Эффективная обратная связь – залог успешности дистанционного обучения
Человек не может по-настоящему совершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.
Ч. Диккенс
Сейчас свыше 12 тысяч школ Республики Казахстан работают в формате дистанционного обучения. 27 тысяч школьников получают образование в онлайн режиме, что обязывает учителей применять в своей практике оптимальные и разнообразные виды деятельности, такие как телеуроки, различные уроки-конференции посредством интернет-платформ, различные виды самостоятельной работы, чат-занятия. Как известно, улучшение дистанционного обучения зависит от пяти ключевых условий:
- эффективной обратной связи от учителя к ученикам,
- активного включения учеников в процесс собственного учения,
- понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников,
- учета в преподавании результатов, полученных при оценивании,
- способности учеников к самооцениванию.
Следовательно, четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного процесса обучения.
В инструкции МОН РК от 2020 года в пункте 2 говорится о предоставлении обратной связи через электронные журналы или иные определенные учителем доступные виды связи, в том числе мессенджеры. Пункт пятый гласит: осуществлятьобратную связь посредством электронных журналов kundelik.kz, систем Bilim land, mektep.edu.kz, в случаях отсутствия электронных журналов- через доступные виды связи на усмотрение педагога (периодичность предоставления обратной связи учитель определяет самостоятельно). Это накладывает еще большую ответственность на учительство, поэтому я хотела остановиться на основных моментах по осуществлению эффективной обратной связи. Изучив исследования ученых по данному вопросу, выявили некоторые аспекты, а именно, обратная связь как инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач. Можно представить обратную связь как процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, которые ведут к достижению учебной цели. Джон Хэтти придерживается мнения, что обратная связь это источник информации для выяснения уровня достижений обучаемого, заполнения его поля познавательного потенциала и выяснения последующих шагов действия, в исследованиях Джува (2004)это зависимость между результатом и действием, вызывающим этот результат. Дигнен (2011)наводит на мысль, что обратная связь это способ помочь другому человеку рассмотреть изменения в своих действиях и получить информацию о воздействии на окружающих. Если быть более точным, то обратная связь это способ исследования характера и результатов воздействия предполагаемой информации обучающемуся. Бил Гейтс утверждает, что сила обратной связи велика, так как эта миссия приносит эффективные результаты. Эффективная обратная связь важна, чем само обучение. И этим все сказано.
Обратными связями называются связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которым проходит информация о ходе процесса и результатах обучения. Информация о ходе и результатах обучения, получаемая учителем (по внешней обратной связи) или учеником (по внутренней обратной связи) сопоставляется с заранее известной нормативной, и результаты этого сопоставления служат для учителя основанием для оценки и коррекции процесса обучения, а для учащегося — основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности (в случае отрицательной обратной связи, придающей системе обучения и научения состояние устойчивости по отношению к нормальному процессу) и подкреплением для стимуляции процесса учения (в случае положительной обратной связи).
В научных исследованиях описываются характеристики обратной связи, такие как адресность, конструктивность, полезность, своевременность, ясность и достоверность.
Адресность предполагает, что обратная связь должна даваться с учетом индивидуальных способностей и интересов учащегося, она должна повышать его ценность и значимость, а не унижать чувство собственного достоинства. Конструктивность: при обратной связи не следует давать оценок личности, а высказывать свою позицию по поводу слышанной информации; полезность: информация, предоставленная в виде обратной связи, должна помогать в решении проблем; своевременность: чем быстрее осуществляется обратная связь, тем лучше; ясность: она должна осуществляться с помощью четких, однозначно понимаемых фраз; достоверность: информация, передаваемая обратной связью, должна быть надежна и отражать реальное состояние дел.
Отмечая особенности эффективной обратной связи нельзя не упомянуть ее задачи как контроль и оценка, мотивация, развитие, закрепление пройденного, формирование ответственности у учащегося. Этапами изменения в поведении являются сопротивление, эмоциональный всплеск, исполнение, принятие новой модели. Мы не замечает некоторых ошибок обратной связи, таких как приукрашивание, совмещение с «НО», учет заслуг прошлого, совмещение с просьбой, субъективность, негативный эмоциональный фон, загадывание.
Игнорирование- самый опасный инструмент обратной связи. Оно бывает эффективным только в том случае, если у учащегося высокая саморегуляция и то в качестве негативной оценки. Вообще, негативная оценка вызывает конфликт, краткосрочную активность, стрессовую ситуацию. Определение границ действий, наказание, страх перед наказанием, прекращение неадекватного поведения ведет к ослаблению эффективности обратной связи. Сами факты о негативной обратной связи говорят сами за себя. Их сложно озвучивать, эффективно применить, они не разрешают проблем, применительно только в нормальной учебной среде, правильно воспринимающих критику и всегда их необходимо сочетать с положительной обратной связью. Итак, главной функцией обратной связи являются воздействие на образовательный процесс с целью повышения его эффективности и комфортности, а также преобразования психолого-педагогических характеристик и сравнения их с эталоном. Следовательно, это функция контроля и коррекции познавательной деятельности учащегося.
Для обратной связи присущи свои правила, такие как индивидуальность, объективная оценка, связь конкретных действий с результатом, актуальность, заслуженность, возможность похвалиться, подчеркивание ценностей.
Выявлены следующие принципы: принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип идеальности, принцип обратной связи.
Виды обратной связи разнообразны: это конструктивная- неконструктивная, корректирующая(развивающая), мотивирующая/закрепляющая/позитивная или же подавляющая. Сейчас как никогда без конструктивного отклика и наставления возможности совершенствоваться у него просто нет. И в этом случае наша задача не просто оценить, похвалить, критиковать, а подствлять экспертно-дружеское плечо в виде своевременной объективной и развернутой обратной связиСравним два выражения «Все плохо. Эта работа никуда не годится?. Все нужно переделать!» и «Это решение задачи неверное, потому что (…) Давай попробуем сделать вот так и посмотрим, что получится». Они отличаются друг от друга, потому что первая является неконструктивной, а вторая конструктивной обратной связью. В результате в первом случае имеем разочарование, внутреннюю обиду, упрямство ребенка, протест, а во втором случае полезные выводы и новые навыки. Так как надо давать конструктивную обратную связь?
- Давать ее непосредственно и в атмосфере взаимного доверия
- Избегать обобщений, используя наглядные примеры
- Давать обратную связь тогда, когда получатель более всего готов принять ее.
- Делать акцент на вещах, которые он может контролировать
- Огранивать объем информации для одного раза. .
Действующие приемы и правила эффективной обратной связи при дистанционном обучении:
- Правильно или неправильно, всегда объясняйте почему
- Поощряйте взаимную обратную связь
- Трансформируйте обучение в реальный опыт
- Задействуйте игровые стимулы- гейминификация
- Используйте мотивационный язык
Поощрять обратную связь, так как это важно для ученика. Более глубокому усвоению темы способствует техника «учиться друг у друга» – когда обратная связь исходит не только от Вас, но и от одноклассников. Для этого необходимо создать обсуждение в закрытой группе в Контакте или в Facebook. Это будет коммуникативная площадка для обмена мнениями учащихся.
Кейс- стади (обучение на практических примерах) – эффективный способ дать обратную связь в e Learning. Наша задача при трансформировании обучения в реальный опыт это смоделировать реальную ситуацию, которая будет отражать конкретную практическую проблему. Задействование игровых стимулов или гейминификация предполагает принятия обдуманного решения как правильно, что нажимать, чтобы выиграть. Можно придумать веселую, интересную игру, например, по теме «Проценты» математика -5 класс, чтобы учащиеся могли пройти квест для достижения цели. Разумеется, структура и динамика должна соответствовать контенту предмета.
Через инструменты такие как устная, письменная, графически, аудио, видео многие учителя осуществляют обратную связь. Но насколько она полезна для учащегося и конструктивна. Эффективная обратная связь эта информация, которая дает учащемуся ответы на вопросы:
- На каком этапе обучения я нахожусь?
- Каким образом я достигну результата?
- Над чем, необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?
Исследователи предлагают 4 ключевые техники эффективной обратной связи:
- правило бутерброда заключается в блоках: 1 блок- позитивная ОС, 2 блок- развивающая ОС,3 блок- позитивная ОС
- В.О. F.F. Behaviour (поведение) Наблюдение за деятельностью учащегося в он лайн режиме, только факты и действия;
Future (будущее) Что можно сделать в будущем, чтобы исключить подобное отношение;
Outcome(результат)Как отношение или действие сказывается на результате
Feelings(чувство) Что вы чувствуете?
3.SOI
Standart(стандарт)напоминание об установленных стандартах;
Observation(наблюдение) изложить факты наблюдения;
Result обсудить влияние результата на с указанием последующих действий .
- последовательность SLC
Successes (успехи), learn (уроки), change (изменения
Хочу предложить вам алгоритм обратной связи, который представлен следующим образом:
- Подготовка к обратной связи
– определить время и место, делать вскоре после свершения события
– конкретность – определить конкретные поступки человека, которые требуют изменений
- Я- высказывание
-Событие
– Мои чувства
– Мои пожелания
- Содержательный аналииз без оценки
- Конструктивность как подсказка выхода из ситуации
Как должна идти подготовка и подача обратной связи? Вот что предлагает M.Dawney.2003 г.:
- Подготовка данных
– нет негативной обратной связи, нет позитивной обратной связи;
– есть просто обратная связь- данные, факты;
– данные должны быть самого высокого качества;
- Осознание своих целей(намерений)
– единственное ценное намерение-повысить осведомленность;
– если намерение-доказать свою правоту или сорвать злость-лучше не давать обратной связи;
- Регуляция эмоционального заряда
– наша эмоциональная реакция присутствует почти во всем, что мы говорим, даже помимо нашей воли;
– эмоциональный заряд нужно осознавать и управлять им;
– если эмоциональный заряд сильнее цели, лучше не давать в этот момент обратную связь.
Рекомендации как давать обратную связь через аудио и видео, как осуществлять обратную связь при разных видах деятельности учащегося в формате дистанционного обучения:
– продолжительность не более двух минут
– качество записи и позитивный тон голоса
– организовать серию голосовых сообщений по одной зашифрованной работе
– предусмотреть техническую сторону записи
– обратная связь осуществляется только по критериям оценивания в соответствии с УЦ
Обратная связь |
возможности |
Плюсы |
минусы |
при индивидуальной работе |
Четкая инструкция учителя с вычерченным алгоритмом выполнения задания;разбивка УЦ на микроцели;напоминание;п редоставленный образец через WhatsApp общий чат или личную страничку, а также Кейс-стади в eLearning
|
Целенаправленная индивидуальная работа со слабыми ученикам ИД с сильными учащимися Детализация зон затруднений Конкретность и достоверность информации о достижениях учащихся
|
Требует большого количества времени Негативный эмоциональный фон Этическая сторона вопроса |
при парной работе |
техника «учиться друг у друга» создать обсуждение в закрытой группе в Контакте или в Facebook
|
Сложные цели разбиваются на микроцели выполнение одного и того же задания разными путями с целью достижения УЦ совершенствование новых навыков поддержка сверстников через взаимооценивание
|
могут не обратить внимание на критерии оценивания при выражении собственного мнения о работе Больше субъективизма, чем объективности Копирование чужих идей
|
при групповой работе |
Платформа ZOOM, Microsot Teams все работы шифруются, загрузка на общую платформу и критериев оценивании в соответствии с УЦ ( первоначально учитель дает общую ОС)
|
Охват вовлеченности учащихся выразить свое мнение Под руководством учителя могут давать конструктивную ОС Возможность сравнения собственной работы с другими Получить объективную ОС
|
Доминирование ОС сильных учеников Игнорирование Этическая сторона Списывание или отписка Негативность может преобладать
|
Хочу статью закончить словами «Обратная связь в неумелых руках может навредить ученику, а в опытных- решает проблемы до их появления».
Жаксылыкова Г.Т.
тренер филиала Центра Педагогического мастерства, г. Кызылорда