Шахматы в школе: научить ребенка учиться

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры», сообщает kzvesti.kz

В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

В трех областях Казахстана, в том числе и в нашей, уже третий год реализуется пилотная программа «Шахматы в школе». Это совместный проект Научно-образовательного фонда имени академика Шахмардана Есенова (наш земляк, родом из аула Бала би Шиелийского района) и Казахстанской федерации шахмат. От нашей области в эксперименте участвуют четыре школы, и то не столь широким фронтом, как хотелось бы – только по два-три класса.

Надо сказать, что влияние шахмат на развитие детей столь очевидно, что попытки ввести их в школьную программу в Кызылорде уже были. Самая удачная – в школе №198.

Там наш выдающийся педагог-новатор, а заодно и директор этой школы Марк Захарович Подольский ввел поголовную шахматную грамотность. Но то были девяностые, когда директорам школ дозволялось экспериментировать. Потом ситуация поменялась, и шахматы из программы начальных классов ушли. Хотя эффект шахматного образования был очевиден, но объективно он мог быть значительно выше, если бы это был полноценный школьный предмет. Полноценный – это значит полугодовые, почетверные, поурочные программы, методические пособия для преподавателей, подготовленные педагоги-тренеры, учебники для детей, наглядные пособия, шахматы, шахматные часы, демонстрационные доски. Тогда даже часов в шахматном классе на всех не хватало, а доска была самодельная, шахматных книг в продаже не было, педагоги сами себе готовили. Это скорее был все-школьный шахматный кружок, но и он многих и многому научил. Не только фигуры на доске двигать, а главное мыслить, принимать решения.

Теперь в 198-й школе опять преподают шахматы, но уже, я бы сказал, по-взрослому. Все то, чего так не хватало Марку Захаровичу для превращения шахмат в полноценный школьный предмет, сейчас есть – учебники, тетради, программы, методички для педагогов и специализированная подготовка для них, плюс много чего такого, о чем тогда и мечтать не приходилось. Это все по проекту «Шахматы в школе», о котором сказал в дебюте этой публикации.

О том, как развивается этот проект в Кызылорде, беседуем с Евгением Метелено. Он тренер-преподаватель по шахматам, международный арбитр и вот уже третий год учит преподавателей шахмат в наших школах, попавших в пилотный проект. Евгений, можно сказать, куратор от Казахстанской федерации шахмат и фонда Шахмардана Есенова.

– Проект в целом по Казахстану развивается успешно. Он уже действует в 44 школах и более двух тысяч ребят изучают предмет «Шахматы». В Кызылорде я уже третий год работаю с семью преподавателями шахмат. Первый год мы занимались 72 часа и освоили программу первого года обучения. В прошлом году за 36 часов прошли программу второго года обучения, ну, а сейчас – третьего. Считаю это уже, как минимум, два из моих подопечных преподавателя могут заменить меня и обучать преподаванию шахмат других педагогов и шахматных тренеров. Думаю, начало подготовки преподавателей шахмат в Кызылорде уже положено. Хотя масштабы задач, которые перед нами стоят, не сопоставимы с теми, что мы уже сделали. Вот представьте себе: сейчас мы (фонд, федерация, местные органы образования) наладили преподавание в десяти классах школ Кызылорды. По итогам пилотного проекта «Шахматы в школе» на государственном уровне может быть принято решение сделать этот предмет обязательным для общеобразовательных школ (о чем мы мечтаем и над чем работаем), и тогда в эту программу вступят двести школ вашей области. Это тысячи 2-3-4-х классов. Выходит, и преподавателей этого предмета нужно будет подготовить более двухсот. Согласитесь, что на фоне наших завтрашних потребностей сегодняшние наши достижения говорят, что мы в самом начале пути.

Пилотный проект, по мнению, циркулирующему в нашей федерации, по оценке преподавателей, работающих в классах, родителей учеников, изучающих этот предмет, родителей и учеников из параллельных классов, не попавших в проект, но все настойчивее требующих включить их в него, можно считать успешным. Теперь для всех нас, заинтересованных в этом деле, суперважная задача – не растерять эту успешность при масштабировании этого проекта. Напомню, что речь идет практически о стократном увеличении числа учеников, двадцати-тридцатикратном – педагогов. Соответственно, в такой же пропорции надо увеличивать выпуск учебников, тетрадей для школьников и методических пособий для педагогов. Нужно наладить производство шахмат, шахматных часов, демонстрационных досок в Казахстане, ведь их потребуется десятки тысяч. Негоже, мне кажется, покупать все это в Китае, тем более, что в этой стране драйвером образования в начальных классах стала их национальная интеллектуальная игра го.

Масштабность предстоящей задачи по внедрению шахмат в обязательную школьную программу, конечно, о многом заставляет задуматься, но не лишает оптимизма, надежды на то, что у нас все получится. К такому выводу я прихожу потому, что в этот раз удалось наладить поступательный процесс развития от идеи до воплощения и дальнейшего масштабирования.

Сделать шахматы школьным предметом у нас в стране пытались не раз. Понятно, что прежде всего это предложение «проталкивали» наша федерация и энтузиасты-любители шахмат в системе образования, других структурах, но сил, а точнее, ресурсов, для результата было маловато. Все изменилось, когда началась наша дружба с фондом Шахмардана Есенова. Большой серьезный фонд с научным и государственным подходом к решению образовательных и исследовательских задач. Его принципы и средства позволили перейти от агитации Министерства образования за шахматы к планомерной повседневной работе по созданию предмета шахмат в школе со всеми его компонентами. Была разработана концепция проекта «Шахматы в школе», затем программа обучения шахматам в 2,3,4-х классах. На основе программы – учебно-методический комплект на казахском и русском языках (будет, наверное, и на английском), учебники и рабочие тетради для детей, пособие для преподавателей шахмат можно посмотреть, скачать, распечатать с сайта Казахстанской федерации шахмат: kazchess.kz (можно набрать и кириллицей казчесс.кз). В пилотных школах фонд оборудовал кабинеты шахмат, подготовил преподавателей, и эта работа продолжается. Среди школ Казахстана был проведен конкурс «Шахматы в школе». Победители, а это сорок школ, получат техническое оснащение (компьютеры, принтеры, демонстрационные доски, комплекты шахмат, часов) для кабинетов шахмат и начнут преподавание этого предмета с первого сентября этого года. Среди победителей конкурса есть и кызылординская школа.

Поступательное развитие проекта «Шахматы в школе» говорит о том, что фонд и федерация, многие органы образования в регионах серьезно работают, чтобы шахматы вошли в программу обучения в начальных классах.

Шахматы как школьный предмет – это не спортивные тренировки. Тут цели другие – использовать эту игру как инструмент, чтобы научить ребенка учиться. Шахматы – это такой предмет, который может стать универсальным педагогическим инструментом. Правила этой игры таковы, что вынуждают севшего за доску к принятию самостоятельных решений, заставляют искать варианты, то есть анализировать. Просто невозможно придумать лучший метод формирования самостоятельности у ребенка, чем игра в шахматы. Экспериментально доказано, что игра в шахматы задействует оба полушария мозга, тогда как другие уроки в школе – или правое, или левое полушарие. На эту тему можно много говорить и почитать – написано немало. Шахматы как школьный предмет введены в Нидерландах, Италии, Испании, Армении, в Ханты-Мансийском округе, России.

К этому могу добавить, что меня как шахматиста, тренера, преподавателя радует, что в Казахстане от агитации за шахматы в школе перешли к реальному внедрению этого предмета в классах.

Игорь Титенок

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий