Формирование профессиональной подготовки студентов для участия в чемпионате WORLDSKILLS с использованием коуч-технологий

Движение WorldSkills в системе ТиПО сегодня является неотъемлемой частью учебного процесса. Достижение необходимого уровня практических навыков участника обусловлено рядом методов профессиональной подготовки. Важно упомянуть здесь и о личном интересе участника в знаниях, исходя из того, что для него важно осознание того, что стать успешным человеком в условиях рынка сможет только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками саморазвития как личностного, так и профессионального; навыками самостоятельной работы и общения, обладает способностью адаптироваться к новым условиям труда, быть мобильным специалистом.

Готовность и желание к саморазвитию зависит от многих индивидуальных психических процессов, таких как мышление, память, воля. На основе этих качеств формируется положительно-устойчивая мотивация и направленность на профессию, где важным условием является его взаимодействие с преподавателем профессиональной подготовки. Сегодня многими педагогами с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в педагогической практике. Однако одной только методики преподавания недостаточно для успешного развития и раскрытия потенциала студентов.

Важную роль играет также мотивация и целеполагание. Студенты должны видеть цель и смысл в изучении, обучении, они должны понимать, какие возможности открываются перед ними при успешном освоении интеллектуальной и практической сферы. При подготовке участников к чемпионату WorldSkills нужно учитывать большую психологическую нагрузку и напряжение, которое участник испытывает как при подготовке, так и в ходе чемпионата. За три конкурсных дня участнику необходимо проявить огромную волю, характер и максимальную работоспособность, что в свою очередь требует невероятных физических, эмоциональных и психологических усилий с его стороны.

Успех обеспечен трудом, знаниями и устойчивостью психики. Для участия в чемпионатах необходима особая подготовка в развитии не только творческого и критического мышления, практических навыков, скорости их выполнения, но и также психоэмоциональной составляющей. Для стимулирования мотивации студентов можно использовать различные методики, такие как проведение конкурсов и выставок работ, организация мастер-классов от известных дизайнеров, а также предоставление возможностей для участия в реальных проектах, сотрудничество с социальными партнерами при прохождении профессиональной практики.

Все это поможет студентам понять, что изучение профессии –  это не просто формальное обучение, а возможность для роста и проявления своего творческого потенциала и достижения успеха в будущей профессиональной деятельности. Еще один кейс при подготовке чемпионов можно и нужно взять на вооружение. Это популярные в наши дни коуч-технологии. Что же такое коуч? Сегодня в образовательных учреждениях появляются такие должности, как тьютор или ментор. Подобный подход практикуется не только в школах, колледжах и университетах.

Например, в онлайн-образовании – это основная и наиболее эффективная модель обучения. Наставничество не ограничивается только технической помощью, но также касается вопросов моральной поддержки студентов. Коучинг – это собирательный термин, который в настоящее время используется повсеместно и встречается в самых разных контекстах и сферах жизни, будь то спорт, здравоохранение или различные телевизионные форматы. Коучинг сегодня «в тренде» и «соответствует духу времени». Его популярность обусловлена эффективностью методики. Коуч-технологии – это совокупность методов, инструментов и практик, используемых коучем/тренером для повышения эффективности работы и достижения лучших результатов для подопечного.

Эти технологии включают в себя различные подходы, методики работы, анализ и оценку потребностей участника процесса, а также разработку планов действий для достижения поставленных целей. Коуч-технологии постоянно развиваются и совершенствуются, чтобы обеспечить наилучшие инструменты для поддержки своих подопечных. Коучинг позволяет повысить лидерские качества, улучшить коммуникативные навыки, повысить мотивацию и уверенность в себе. Применение коуч-технологий при подготовке к соревнованиям WorldSkills помогает студентам выявить сильные и слабые стороны своей личности, улучшить навыки работы в команде, научиться эффективно решать задачи и принимать быстрые решения.

Кроме того, коучинг помогает студентам преодолевать стрессы, повышать работоспособность и добиваться наилучших результатов на соревнованиях при учете огромной психоэмоциональной нагрузки. Важно отметить, что коуч-технологии позволяют индивидуализировать подход к каждому студенту, не учитывая его уникальные способности, давая базовые знания по коррекции своего состояния. Индивидуальный коучинг – это форма работы, при которой коуч работает непосредственно со студентом или преподавателем, помогая им достигать своих целей и результатов в выбранной области.

В настоящее время при подготовке к соревнованиям WorldSkills в казахстанских колледжах коуч-технологии не используются и не практикуются даже на уровне подготовки к мировому чемпионату, что, скорее всего и отражается на результатах. Конечно, здесь мы не забываем про профессиональные навыки. Уровень профессиональной подготовки играет ключевую роль в победе. Опираясь на мировой опыт подготовки участников чемпионата WorldSkills, изучая стратегии и методики подготовки в Европе, России, Китае, мы делаем выводы и предлагаем использование коуча и в наших условиях подготовки к чемпионату, особенно мирового уровня.

Фазылова Жасмина, чемпионат профессионального мастерства «WorldSkills Lyon 2024», Франция

2025 год объявлен Правительством Республики Казахстан и Министерством просвещения годом рабочих профессий, принят план и дорожная карта трансформации технического и профессионального образования на 2025-2027 годы. И одним из значимых событий для Казахстана станет проведение первого чемпионата профессионального мастерства среди тюркоязычных стран Turkickills-2025 в городе Актау. В Астане создадут Национальный центр компетенций для поддержки и развития студентов колледжей в рамках участия в чемпионатах разного уровня.

Таким образом, государство заинтересовано и предпринимает конкретные действия для повышения профессионального уровня подготовки студентов и педагогов технического и профессионального образования, видит перспективу и значимость рабочих профессий, а чемпионат профессионального мастерства WorldSkills играет ключевую роль в системе подготовки кадров ТиПО. Поэтому так важно внедрение, использование и привлечение мирового опыта в нашу систему подготовки будущих чемпионов. В сентябре 2024 года на мировом чемпионате во Франции в городе Лион, национальная сборная Казахстана показала лучший результат за всю свою историю участия с 2014 года. Участники завоевали 6 медалей отличия и награду в номинации «Лучший в нации».

Фазылова Жасмина, компетенция «Visual Merchandising», чемпионат профессионального мастерства «WorldSkills Lyon 2024», Франция

Из года в год, от чемпионата к чемпионату растет профессиональный уровень наших участников и наставников. Здесь важно не сбавлять темп и использовать передовой опыт других стран-участников для более качественной подготовки. Одной из основных проблем при внедрении коуч-технологии в систему образования и, в частности при подготовке к чемпионату профессионального мастерства в стенах колледжей, является недостаточная подготовка преподавателей и отсутствие коучей. Для эффективной работы со студентами необходимо иметь специальные знания и навыки, которые способствуют проведению качественных коуч-сессий.

Также важным вопросом является отсутствие понимания студентами и руководителями образовательных учреждений целей и применение коучинга. Необходимо вести информационную работу и обучение, чтобы все участники процесса были одинаково осведомлены, и знали какой эффект может дать применение коуч-технологий при подготовке к соревнованиям WorldSkills. Кроме того, важно учитывать культурные особенности и менталитет студентов при включении коуч-обучения в образовательный процесс. Многие студенты могут столкнуться с проблемой недоверия к новым методикам обучения или бояться открыться перед коучем.

Успешный коучинг базируется на добровольном участии ученика – он сам решает работать с тренером над своими проблемами. «Собственная убежденность или надежда на эффективность метода очень важны для положительного результата». В целом внедрение коуч-технологий в образовании Казахстана является перспективным направлением, однако требует серьезной подготовки всех участников и адаптации методики к особенностям местной культуры и образовательной системы. 

Вот лишь некоторые навыки, которые приобретёт участник при внедрении в подготовку коуч технологий: умение обозначить свои цели, ценности и вектор действий; разработает конкретные планы действий по достижению поставленных целей; умение раскрыть скрытые убеждения и ограничивающие установки, помогая себе преодолеть препятствия на пути к своим целям; умение проводить рефлексию и оценивать собственную работу, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки и подходы в подготовке к чемпионату.

В центре внимания коуч методики проблемный анализ, системный подход, диалогическое обучение, помощь, наблюдение, обратная связь, профессиональная поддержка, консультирование и критическое мышление. С другой стороны, процессы коучинга также демонстрируют явные признаки конструктивного подхода в обучении, например, рефлексию, совместный поиск решений и огромную ответственность обучающегося за успех. Сами участники процесса формируют свою реальность и принимают стратегические решения для большей ее продуктивности и результата.

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. К системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Нами коуч-технология в качестве пилотного проекта была использована при подготовке участницы в компетенции «Visual Merchandising» («Визуальный мерчендайзинг») к чемпионату профессионального мастерства «WorldSkills Lyon 2024», Франция, Лион, это был наш первый опыт.

Студентка Фазылова Жасмина получала регулярные консультации и проводила сессии с профессиональным коучем, где велась активная работа по устранению неуверенности и страхов перед предстоящим чемпионатом. По словам участницы, в процессе работы с коучем, она нашла для себя очень полезными и эффективными некоторые методы для достижения своих целей, которые помогли ей лучше понять себя и свои стремления. Коуч помогает задать вектор движения, направляет и предостерегает, помогая сэкономить время.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что любая современная методика преподавания, профессиональной подготовки, используемая в обучении, должна раскрывать и развивать потенциал студентов, мотивировать их к саморазвитию и профессиональному, личностному росту. Использование разноплановых методик, актуальных технологий, нацеленных на раскрытие индивидуальных особенностей каждого студента поможет достичь обучающих целей и обеспечить качественное образование и подготовку.

Анна АЛТЫНБАЕВА,
преподаватель специальных дисциплин
Высший колледж новых технологий
им. М. Утебаевa, город Шымкент

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий