Буллинг vs. Конфликт: как отличить и защитить ребенка
Работа в области изучения феномена буллинга, а также разработки технологий его профилактики и прекращения стала стремительно развиваться. Это связано с тем, что агрессивное поведение в школе представляет собой угрозу безопасности образовательной среды. Буллинг нарушает процессы воспитания и социализации на разных этапах развития ребёнка, искажает его внутреннюю поведенческую регуляцию, влияет на формирование ценностных установок и нравственных представлений.
Именно поэтому важно не только говорить о школьном буллинге, но и делать эту проблему видимой для общества, создавая эффективные механизмы его предотвращения.
Важно понимать, что буллинг не является поведением, а представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные типы поведения. При возникновении буллинга в классе, возникает буллинговая структура. Буллинговая структура включает в себя фиксированные типы участников – агрессор, жертва, свидетель, помощник булли, защитник жертвы.
Работая с родительским сообществом, мы часто сталкиваемся с тем, что родители спор, стычку, разногласия, ссоры в классе определяют как буллинг. Действительно данные ситуации по механизму напоминают буллинг, но таковым не являются. Это конфликты, а конфликты являются неотъемлемой частью жизни в школе, как и в любом сообществе, где люди взаимодействуют. Конфликты возникают между учащимися, между учениками и учителями, а иногда и внутри учеников, когда они сталкиваются с внутренними противоречиями. Важно понимать, что конфликты — это естественное явление, и, при правильном подходе, они могут стать источником роста и развития.
Главные отличия буллинга от конфликта
- Равенство сил и дисбаланс власти
- Конфликт: Обе стороны обладают равной властью и могут влиять на ситуацию.
- Буллинг: Агрессор имеет преимущество — статус, физическую силу, авторитет или поддержку группы, из-за чего жертва чувствует себя беспомощной и не может защититься.
- Спонтанность и преднамеренность
- Конфликт: Возникает случайно, без заранее спланированных действий. Это эмоциональная вспышка, после которой участники обычно хотят найти выход.
- Буллинг: Спланированное, намеренное причинение вреда. Агрессор заинтересован в продолжении травли, а не в её завершении.
- Причина конфликта и намерение агрессора
- Конфликт: Имеет конкретную причину, обе стороны несут ответственность за ситуацию.
- Буллинг: Причина не в поведении жертвы, а в желании агрессора унизить и доминировать. Это ситуация, где жертва «виновата» лишь тем, что оказалась удобной мишенью (как в басне Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»).
- Разовая ситуация и повторяющийся процесс
- Конфликт: Происходит один раз и длится недолго. Оба участника стремятся к разрешению.
- Буллинг: Систематический, повторяющийся процесс, направленный на причинение вреда.
- Возможность разрешения
- Конфликт: Можно решить самостоятельно — через переговоры, примирение или временную дистанцию.
- Буллинг: Не может быть разрешён, его можно только прекратить через вмешательство взрослых.
- Естественное явление и патология группы
- Конфликт: Нормальная часть взаимодействия в коллективе, способствует развитию личности и навыков общения.
- Буллинг: Разрушает коллектив, ожесточает участников и травмирует жертву, не имея никакого отношения к процессу взросления.
Один из распространённых социальных мифов, который, к сожалению, мешает предотвращению буллинга, — это убеждение, что травля является естественной частью взросления, своего рода инициацией, через которую должен пройти каждый подросток. Здесь важна позиция взрослого в образовательной организации. Взрослый может транслировать идеи, что буллинг – это нормально и нормировать это явление. Или занимать позицию нулевой толерантности, обозначать что ситуация буллинга для нашей школы недопустима. В работе А. Бочавер 2012 года «Установка учителей по отношению к травли» было показано, что более 80% учителей замечают ситуации травли в школе, в классе, они информированы и знают об инструментах помощи и реагирования на ситуацию травли. Они знают, что можно обратиться психологу, что можно провести внеклассную работу, что можно начать работу с родителями, что можно останавливать это явление, когда оно возникает. В нашей стране ситуация похожая. Когда меня приглашают работать с ситуацией буллинга, я спрашиваю, какой инструмент вы пробовали? К сожалению, при знании диапазона инструментов, очень маленькое количество инструментов используется педагогами для того, чтобы останавливать травлю.
Возможно ли создать среду, в которой буллинг или травля будут невозможны или сведены к минимуму?
Хочу рассказать об опыте, который нашла в интернете. Где молодая девушка рассказывала, как она полгода училась по обмену в Швеции и в университете было очень много студентов из разных стран и разных культур. И на первой неделе занятий их всех собрали в зале и в очень дружественный форме объяснили, что у них в университете и в Швеции вообще политика нулевой толерантности к дискриминация и поэтому, если вдруг они станут жертвой или свидетелем дискриминации, травли, буллинга, они должны обратиться в специальные службы, есть люди которые специально над этим работают и они не должны оставаться с этим одни, и ни в коем случае не должны молчать.
Этот пример показывает, насколько важны системные меры по предотвращению буллинга и дискриминации. В Швеции на уровне университетов и общества в целом чётко обозначена позиция: буллинг и дискриминация недопустимы, а жертвы не остаются один на один со своей проблемой.
Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно подчёркивает необходимость нулевой терпимости к буллингу и формирования культуры, где любое насилие, особенно в отношении детей, неприемлемо.
Следуя этим принципам РОО «Сенімен Болашақ» активно работает над профилактикой буллинга, опираясь на системный подход и взаимодействие со всеми участниками процесса.
Важно отметить, что предотвращение буллинга — это не только работа отдельных педагогов или психологов, а системный процесс, в котором участвуют образовательные учреждения, государственные структуры и само общество.
Только совместными усилиями можно создать безопасную и поддерживающую среду для детей, где они смогут расти, развиваться и учиться без страха перед агрессией и насилием. Важно помнить, что каждый из нас может внести свой вклад в решение этой проблемы, и чем больше мы будем говорить о буллинге, тем больше шансов у нас будет на его предотвращение.
Б.Арыстан,
Руководитель Костанайского филиала РОО «Сенімен Болашақ»