Отдохнуть от школы полезно. Пять причин разрешить ребёнку побездельничать

Школьников перевели на дистанционное обучение. Родители переживают, что дети так не освоят программу и вообще, мол, ленятся, передает «АиФ.ru».

Оказывается, не всегда лень – плохое качество. Есть немало серьёзных исследований, доказывающих, что человечество до сих пор не вымерло именно благодаря… лени. Лень защищает мозг и психику от перегрузок, позволяет экономить жизненную энергию и в целом жить дольше. Почему и сколько нужно лениться детям, рассказала доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии Высшей школы экономики, кандидат психологических наук, семейный психотерапевт Елена Чеботарёва.

 «Перезагрузка»

Требуя «полениться», организм сигналит о том, что ему пора отдохнуть и переработать полученную информацию. Чтобы закрепить новые навыки, знания, необходимо временами состояние покоя, когда человек внешне ничем не занят. А мозг тем временем систематизирует накопленные данные. Если всё время «грузить» новые впечатления, такой обработки не происходит. Как лениться? Можно посмотреть кино, полистать соцсети, поваляться на диване, даже поиграть в компьютерные игры. Наша психика запро­граммирована на экономию энергии, которая может пригодиться для более значимых вещей. Важно отличать, когда лень возникает от усталости, необходимо­сти перезагрузиться, а к­огда – от стремления отсрочить то, что вызывает неприятные эмоции.

Увеличение работоспособности

Перспектива полениться – это хорошая мотивация. Когда ребёнку говорят, что если он сделает уроки к определённому сроку, то сможет позаниматься своими делами, у него появляется стимул правильно организовать своё время. Уметь сделать дело и отвлечься, побездельничать – важные для жизни навыки. А вот если человек знает, что, как только он справится с одним видом работы, ему тут же поручат другой, то есть по­бездельничать всё равно не удастся, то у него нет стимула справляться с делами. Это, скорее всего, приведёт к тому, что ребёнок научится растягивать начало работы, отвлекаться, бездельничать во время её выполнения. Он будет смотреть в книгу, но никак не продвигаться с уроками. В итоге получится, что к концу дня ребёнок ничего не сделал, а при этом сильно у­стал. Не зря говорят, что от несделанной работы люди устают ещё больше, чем от сделанной. Когда что-то висит над душой, это забирает много энергии. Поэтому лучше спланировать так, чтобы периоды погружения в работу и отвлечения чередовались. Такой подход будет повышать работоспособность и стимулировать вовремя закончить в­ажную работу.

Повышение творческих способностей

Когда активную работу сменяет пассивное время­препровождение, нерешённые задачи продолжают подсознательно додумываться. И появляется возможность найти лучшее, нестандартное решение. Если хотите, чтобы у ребёнка проявилась склонность к анализу, к более глубокому размышлению, нужно научить его не только переключаться с одного вида деятельно­сти на другой, но и делать перерывы на ленивый отдых.

Плюс к тому лень сама по себе способствует креативности. В истории немало примеров, когда изобретения появлялись именно потому, что человеку лень было делать что-то привычным, рутинным способом. Например, так были изобретены «дворники» на автомобилях, автомат-караоке, подгузники для малышей, пульты дистанционного управления, всевозможные «умные» гаджеты и м­ножество других вещей.

Возможность разобраться в себе

Если ребёнок регулярно ленится что-то делать, поговорите с ним о том, почему он откладывает работу. Может быть, ему неинтересно, а возможно, он боится неудачи, не уверен, как сделать лучше. Как только вы поймёте чувства, которые стоят за таким поведением, вы сможете ему подсказать наилучший выход – разбить работу на этапы, подбодрить либо просто п­осоветовать отдохнуть.

Сосредоточьтесь на том, что ему интересно, где он может раскрыть свои способности.

Способ обрести внутреннее равновесие

Многим родителям кажется, что если дать слабину, по­зволить ребёнку полениться, то все их многолетние усилия по воспитанию мгновенно пропадут. Поэтому они продолжают давление, не давая ребёнку права расслабиться, быть хуже других и не позволяя отойти от бесконечной гонки – «ты должен, должен…». Очень тяжело, оказывается, убедить таких чрезмерно ответственных родителей, что иногда можно не сделать уроки, например, и мир от этого не пере­вернётся. Лучше научить ребёнка, как справляться с этим в реальной жизни. Задумайтесь: кроме успешно­сти в делах человеку для счастья необходимо ещё и ощущение внутреннего душевного равновесия, умение контактировать с людьми, получать удоволь­ствие от жизни. Наверное, р­одители хотят в первую очередь вырастить детей счастливыми, а не только успешными.

Как часто полезно бездельничать

Коротких перерывов в течение дня должно быть много. Можно взять по аналогии уроки в школе: 45 минут активничаешь – 5–10 минут отдыхаешь. Интервалы появились неслучайно. Психологи доказали: такое планирование работы оптимально с точки зрения психофизиологии. Человек не может быть постоянно сосредоточен на одной работе, ему необходимы перерывы. Но и слишком частое отвлечение не позволит сосредоточиться, «вработаться» и выйти на оптимум эффективности. Конкретные интервалы работы и отдыха зависят от возраста, особенно­стей ребёнка, его состояния в данный момент.

Один раз в 4 часа желательно делать большой перерыв. В это время стоит не просто отвлечься от работы, а переключиться на что-то совсем другое, неважное, приятное безделье.

Раз в неделю у ребёнка должен быть полноценный «выходной». Целый день, полдня или несколько часов – зависит от его учебного графика. Это его личное время, когда он предоставлен сам себе и делает, что хочет.

В течение учебного года можно несколько раз разрешить ребёнку не пойти в школу «просто так». Договоритесь, что один день в месяц или несколько месяцев (смотря, на что готовы пойти мама и папа) он может, ничего не объясняя, прогулять уроки. Это реально помогает. Когда ребёнок знает, что у него есть возможность взять «отгул», если очень чего-то не хочется, то нет нужды врать родителям, тайно прогуливать школу, придумывать отговорки. А поскольку ресурс ограниченный, ребёнок учится распоряжаться им правильно – приберечь на важное, когда совсем нет сил или предстоит что-то крайне неприятное, чего хочется избежать (урок, контрольная, которую точно не придётся пере­сдавать, и т. д.). С младшими школьниками можно подробно обсуждать, как пользоваться правом «прогула». Со старшими лучше оставить решение вопроса п­олностью на их усмотрение.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий