистики нашим СМИ не хватает. Но занятия в университете помогают сохранять и развивать потенциал столь сложного медийного направления. Как обычно, новая тема, и преподаватель вместе со студенческой аудиторией погружаются в рассмотрение технологий поиска и показа тех явлений, которые многие, особенно властьимущие, предпочитают скрывать.
Лариса Павловна сыплет вопросами: «Какие источники уже использованы? А какие недоступны? Где ещё можно найти ниточки, ведущие к истокам события? А теперь сами пишем статью». Только так Лариса Павловна закладывает фундамент будущих гиляровских, песковых, булкышевых. Впоследствии студенты выбирают расследовательскую журналистику в качестве темы для дипломной работы.
Вместе с разными поколениями студентов выпускает уже много лет учебную газету «Журналист», раньше на бумаге, и черно-белые номера, и цветные, а теперь уже в электронном и цифровом формате. Редактор Л.П. Нода – высшего класса, ни одной ошибке и опечатке не скрыться, требования к текстам как в настоящих редакциях, студентам приходится по нескольку раз самим исправлять написанное, чтобы материал можно было действительно поставить на полосу. Потому выпуски «Журналиста» всегда интересны и безукоризненны с профессиональной точки зрения.
В журналистике от «А» до «Я» дока – с момента её зарождения до современной коммуникации – всё знает, во всём разбирается и во всём права Лариса Павловна. Но по-прежнему, наперегонки со своими воспитанниками, осваивает и новые премудрости, которыми сейчас быстро пополняется профессиональная копилка. В журналистике давным-давно присутствует дилемма, с которой редко кто справляется: с одной стороны, нужно быть самому высококлассным журналистом, с другой – нужно уметь учить других. Такая гармония, знаете ли, большая редкость, и везение – обладать обоими навыками в полной мере.
Много лет отдав радийной стезе, она работала консультантом программ и новостей на телеканалах «Южная столица» (ныне «Алматы») и «Казахстан», вела страницу для родителей «Взрослым о детях» в газетах «Суббота плюс», «Столичное обозрение» и «Класс-тайм», была главным редактором журнала «Наш», шеф-редактором криминального еженедельника «Опасная зона».
А сколько раз просили другие редакции выручить, подготовить материал, она никогда не отказывала, потому её фамилию можно встретить и в других изданиях страны. Но сколько бы ни соблазняли учредители и главные редакторы перейти на постоянную работу в редакцию, она не поддалась. И почему так? Потому что она знает, как и чему учить на журфаке. Потому что сама высококлассный журналист. Так и совмещает два в одном.
В нынешней эпохе журналистика стала ещё более сиюминутной и прагматичной. Рынок диктует абсолютно и хорошее, и плохое. Так печально, что наши коллеги, наши выпускники зачастую испытывают стрессы из-за деформации реальности. Множество новых направлений появилось за последнее время, но основа медийного пространства – работа редакций – осталась. Блогинг, соцсети – это всё же иной формат. Редакции стали конвергентными, мобильными, в них порой работают пара-тройка человек, но они выполняют обязанности журналиста профессионально. Так, как учила всегда Лариса Павловна. А ещё в её арсенале любимое занятие – редактирование текстов. Она редактирует авторов, книги которых сразу становятся лауреатами престижных литературных конкурсов.
И мастерство, вдохновенье. Более 15 лет Л.П. Нода – худрук студенческого театра «Эйдос». В нём служили многие поколения не только студентов журфака, но у других факультетов – дверь для всех открыта. На общественных началах, в своё свободное время, находя место для подготовки, репетировали спектакли, среди которых «Аптека счастья», «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Пока ждёт автомобиль», «Тартюф», «Варшавская мелодия», «Ох уж эти ловеласы!», «Баба Яга пишет» и многие-многие другие. Потом показывали их не только на университетской сцене, но и в школах, общежитиях, детских домах, на торжественных мероприятиях, а также принимали участие в конкурсах. Ежегодно участвовали в международном фестивале-конкурсе молодёжных театров «Солнечный круг», что устраивал ТЮЗ имени Н.Сац. Кстати, спектакль «Ох уж эти ловеласы!» на самом первом фестивале завоевал Гран-при. Показывали его и на малой сцене театра имени М.Лермонтова. На каждом фестивале «Эйдос» представлял огромную программу: чтецы, проекты «Театр будущего», афиши, рецензии на спектакли ТЮЗа и, конечно же, спектакли, сценарии к которым писали сами. Ребята не только превращались в артистов, но и учились писать рецензии на театральные постановки. Всё делали сами: писали сценарий, готовили музыкальное оформление, шлифовали театральную технику. Три Гран-при международных театральных конкурсов, множество первых мест – в её копилке.
Кстати, на каждом фестивале активно работал студенческий пресс-центр: писали обо всех мастер-классах и конкурсах, брали интервью у участников и их руководителей, вывешивали всё в режиме реального времени. Три дня – три мощных печатных и мультимедийных газеты! Нода вела рубрику «Трибуна начинающего критика» на старом сайте ТЮЗа имени Н.Сац. Ходили со студентами на спектакли и писали-писали, оттачивали мастерство театрального критика – отличная школа для будущего журналиста. Огромный труд!
Готовили реквизит, кстати, из отпускных поездок Лариса Павловна что-нибудь да привозила для своих спектаклей из Таиланда, Турции, России. Студентов она умеет и зажигать, и вдохновлять. В декабре 2020 года студенты журфака КазНУ провели большое исследование и создали лонгрид «Мы в вечном долгу у казахского народа. ТОЧКА НЕВОЗВРАТА – КАЗАХСТАН». В заочном туре международного конкурса «Битва журфаков» СНГ команда студентов журфака КазНУ имени аль-Фараби под руководством Ноды завоевала Гран-при. А на самой битве в Калининграде смогла составить достойную конкуренцию в направлении решения социальных проблем «тотальной журналистикой».
Нода – грантер фонда Internews при финансовой поддержке USAID (2022). В конкурсе «Интерньюса» по медиаграмотности по достоинству был оценен проект «Свобода 55», результатом которого стал аудиоспектакль, рассказывающий о киберугрозах, свободе личного выбора и свободе слова, а также затрагивающий тему январских событий в стране. Иммерсивный, значит, обеспечивающий полный эффект присутствия, погружающий в виртуальную среду. В подготовке аудиоспектакля также были задействованы студенты журфака.
Студенты Л.П. Ноды – участники научных конференций, завоё вывают места в профессиональных конкурсах и олимпиадах, например, на ежегодной международной научной конференции МГУ «Ломоносов», международной премии для СМИ Nevsky award.
Уже шесть лет в конце года по инициативе Ларисы Павловны проводится международный конкурс-конференция студенческих проектов «Новые медиа в новую эпоху», где студенты из разных стран разных гуманитарных специальностей презентуют самостоятельно и командах результаты собственных исследований в сфере коммуникаций. Конкурс направлен на выявление соответствия индивидуальных или командных работ профилю обучения, проверке оригинальности и креативности, чёткого интерпретирования раскрываемой проблемы. Студенческая наука на журфаке КазНУ развивается, трансформируются темы, углубляются проблемы. Главное – у учащихся есть большое желание исследовать медиа.
А ещё ежегодно она на журфаке КазНУ по своей инициативе проводит Бельгеровские чтения и Бендицкие чтения. Эти знаковые фигуры Казахстана много писали, их публицистику читают и анализируют студенты-журналисты, учась на примере лучших. В ноябре 2024 года на факультете журналистики КазНУ имени аль-Фараби под руководством Ноды состоялись III Бельгеровские чтения, приуроченные к 90-летию выдающегося казахстанского публициста, писателя, литературоведа, эссеиста, переводчика. Студенты анализировали многовекторное публицистическое творчество уникального деятеля культуры и науки Герольда Карловича Бельгера. Сценка «Диалог отца и дочери», показанная участниками студенческого театра «Эйдос», завершила Бельгеровские чтения, ставшие традиционными на факультете журналистики КазНУ имени аль-Фараби. Произведения великого Бельгера, Герольда-аға, читают, анализируют, помнят, чтут. Это главное.
Л.П. Нода активно подключилась несколько лет назад к идее этического регулирования профессии, чего так не хватало в стране, став соучредителем общественной организации «Казахстанская Медиа Сеть», которая активно поддерживала тренд по медиаэтике. Тренинги, анализ кейсов – работы много. Старания общественников стали заметны и оценены журналистским сообществом страны. А ещё под её руководством 16 лет подряд совместно с республиканской газетой «Дружные ребята» проходит ежегодный Форум юных корреспондентов. Огромная работа с абитуриентами, конкурс эссе и мультипроектов, приход на учёбу именно на журфак КазНУ – её заслуга.
В жизни найти любимое дело и быть преданным ему – это большая удача. Преподавать настоящую журналистику – это точно её. Сколько всего успела сделать Лариса Павловна, чей талант, кипучая и могучая энергия знают её студенты и коллеги. И все мы с большим удовольствием поздравляем её с 60-летием и желаем долгих лет, крепкого здоровья и творческих побед!
Айгерим АЛЬЖАНОВА,
кандидат филологических наук
доцент КазНУ имени аль-Фараби,
заведующая кафедрой
печати и электронных СМИ,
Александр РОЖКОВ,
кандидат филологических наук,
доцент КазНУ имени аль-Фараби