Нужен кибердворник. Как научить детей грамотному поведению в соцсетях

По данным исследования журфака МГУ, 27% молодёжи до 24 лет проводят в социальных сетях больше 5 часов в день, ещё 30% — от 3 до 5 часов. По сути, интернет и соцсети сегодня занимаются образованием и воспитанием детей не меньше, чем школа и семья, пишет АиФ.

Однако наряду с плюсами и огромными возможностями глобальная Сеть таит немало опасностей для подрастающего поколения. Как готовить сегодняшних школьников к жизни в новой информационной среде? С какими вызовами им придётся столкнуться? Да и выживет ли в будущем профессия журналиста или человека и здесь заменят роботы? Эти проблемы эксперты обсудили на круглом столе, организованном факультетом журналистики МГУ совместно с Российской академией образования.

На сцену вышли блогеры

«Влияние медиа растет. Как на институты, процессы, так и на отдельных людей, — считает декан факультета журналистики МГУ профессор Елена Вартанова. — Как говорят в рекламе одного мобильного оператора, не запостил — значит, не было. Это чисто бытовое выражение масштабного процесса, который заставляет абсолютное большинство современных практик выходить в медийное пространство. Раньше понятие СМИ исчерпывалось газетами, журналами, телевидением и радио. С развитием цифровых технологий масс-медиа резко трансформировались, ушли в сторону индивидуализации. И через маленькие гаджеты сегодня практически каждый выходит в социум. Медиа — это уже гораздо шире, чем СМИ. Это новая среда, в которой журналисты как профессионалы не занимают лидирующего места. На сцену вышли блогеры и просто непрофессионалы, которые в целях популярности и наращивания репутации становятся активными в социальных сетях».

В приоритете развлечения

Итак, треть 13-20-летних — «поколение Z» — практически все свободное время проводит в соцсетях, социальных медиа. Что они там делают? Социологический опрос учёных журфака МГУ показал, что на первом месте среди активностей комментарии или лайки под сообщением или статусом друга (больше 60%) и публикация фотографий. А вот что касается интересов молодёжи в интернете и соцсетях, то здесь результаты предсказуемы. В приоритете музыка, развлечения, юмор, спорт и фитнес, ЗОЖ. И только 31% активностей в сетях связаны с обучением и образованием. Хотя и это уже немало. Их предшественники — так называемое «поколение Y», то есть рожденные после 1981 и до 1995 года, «миллениалы» — тоже ищут в Сети развлечения, но не образование.

Молодёжь вовлекается всё больше. И не всегда такая активность на пользу.

Боты против журналистов

«Ещё на стадии школы ребята должны понимать, что они из себя представляют в цифровой среде, — уверен координатор молодёжных программ Союза журналистов России Роман Серебряный. — И если кто-то будет иметь шансы стать министром, то информация в соцсетях может такую карьеру нарушить. Потому что будущий работодатель зайдет в Instagram и увидит там неприятную историю». Например, среди специалистов обсуждается история, когда девушку не приняли в пиар-службу «Сколково» после того, как изучили её профиль в Instagram. Она указала в резюме мероприятия, которые якобы проводила. Однако по датам публикации фото получалось, что в это время она отдыхала на пляже. Вроде бы личный профиль. Но виртуальная личность подвела.

Создание правильного образа в соцсетях, той виртуальной личности, которая будет помогать строить карьеру, сегодня воспринимается многими очень серьёзно. Опубликованное и выложенное десять лет назад может быть использовано конкурентами не в лучших целях. Вряд ли сегодняшние дети об этом задумываются.

«Не так давно вышел атлас новых профессий, в котором представлены сотни новых видов деятельности, в том числе такая, как кибердворник, — рассказала доцент МГУ Мария Аникина. — Это человек, который будет корректировать медийный образ реального человека, чтобы он отвечал его профессиональным притязаниям».

Кстати, несмотря на разговоры о том, что газеты умирают, что их никто не читает, традиционная профессия журналиста сегодняшних школьников привлекает. «В этом году у нас будет первый выпуск ребят, окончивших класс журналистики. Запрос на это образование высокий, — сообщила Наталья Акулова, директор школы № 1253, где одними из первых начали развивать профильные классы журналистов. — В этом году у нас не было проблемы сформировать следующий класс».

Ещё один вызов — искусственный интеллект в журналистике. Оказывается, боты уже вовсю используются для написания новостей в сфере финансов, происшествий и ряда других, где есть большие массивы данных, которые нужно проанализировать и изложить. Был даже журнал (Esquire, сингапурская редакция), где несколько статей написал и отредактировал робот. Якобы непосвященные читатели подмену не заметили. Однако отличить журналистский текст от написанного ботом, можно, уверена доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ Мария Лукина. По мнению эксперта, в сообщениях роботов нет персональной составляющей, которую привносит человек, это выхолощенный, хотя зачастую и более точный, информативный текст. Ну и кроме того, алгоритмы для роботов пишет тоже человек, он закладывает в программу то, что считает необходимым.

Когда начинать медиаобразование? Исследователи отмечают, что современные дети берут мобильные телефоны в 2 года. Да, родители могут ужесточить контроль, запретить, установить фильтры. Но запреты — это не выход. Нужно учить детей с раннего возраста защищаться от опасностей, которые могут нести соцсети, и использовать их огромные возможности на пользу, а не во вред.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий