Если вам нужен счастливый ребенок – посмотрите на мир его глазами!
«У меня идут года, будет и семнадцать. Кем работать мне тогда???» Именно эти строки известного поэта приходят на ум, когда речь заходит о выборе профессии выпускниками школ. Не секрет, что почти половина будущих студентов не имеют представления ни о профессии, которой они должны в перспективе посвятить жизнь, ни о месте предстоящей учебы, где они получат необходимые для этого знания. Вот тут-то и приходят на помощь люди, готовые помочь с этой самой ориентацией.
О Гульнур Сапар я узнала из широких просторов социальных сетей. И непременно захотела познакомиться с ней в реальности, поскольку вопросы, которым моя собеседница посвятила вот уже 5 лет, достаточно актуальны во все времена. А вот ответы на них в современную эпоху совершенно другие. О них мы и говорили в интервью для «Білімді ел».
-Гульнур, Вы не первый год занимаетесь профориентацией подростков. Насколько отличаются нынешние старшеклассники, выпускники школ от поколений, к примеру, 90-х?
-В соответствии с теорией поколений, нынешнее поколение (Z) отличает клиповое мышление, постоянная потребность в новизне, гиперактивность, уверенность в себе, способность к многозадачности. В свои 15-17 лет они думают о тех вещах, о которых мы начали задумываться только после тридцати – например, как принести пользу миру, как сохранить экологию, как работать над отношениями. Выбирая ВУЗ, многие еще и смотрят, как развито волонтерское движение, какой молодежной политики придерживается ВУЗ, будет ли им учиться комфортно.
-Есть пресловутое мнение, что у нынешней молодежи глаза не горят, они и учатся абы как, и работать идут без особого интереса. Так ли это? И если да, в чем может быть причина? Воспитание в семье? Школа? Общественное мнение?
-Когда мне говорят родители: «Мой ребенок ничем не интересуется», я спрашиваю: «А как вы этого добились?» Потому что изначально при рождении все дети очень любопытны и деятельны. А потом мы начинаем их одергивать и ставить запреты: «Не лезь, молчи, не высовывайся, у тебя не получится, это не может быть интересно, что ты в этом нашел». В итоге ребенок перестает проявлять инициативу и понимает, что все равно от него ничего не зависит, значит, и бесполезно что-то хотеть. Здесь не только вина родителей, которым удобен послушный ребенок. Это и школа, где детей, которые выражают свое собственное мнение и начинают спорить с учителями, быстро отучают от этого, и общественное мнение окружающих, которые не упускают возможности повоспитывать чужое потомство и в автобусах, и во дворах. На моих консультациях нередко родители в первый раз слышат об увлечениях своих детей и очень удивляются, что ребенок пишет стихи или фанфики, или круто обрабатывает фотографии в инстаграм, или запросто собирает толпу друзей для похода в ТРЦ (что тоже очень классная способность!) Так что, потухшие глаза и отсутствие интересов – это не вина ребенка, а это наше неумение слушать и слышать детей.
-В последнее время вузы ругают за то, что они выпускают некачественных специалистов, не востребованных работодателями. Так ли это? Или, может, причина в другом?
-Причина в том, на мой взгляд, что ВУЗы очень забюрократизированы и малоподвижны. Чтобы внедрить какую-то программу, очень много времени уходит на обоснование, согласование, утверждение, подписание. А эта функция в мире уже устаревает, пока ее пропишут в учебниках или методичках. Это не только наши местные ВУЗы, это мировая тенденция, конечно. Но в наших ВУЗах это особенно заметно, потому что и учебники старые, и не все понимают новейших тенденций. Есть университеты, которые внедряют новые методы, проводят обучение в виде тренингов, часто приглашают проводить занятия практиков, организовывают бизнес- завтраки с предпринимателями, открывают новые программы.
Это к вопросу о некачественных специалистах. А про востребованность – это другой разговор. Практически ни один ВУЗ не занимается soft skills. И выпускники выходят на рынок труда с красными дипломами, но без навыков составления резюме, самопрезентации, ораторского искусства, умений управлять своим и чужим временем, они не знают, как работать в команде, как суметь повести за собой. И в ВУЗе им не говорят, что это все понадобится. В итоге это все приходит с опытом, но время теряется.
-Какие специальности интересны нынешним молодым? Есть ли еще желающие быть врачами или учителями?
-Разброс специальностей огромный. Есть те, кто мечтает быть следователем, который расследует виртуальные преступления, есть парень, который мечтает стать актером, девушка, мечтающая о профессии ветеринара. На специальность учителя дети тоже смотрят, но с оговоркой – не в этой стране. Это печально, конечно. Но дети видят уровень подготовки кадров, которые приходят к ним в школы на практику и говорят: «так мы учиться точно не хотим». Врачами тоже хотят быть многие. Интересно, что у родителей, которые хотят, чтобы их дети пошли в медицину, дети, наоборот, выбирают другое направление.
-Гульнур, на ваш взгляд, как пробудить у детей интерес к будущей профессии? Какие ресурсы использовать?
-Все просто – надо больше показывать и рассказывать о самых различных профессиях. Смотрите фильм, обсудите в семье за ужином почему главный герой совершил тот или иной поступок, как повлияла на выбор профессия. А если бы он был не менеджером, а, допустим, барменом, как развернулась бы сюжетная линия?
-И в каком возрасте ребенок уже должен сделать осознанный выбор?
-Мы живем сейчас в VUCA-мире – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном, где нет никаких гарантий, все меняется с огромной скоростью. И надо быть готовым к тому, что выбор может быть не окончательным, менять спецаилизацию, специальность, университет, страну обучения после 2-3 курса становится нормой жизни. И многое зависит от ребенка. Кто-то в первом классе решает стать певцом и следует своей мечте всю жизнь, а кто-то только на пенсии понимает, что его предназначение – писать сказки, и пишет эти сказки уже с высоты своего опыта и наслаждается этим так, как не смог бы в молодости.
Про выбор профессии я говорю, что это один из двух самых важных выборов в жизни. Еще и выбор своего спутника – мужа или жены. И если с выбором супруга мы советуем своим детям не спешить, то с выбором ВУЗа мы их торопим. И очень редко даем право на ошибку. Забывая про себя, как нам порой трудно решиться сменить работу, попросить повышения, переехать в другой город, разорвать ненужные отношения. А тут – ребенок! И от него требуется взвалить на себя всю ответственность. Или исполнить мечту родителей и поступить туда, куда в свое время не смогла поступить мама.
Разделите этот путь с ребенком. Нарисуйте вместе картинку будущего. А что если? – поступить туда или сюда, – подготовиться год и попасть в международную программу, – подождать год, поработать и понять – твой ли это путь. Услышать и дать попробовать самые безумные идеи – а когда если не в 17-18 лет? Да еще и вместе! – пойти на курсы программирования, записаться на пробы фильма, составить интересный маршрут и быть городским гидом.
Если вам нужен счастливый ребенок – встаньте рядом с ним и посмотрите на мир его глазами!
-Гульнур, расскажите пожалуйста о ваших проектах: лаборатория будущего, профессия будущего. На что они направлены?
-Чтобы понять – а какое оно – будущее? Есть ли там место для меня? А если нет, то чего мне не хватает? Чтобы дети задумались над этими вопросами, чтобы сами начали понимать, что учителя и преподаватели не смогут их научить всему. Что самообразование, правильная постановка цели и мотивация – это путь к успеху.
-Вы активно сотрудничаете со школами, проводите тренинги. В чем ваша миссия? Почему вам это интересно?
-Как-то я задумалась и спросила у Вселенной: в чем моя миссия? Мое предназначение? Дай мне знак. И примерно неделю после этого, ко мне подходили на улице и спрашивали: как пройти туда, как найти то или иное здание, объект… То есть, мироздание дало мне такой ответ: ты должна показывать путь. Этим я и занимаюсь. Я помогаю найти путь к своему развитию, помогаю найти путь к обучению. Профориентация, с моей точки зрения, это не только выбор профессии, но и открытие горизонтов. Часто дети, когда приходят, не знают тех специальностей, которые им рекомендуется выбрать. И тогда они совершают открытия своих профессий, читают, изучают. Если мальчик, к примеру, живет в селе, где-нибудь в южном регионе и ему выпадает профессия судостроителя, то откуда он может мечтать о таком выборе? Он вообще впервые слышит о ней. И только после тщательного изучения у него загораются глаза, что да, это так круто! И вот тогда я становлюсь счастливым человеком. Когда дети, которые отучились после моей консультации или продолжают учиться по выбранной специальности, подтвердив ее на тестировании, и они и их родители высказывают слова благодарности – это лучшая для меня награда!
-Спасибо за беседу. Надеюсь, прочитав наше интервью, многие читатели газеты внесут коррективы в свои взаимоотношения с детьми.
Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА,
Нур-Султан