Павел ПОЛИВАНОВ: Высокая честь – готовить кадры системы национальной безопасности!
26 декабря 2024 года исполняется 93 года со дня образования военного пограничного вуза, который ныне носит почётное название Пограничной академии КНБ Республики Казахстан. Вашему вниманию интервью с главой вуза, начальником Пограничной академии КНБ Республики Казахстан, генерал-майором Павлом Константиновичем Поливановым.
– Господин генерал-майор, расскажите, пожалуйста, кратко об основных исторических датах славной многолетней истории пограничного вуза, каковы основные вехи, этапы развития, наиболее важные моменты становления?
– Наш прославленный пограничный вуз начинает свою историю с 26 декабря 1931 года, когда в пригороде Харькова решением коллегии Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) СССР была открыта школа Пограничной охраны и войск. В последующем в апреле 1938 года эта школа как учебное заведение пограничного профиля было переименовано и перепрофилировано в Харьковское военное училище пограничных и внутренних войск НКВД им. Ф.Э. Дзержинского со сроком обучения два года. В августе 1944 г. на основании решения НКВД СССР училище передислоцировалось в г. Алма-Ату и переименовано в Алма-Атинское военное училище войск НКВД. В 1992 году приказом Председателя КНБ Республики Казахстан училище было переименовано в Алма-Атинское высшее пограничное командное училище КНБ Республики Казахстан имени Ф.Э. Дзержинского.
Мы с гордостью отмечаем, что за историю нашего вуза 44 выпускника стали Героями Советского Союза, один выпускник был удостоен этого высокого звания дважды, а пять выпускников были удостоены звания Героя Российской Федерации. Более десяти выпускников возглавили военные вузы, есть и выпускники-генералы, которые возглавили руководство пограничными ведомствами на постсоветском пространстве.
С особой гордостью здесь мы называем имена известных военачальников генералов армии В.Е. Проничева и В.А. Губенко, генерал-полковника Б.Н. Алексенко, генерал-лейтенанта Б.С. Закиева, генерал-майоров Т.И. Бузубаева, Б.И. Киргизбаева, Т.А. Умбетбаева, В.И. Шляхтина, П.И. Георгазде, Р.Д. Касымджанова.
В июле 1999 г. Приказом Председателя КНБ Республики Казахстан Высшее пограничное командное училище Вооружённых сил Республики Казахстан преобразовано в Военный институт КНБ Республики Казахстан с непосредственным подчинением Председателю КНБ Республики Казахстан.
В июле 2011 г. Указом Президента Республики Казахстан Военный институт КНБ преобразован в Пограничную академию КНБ Республики Казахстан. Именно в этот период был образован диссертационный совет Пограничной академии КНБ Республики Казахстан.
Для осуществления защиты кандидатских и докторских диссертаций в академию по решению Правительства Республики Казахстан были приглашены известные военные учёные-пограничники из стран Содружества: России и Украины. В результате работы этого международного диссертационного совета, который возглавлял доктор политических наук генерал-майор Б.И. Елубаев, десятки генералов и офицеров защитили кандидатские и докторские диссертации. С гордостью отмечаем, что из семи докторов военных наук в Казахстане пятеро защитили диссертации по военным наукам в нашем вузе! В ходе дальнейшего развития вуза Пограничная академия КНБ Республики Казахстан Указом Президента Республики Казахстан от 13 марта 2012 г. была переименована в Академию Пограничной службы КНБ Республики Казахстан, позднее вновь в Пограничную академию КНБ Республики Казахстан.
– Одно только перечисление названий вуза показывает высокую частоту переименований пограничного ведомства и пограничного вуза. А с чем связаны эти частые переименования?
– Если брать исторический аспект, то все названия пограничного вуза, как вы видите, соответствуют определённому историческому периоду. Начиная со времен СССР, постоянно шёл поиск оптимальной структуры обеспечения защиты и охраны государственной границы, видов и способов охраны государственной границы, приоритетности военной или оперативной её составляющей, менялись с этой целью названия пограничного вуза, его подчинение различным государственным структурам.
Вместе с изменением пограничного ведомства соответственно менялось название и предназначение пограничного вуза. Это нормальный исторический опыт. Если брать период суверенного развития Республики Казахстан, переход пограничников в ведомство Министерства обороны был обусловлен приоритетами военной составляющей. Сейчас, по мнению экспертов и учёных, название нашего пограничного вуза и его подчинённость непосредственно Председателю Комитета национальной безопасности полностью соответствует вызовам и требованиям в области образовательной деятельности.
– Кстати, об образовательной деятельности. Что нового сейчас в подготовке кадров в Академии? На что делается акцент, чему отдаётся приоритет в подготовке патриотов-защитников государственной границы?
– В своём Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» от 2 сентября этого года Глава нашего государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев отметил: «…Народ Казахстана сегодня живёт в совершенно новой политической реальности. Фундаментальные изменения происходят в общественном сознании, повышается уровень правовой культуры граждан, в обществе формируются новые модели поведения и укореняются новые ценности».
Руководство, учёные и весь кадровый состав нашего вуза должны соответствовать высокому уровню требований, установленных Главой государства, а также требованиям Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в области образовательной деятельности и подготовки высококвалифицированных кадров.
Исходя из этого, нами разработана Программа развития вуза, которая была утверждена руководством Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. Разработаны и внедрены в процесс обучения новые модели компетенций выпускников бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Это, в свою очередь, потребовало коренного пересмотра и обновления всех учебных программ и планов.
– Павел Константинович, в чём вы видите стратегию современного развития академии?
– Для достижения поставленных в Программе задач предпринято новое видение стратегического развития академии на основе такого метода стратегического планирования, как SWOT-анализ, заключающегося в выявлении и анализе факторов внутренней и внешней среды в нашем вузе в сфере образовательной деятельности. Это позволило определить основные новые вызовы в образовательной деятельности, в сфере подготовки высококвалифицированных кадров в Академии.
Например, рассмотрены такие проблемные вопросы: Какова основная цель компетентностной подготовки курсантов и офицеров на современном этапе развития отечественного образования и науки? В чём суть и содержание важнейшего принципа обучения, ориентированного на результат? Какими должны быть основные компетенции курсантов и офицеров? В чём их суть и содержание? Как оценить уровень освоения разработанных компетенций?
Аналогичный анализ был сделан по магистрантам и докторантам. Такой анализ высветил «болевые точки» (угрозы) в образовательной системе Академии. Исходя из того, что мы определились в том, какие основные компетенции наиболее востребованы в практической службе, возник закономерный вопрос: какие кафедры или дисциплины, или комплекс кафедр и дисциплин и в каком объёме будут формировать эти компетенции?
Сразу оговорюсь, что эта масштабная и многовекторная работа ещё не завершена, так как процесс оптимизации организационно-штатной структуры требует и времени, и, соответственно, решения большого объёма материальных и кадровых вопросов.
Отдельно стоял вопрос строительства современных зданий, помещений и технического оборудования, вскрытия и замены старых прогнивших труб и систем водоснабжения и отопления, чем сейчас активно заняты соответствующие структуры и должностные лица Академии.
Естественно, особо важным является вопрос о высоком уровне работы преподавателей. В этом плане нами разработана и внедряется методика математической оценки их деятельности. Стало очевидным, что всё можно оцифровать!
Стало заметным и то, какие и сколько преподаватель, доцент, профессор лично подготовил научных статей, разработок и пособий и по каким компетенциям. Какие пособия изданы им лично и насколько они соответствуют запросам жизни. Какой эффект даёт на практике креативность работы учёных и преподавателей? Персонализация и цифровизация оценки их работы – наша главная задача по повышению эффективности и качества обучения в академии.
– Как и все организации высшего образования, проходящие трансформацию с учётом современных требований, очевидно, и Пограничная академия уверенно идёт по пути коренных улучшений своей деятельности…
– Безусловно, в перспективе Пограничная академия КНБ Республики Казахстан должна стать высшим военно-учебным заведением нового типа с квалифицированным научно-педагогическим потенциалом, современной социальной инфраструктурой, учебной и материально-технической базой.
Для этого необходимо развитие и коренное улучшение образовательного ресурса Академии, решение такой задачи, как воспроизводство и распространение передовых знаний, интеграции научных исследований и практической деятельности специалистов-профессионалов, обладающих инновационным типом мышления, владеющих современными технологиями.
Пользуясь случаем, разрешите заверить руководство Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в том, что командование, профессорско-преподавательский состав, весь личный состав Пограничной академии готов выполнить все поставленные перед нами задачи по подготовке высококвалифицированных офицеров-патриотов, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями и морально-нравственными качествами. Для реализации поставленных задач осуществляется коренная модернизация управленческой, образовательной, научно-исследовательской, инновационной деятельности на основе совершенствования образовательной, материально-технической и социально-культурной инфраструктуры Пограничной академии.
Также хочу поздравить всех казахстанцев, всех читателей республиканской газеты «Білімді ел – Образованная страна» с наступающим Новым 2025 годом и пожелать всем добра и мира, благоденствия и здоровья!
Жанат ЖАБЫРБЕКОВ,
пресс-секретарь Пограничной академии КНБ РК