Психологические аспекты работы с детьми в хореографии
Хореография, как никакое другое искусство, способна гармоническому развитию ребенка, формирует его художественное “я”. Хореография ненавязчиво, мудро воспитывает и образовывает. Она развивает много способностей. Чувство ритма, координацию, пластику, выносливость, грацию, укрепляет волю. Помогает становиться организованным, целеустремленным человеком, с сильным характером и чувством долга.
Способствует физическому развитию организма. Движения, прошедшие длительный отбор временем, безусловно, оказывает положительное воздействие на здоровье детей. Цель обучения хореографии – эстетическое развитие ребенка, привитие ему эстетического вкуса. Задача педагога – помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в нем возможности. Психолого-педагогическая поддержка на занятиях хореографией – это комплексная, систематически организованная деятельность педагога-хореографа и воспитанников, создание социально-психологических и воспитательных условий для эффективного обучения, и развития личности детей.
Хореографические занятия развивают личность в музыкально-эстетическом, нравственном, физическом, личностном направлениях, повышают уровень культурной компетенции, формируют эмоциональную культуру подростка, лидерские качества, организаторские способности. Пополняют жизненную энергию, дают ощущения самодостаточности в самопознании. И важно педагогу-хореографу необходимо направлять все свои силы на воспитание детей в коллективе, замечать их особенности, наблюдать за их творческим ростом.
Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда может найти возможность оказать содействие талантливому ребенку в его творческом росте. На первый взгляд, кажется все просто и понятно. Но это очень тонкая и кропотливая работа, в первую очередь, над профессиональными и личностными качествами самого руководителя. Нельзя забывать, что хореография, музыка, рукоделие и т.п. – это творческая деятельность. Главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности. Таким образом, большое значение имеют разнообразные формы и методы стимулирования мотивации учеников.
Известно, что под стимулированием в обучении понимается побуждение учеников к активной учебной деятельности. Стимулирование связано с непосредственными действиями педагога, который сознательно влияет на учеников, вызывая у них определенные мотивы учения. Для создания комфортной среды важно включить в программу игровые упражнения на знакомство, командообразование, снятие напряжения и на установку дружеских отношений, а также мероприятия по формату вечеринок, чаепития и т.д. Что будет способствовать развитию коммуникативных навыков между сверстниками и между старшими наставниками, а также – установке новых дружеских отношений, в которых нуждаются подростки.
На занятиях используются методы для развития самостоятельности: самостоятельное проведения разминки, постановки связок и комбинаций, самостоятельная проработка выученного материала, что также способствуют развитию умения давать себе и своей работе грамотную оценку. Уметь анализировать и исправлять свои ошибки.Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами.
Список литературы: Леонтьев А.И. (1974) Деятельность и личность //Вопросы философии. № 4. – С. 87–98; Самакаева М.Ю. (2020) Психолого-педагогическое сопровождение детей в профессиональном хореографическом коллективе. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-vprofessionalnom-horeograficheskom-kollektive/viewer (дата обращения: 11.11.2020); Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентив, С.Ю. Модестов – СПб., 2004; Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Лариса Александровна ТУПАЛ,
Преподаватель хореографии детской
школы искусств, Улытауская область,
город Жезказган