Мнение участников НСОД: что сделать для развития образования?

Асхат Аймагамбетов, министр образования и науки РК:

– Важный вопрос – это обучение детей с особыми образовательными потребностями. На сегодня главные  проблемы инклюзивного образования – это содержание, методики, система оценивания, наконец,  готовность педагогов работать с этими детьми. Мы работаем в этом направлении. Общественными организациями поднимался вопрос о внедрении единицы тьютора для обеспечения качества учебного процесса: с сентября текущего года данный вопрос будет решен. 

Для резкого увеличения охвата коррекционной помощью мы предусматриваем размещение госзаказа в кабинетах коррекции. Законопроект находится в Парламенте, надеемся, что депутаты наши предложения поддержат. 

По поручению Главы государства в законе «О статусе педагога» предусмотрены двукратное повышение зарплаты, введение новых доплат за педмастерство, за наставничество, за степень магистра. Увеличена доплата в 2 раза за классное руководство, проверку тетрадей. Мы сократили нагрузку, увеличили период отпуска, убрали лишнюю отчетность.

Внедряется новая система переподготовки педагогов, предусмотрен так называемый «боковой» вход в профессию педагога. Теперь лица с высшим непедагогическим образованием, пройдя переподготовку, смогут осуществлять педагогическую деятельность.

Мы обновляем образовательные программы педагогических вузов, внедряем новый формат педпрактики и в пилотном режиме вводим сдачу квалтеста всеми выпускниками по педспециальностям. С 2021 года такая сертификация будет внедрена по всем педспециальностям. Кроме того, поэтапно повышаем проходной балл для поступления на педспециальности.

В техническом и профессиональном образовании обновили 246 учебных планов. До 2021 года обновим все образовательные программы колледжей, в том числе через международные стандарты «WorldSkills». Проводится синхронизация программ старших классов школы с программами ТиПО, и это позволит выпускникам школ вместе с аттестатом получать свидетельство о рабочей квалификации. Кроме того, студентам предоставлена возможность получения сразу нескольких квалификаций во время обучения в колледже.

Впервые для директоров, заместителей директоров школ, колледжей мы вводим аттестацию, по итогам которой будет присваиваться соответствующая категория с последующими надбавками до 100% от должностного оклада. В вузах управление будут осуществлять советы директоров, в деятельности школ и колледжей принимают участие попечительские и наблюдательные советы.

 

Асылбек Кожахметов, президент ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана»:

– Нам нужно расширить доступность высшего образования для социально-уязвимых слоев населения и учесть факторы нуждаемости. В Казахстане только 30 % студентов обучается по госгрантам, но увеличение грантов сохраняет разрыв между показателями города и села. По моим подсчётам, не более 20% сельчан получают высшее образование. С государственными грантами там более или менее сбалансированная политика, но учитывая низкие доходы села, платно там учатся не больше 15%.

Нам нужно усилить кредитование для доступности высшего образования. В Казахстане государственное образовательное кредитование предоставляется под 10-20 процентов. В других странах 2, 4, 5 процентов. И у нас по кредитам учатся 1 процент студентов, в других странах этот показатель – от 70 до 90 процентов.

При распределении грантов нам нужно учитывать не только успеваемость, но и социально-экономические факторы. Абитуриенты семей с высоким доходом не должны получать гранты. Предоставлять гранты всем абитуриентам, имеющим низкие доходы на семью при наборе 50 баллов.

Нам нужно изменить парадигмы обучения, перейти от компетентностного подхода к личностно-ориентированному. Мы должны обучить студента не столько профессии, сколько жизненным ориентирам, мировому восприятию, патриотизму. Обучать нужно жизни.

Нам нужно развитие открытой конкуренции вузов. Предлагаю вузы разделить на три лиги. И делить их не на государственные и частные, а на плохие и хорошие. Нам нужна конкурентоспособная первая лига на международном уровне, конкурентоспособная на национальном уровне и конкурентоспособная на региональном уровне. В первых двух лигах не должны проходить проверки МОН – им нужно развязать руки и дать дополнительное финансирование.

И когда есть переход из одной лиги в другую, как в футболе, появляется стимул перейти с 3 на 2, со 2 на 1. И это будет определяться не приказом правительства, а показателями вузов достигнутыми в конкуренции.

 

Мурат Абенов, президент нацпалаты образования и инноваций «Серпін»:

– Я думаю, что пандемия стала великим уравнителем, когда многие страны одновременно столкнулись с проблемами в сфере образования. По результатам PISA, такие страны как Китай, Сингапур, Южная Корея, Финляндия, Эстония находятся на первых местах по среднему образованию, и в борьбе с коронавирусом они тоже они оказались среди первых. То есть быстрее справляются с трудностями не там, где больше тратят на здравоохранение, а там, где больше уделяют внимание образованию.

Система дистанционного образования показала огромный потенциал, слаженность работы. В целом система образования выдержала этот экзамен, как и родители, так и учителя смогли за короткие сроки перестроиться, предложить новые формы решений.

В свое время был принят закон о статусе педагогов, финансовое обеспечение позволило учителям больше уделить внимание своей профессиональной деятельности. То что была сокращенная рабочая неделя, сняло нагрузку, позволило им больше заниматься своими вопросами. Вся страна увидела, насколько труд педагогов сложный.

Но есть проблемы, которые необходимы решать. В первую очередь, с учётом международных требований, это привлечение в школы наиболее сильных учителей. Повышение заработной платы и статуса большой интерес вызвало к педагогической деятельности, конкурс большой, но, к сожалению, вопрос не отрегулирован. Предлагаем МОН придумать правила конкурсного отбора учителей, чтобы судьбу их решали не только директора школ в закрытом формате, чтобы это было прозрачно.

Второй вопрос – повышение квалификации учителей. К сожалению, у нас реформировали когда-то Академию образования Алтынсарина, часть их полномочий отдали «Өрлеу» и другим организациям. Предлагаю, часть функций, связанных с повышением квалификации, подготовки методической передать опять Академии образования. По «Өрлеу» необходимо все эти центры по повышению квалификаций передать регионам, чтобы они точечно могли этим вопросом заниматься.

Многие страны используют возможности учебного телевидения, это Южная Корея с 80-го года, Китай, Индия. Мы посмотрели опыт телеканалов «Ела Арна» «Балапан»  – они хорошо поработали, в ускоренном виде готовили уроки. Мне кажется, сейчас наступило время создать свой образовательный канал “Бiлiм”, через который мы могли бы транслировать уроки лучших педагогов. Сегодня мы пришли к той ситуации, когда вместо звёзд развлекательного жанра звёздами стали учителя – их узнают на улице. Эта пандемия позволила показать всей стране лучших учителей, я думаю, в этом отношении создание учебного телевидения позволит лучший контент, лучшие технологии сделать конкурентоспособными.

 

Саясат Нурбек, руководитель образовательных проектов «BTS Digital»:



– Я от лица всего образовательного сообщества призываю вас, Касым-Жомарт Кемелевич, развернуть приоритет всего нашего госаппарата и сделать ключевым приоритетом именно вопросы образования и развития человеческого капитала. Такую ставку сделали такие страны, как Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Финляндия. Все эти страны сейчас очень конкурентоспособны, выдерживают все испытания, благодаря той политике, которая была заложена в 70-80 годы.

Мне на днях исполнилось 39 лет. Мое поколение, восьмидесятники, находится перед большим выбором: что делать дальше? У нас есть опыт и знание. Поэтому используйте нашу энергию, мы готовы бросить себя в топку истории, потому что другой альтернативы у Казахстана нет.

Назрело проведение национального форсайта по развитию образовательной среды. Нам нужно четко определиться в ближайшие 5-10 лет, какие будут контуры, приоритеты образовательной модели.

Начинается новое социальное неравенство по цифровой грамотности. Удивительный исторический факт – ровно 100 лет назад в 1919 году был принят Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения», более известный как ликбез. Сейчас настала пора запускать массовую программу ликвидации цифровой безграмотности.

Мы обеспечили массовый, количественный охват дошкольным образованием. Но сейчас назрела пора качественно поднять вопрос о лицензировании дошкольных организаций. Это повысит качество предоставляемых услуг. В целом, нужно разработать Министерству образования и науки цельную комплексную модель дошкольного образования и подготовке. По среднему образованию сейчас не хватает национальной онлайн-платформы, на которой все учителя, ученики дошкольных, школьных организаций могли бы полноценно проводить уроки со всеми компонентами оценки, тестирования.

Давайте признаем, что профессиональная ориентация в средней школе у нас развалена. Атлас новых профессий, который мы разрабатываем, будет в сентябре завершен. Его нужно полноценно брать и разворачивать в комплексную систему профориентации в школах.

Вместе с тем ряд реформ требует и область профтехобразования. Первое, организациям профтехнического образования нужно давать академическую свободу. До 50% они сейчас могут регулировать какие-то внутренние учебные планы. Второе, лицензировать специальности, чтобы несколько квалификаций в рамках одной специальности могли получать студенты колледжей и более быстро адаптироваться к изменяющим потребностям на рынке труда.

И важно внедрение программы WorldSkills, который имеет огромный потенциал перевода системы профтехобразования на другие стандарты и  уровень.

Асет СЫЗДЫКОВ,

Фото из сайтов: nsod.kz, primeminister.kz, matrica.kz

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий