История казахского народа – вне ложных концепций и уничижительных терминов

Оразак ИСМАГУЛОВ, антрополог

Миру известно имя первого казахского антрополога, доктора исторических наук, основателя национальной школы антропологии,  исследователя генетической структуры популяции казахов Оразака Исмагулова.

Ученый  с более чем 60-летним стажем научно-исследовательских работ, исколесивший  в экспедициях десятки тысяч километров по дорогам не только своей страны,  известный в международном научном сообществе как поборник истины, но не гипотез, подвергшийся преследованию при правлении Г. Колбина, опровергает ошибочные труды коллег, доказывая их безосновательность.

 

Ученый об ученом, или «Долгая дорога домой».

В «Слове к читателю» книги Оразака Исмагулова и Айнагуль Оразаковны Исмагуловой «Происхождение казахского народа» Сергей Александрович Арутюнов, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, иностранный член Национальной академии наук Республики Армения,  очень точно высказался о  бесценной значимости всемирно-значимых исследовательских трудов известного ученого. Работы казахстанского антрополога О. Исмагулова, по твердому  убеждению российского ученого,  в области этногенеза казахского народа выработаны: «…на основе комплексных и численно репрезентативных материалов по физической антропологии Казахстана с хронологическими рамками в 40 веков, начиная от бронзового века и до современности.

Впервые эпохально демонстрируются реальная многовековая история Казахстана, территориальная стабильность и целостность однонаправленного перманентного развития антропологического состава казахского народа и его предков как по основным этнокультурным периодам, так и по тысячелетиям…

Представлены объективные результаты широкомасштабных и комплексных антропологических исследований, которые впервые позволили установить тесную и непрерывную этногенетическую преемственность между древними насельниками Казахстана и современным казахским народом на протяжении четырёх тысячелетий…»

Известный международному научному сообществу академик так подводит основательную черту под фундаментальные исследования казахского ученого: «Весьма отрадным является факт, что в современных условиях суверенного развития казахский народ, как никогда ранее, стал во всем свободным и независимым – в хозяйственной, социокультурной и духовной деятельности, принимая самое деятельное участие в жизни своей страны, включая международные отношения Республики Казахстан с крупнейшими державами, одновременно мирно сосуществуя со странами Содружества независимых государств.

Ярчайшим примером служит проведение выставки «EXPO -2017» в Астане с участием более 115 стран мира. В связи с чем, большой интерес для ее многочисленных посетителей представляют не только современные научно-технические достижения суверенного Казахстана, но и этнокультурная история, особенно – происхождение коренного народа в лице современных казахов, т.к. они в течение последних трёхсот лет находились в условиях изоляции и, прежде всего, информационной.

Кроме того, вопросы этнического происхождения и формирования этнокультурного облика казахского народа и его предков представляются весьма актуальными, чтобы углубить нравственное, духовное и патриотическое воспитание, а также консолидировать в единую социокультурную общность граждан Республики Казахстан в условиях ее суверенного развития. В этом отношении выход в свет научного труда весьма своевременен, поскольку до сих пор по ряду объективных и субъективных причин разработке проблем этногенеза и этнической истории казахского народа не уделялось должного внимания.

В наше время существенный вклад в устранение этого пробела в познании истории казахского народа способны внести весомые результаты систематических изысканий в области физической антропологии Казахстана, проведенных под руководством академика НАН РК, член-корреспондента Болонской Академии наук (Италия), заслуженного деятеля науки и техники РК О. Исмагулова и его сотрудников, которые, несмотря на ряд перенесённых серьёзных трудностей в условиях многих лет тоталитарного режима, успешно занимаются комплексными антропологическими исследованиями древнего и современного населения Казахстана.

 Казахский народ в 20-30 гг. ХХ века в ходе геноцидных деформаций своей социальной и этнической структуры, обусловленных т.н. «коллективизацией» и последовавшими за ней жесточайшими сталинскими репрессиями, понес потери в численности, вполне сопоставимые с потерями еврейского народа в годы Холокоста или армянского народа в годы геноцида в Османской Турции.

Сегодня, в эпоху восстановления этих потерь, повышенное внимание к его антропологической истории представляется более чем уместным. Важно то, что в предлагаемой книге на основе комплексных и численно репрезентативных материалов по физической антропологии Казахстана с хронологическими рамками в 40 веков, начиная от бронзового века и до современности, впервые эпохально демонстрируются реальная многовековая история Казахстана, территориальная стабильность и целостность однонаправленного перманентного развития антропологического состава казахского народа и его предков как по основным этнокультурным периодам, так и по тысячелетиям.

…Вниманию читателя …представлены объективные результаты широкомасштабных и комплексных антропологических исследований, которые впервые позволили установить тесную и непрерывную этногенетическую преемственность между древними насельниками Казахстана и современным казахским народом на протяжении четырёх тысячелетий…

…При этом данное концептуальное положение основывается исключительно на фундаментальных исследованиях в области физической антропологии, а именно, самых различных морфофизиологических систем современных казахов – соматологии, зубной морфологии, групп крови, кожных узоров кисти рук, морфологии черепа с одной стороны, и, в контексте с антропологическими особенностями костных останков древних насельников Казахстана, начиная с эпохи бронзы, с другой.

Итак, комплексные исследования по физической антропологии насельников Казахстана впервые позволяют сделать выводы о том, что истоки этноантропологического развития восходят к племенам бронзового века, и их физические данные сохранились в качестве морфологического наследия в антропологическом составе современных казахов порядка 30%.

Иными словами, сохранилась 1/3 часть древних предковых физических черт, хотя с тех пор прошло уже 4 тысячи лет.

Следовательно, нет сомнений в том, что на территории суверенного Казахстана формирование физического типа современных казахов на антропологической основе их древних предков в целом по длительности составляет около 40 веков.

…Представлена совершенно новая и уникальная научная работа в национальной исторической науке, связанная с расогенезом и этногенезом казахского народа, аргументированная большим числом объективных и достоверных антропологических данных, которые вполне способны осветить основные вехи происхождения казахского народа в контексте этнокультурной истории Казахстана…

…Таким образом, казахский народ предстает перед нами как единая этническая общность, постепенно сформировавшаяся на своей родной земле с древних времен на базе местных насельников Казахстана…».

Последняя мысль российского ученого Сергея Александровича  Арутюнова  подводит черту под  бездоказательность применения терминов к народу, который более четырех тысячелетий являлся насельником собственной территории.  

Сегодня  академик НАН РК, член-корреспондент Болонской АН (Италия), заслуженный деятель науки Республики Казахстан, профессор  Оразак  Исмагулов дает обоснованные подтверждения неприемлемости уничижительных терминов, не соответствующих реальному определению казахского народа.

«Номад» – греческое слово. Вдуматься в смысл.

 Относительно сущности термина «номад» в науке давно существует определение в мировом справочном словаре Вебстера  (Webster’s  Dictionary of American Language. – New York, 1985/ – P.965), где прямо указано, что «номад» – греческое слово, и оно означает людей, у которых нет постоянного местожительства, они бездомные и бродят всюду со своим скотом.

 В известном словаре русского языка В. Даля (Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. – М., 2006. – C.176) термин «номад» также означает бродячих людей, не имеющих постоянного местожительства. Других определений термина «номад» в мире не существует, и никто его настоящую сущность до сих пор не отменял.

Именно с этой общепринятой позиции термина известный голландский ученый Джимми Нельсон одновременно на трех языках (английский, французский и немецкий) издал книгу альбомного формата, весом 5,5 кг, под названием «Before They Pass Away”» (2015), переводимая на русский язык как «Пока они не исчезли». В этой книге представлены 386 этнических групп, которых он относит к номадам мира и указывает ареалы их обитания на карте мира.

Автором книги все номады типологизированы по единой схеме, т.е. по пяти критериям таким, как происхождение, традиции, мировоззрение, основной уклад жизни и характер питания. При этом результаты исследования автора представлены исключительно в виде цветных фотоиллюстраций хорошего качества. Общее их количество составляет 464 рисунка.

В рассматриваемой книге, в качестве номадов мира представлены и казахи Баян-Олгейского аймака Монголии. Они стоят в одном ряду с такими номадами мира как бедуины, масаи, химба, асаро, калами, туареги, маори, мустанги, гауго, туреи, самбуру, рабара, ладаки, бануату, тибетайны, хуаораны, дрокра, досспеги, ваппа, каро, дани, коровай и др. По сообщениям  автора книги, ни одни из перечисленных номадов не имеют организованные сферы производства. Все они обитают в своей природной среде и исключительно существуют на основе самобытного и традиционного образа жизни.

В приведенной фундаментально изданной книге мировые номады в XXI веке характеризуются примитивным образом жизни. Аналогичное представление сложилось у европоцентристских ученых прошлых веков и в отношении казахов.

Так продолжалось и в советский период. Вместе с тем,  с приобретением независимости Казахстана отечественные историки, продолжают эту «традицию», без какого-либо реального рассмотрения способа хозяйства и ареалов передвижений казахов, выпасающих скот, а также без понимания и историографического анализа сущности  термина «номад» в науке используют  его в описании средневековой и древней истории казахского народа и его предков.

Всему этому яркой иллюстрацией служит книга молодого казахстанского историка д.и.н. Т.С. Жумаганбетова «Улус Джучи. Государственная организация и правовые отношения в XIII – XV вв.» (Алматы: Жеті Жарғы. 2020.). Эта книга издана по решению ученого совета Международного Института кыпчаковедения. Под научным ответственным редакторством академика НАН РК, д.и.н., профессора Болата Ешмухамедовича  Кумекова.

Никто не отрицает того, что в масштабе древней предковой Казахской земли историческая деятельность Джучи хана имела достаточно позитивное значение в этноисторическом плане и действительно оставила глубокий след в этнокультурном развитии казахского народа в средневековый период Казахстана.

Здесь нас интересует применение термина «номад». Следует особо заметить, что автор рассматриваемой книги исключительно занимался и вырос в среде историков Казахстана, поэтому наши замечания скорее относятся не столько к нему, сколько ко всему сообществу отечественных историков, коллективное представление которых автор разделяет, обмениваясь мнением с коллегами, и излагая всеобщее воззрение на понятие «номад», считая его вполне подходящим для характеристики образа жизни и типа хозяйствования казахов.

Поэтому неслучайно автор указанной книги самоуверенно заявляет, что «По нашему мнению, номадизм в виде пастбищного животноводства лишь часть другого более широкого явления, которое приобрело в современной этнологической и исторической научной литературе статус концепции известной как «номадный способ производства» (НСП). НСП – это значительная часть докапиталистической аграрной экономики.

 Время доказало эффективность НСП как базисной основы для исторических исследований, докапиталистических аграрных обществ. Данная концепция имеет все предпосылки стать одним из краеугольных камней стихийно формирующейся концепции цивилизационного анализа» (С.30).

Вот на такой абсурдной концепции, как «казахский номадный способ производства», основывается, по его мнению  вся история казахского народа. Автор пишет: «История средневековых т.н. номадных обществ кимаков, как тюрков, огузов, монголов показала закономерный и логичный характер таких сфер деятельности «номадов» как земледелие, ремесло, промыслы и торговля и как следствие возникновение средневековых городов. Как в ареале Степи, так и в пограничных зонах контактов» (с.31). И где это видано, чтобы номады одновременно занимались и земледелием, и ремеслом, и торговлей, и даже строили города, а не только выращивали скот!?

После такого нагромождения различных видов деятельности и типов хозяйствования напрашивается вывод, что нет понимания не только термина «номад», но и в целом представления о способах производства (многоукладного, комплексного) и истории казахского народа и его предков, которые, к слову сказать, еще и занимались добычей и выплавкой металлов, включая  цветные и драгоценные! Есть ли смысл еще комментировать концепцию автора?

Аналогичных концепций и публикаций  о «казахском номадном способе производства» в отечественной научной литературе немало. Хотелось бы знать, как казахстанские историки во главе с уважаемым академиком Б.Е. Кумековым собираются объяснить соответствие термина «номад», принятого в мировой литературе, в отношении казахского народа. А ведь именно он – казахский народ,  на самом деле, занимаясь выращиванием скота, осуществлял смену пастбищ и перемещался в этих целях строго меридионально и сезонно, каждый раз по одним  тем же маршрутам, исторически сложившимся в зависимости от природных условий и традиционных отношений внутри субэтнических образований.

  И при этом казахи и их предки еще вели многоукладное хозяйство, начиная от древних добычи металлов и производства из них самых разных изделий – орудий труда, бытовых и хозяйственных предметов, упряжи, экипировки и вооружения, ремесленных изделий и украшений;  выращивания некоторых злаков (овса, проса, пшеницы и т.д.), строительства военных укреплений, простых поселений и протогородов, ведения торговли и военных действий и т.д.

Следует вывод: как же можно, зная обо всем этом, причислять казахов к бродягам, бездомным и без постоянного места жительства, без какого-либо способа производства!

 С приобретением государственной независимости настало  время отказаться от старых взглядов, извращающих суть нашей истории. Нужно, наконец, дать свои четкие объяснения относительно способа производства и хозяйствования казахского народа и его предков, оставивших нам огромное наследие в виде самобытных традиций и  богатейшей культуры, корнями уходящими в пятитысячелетнее прошлое и указать реальные их коренные отличия от номадов мира, научные определения которых содержатся в мировых словарях, описаны в упомянутом труде голландского ученого Джимми Нельсона.

«Кочевники». О чем следует нам помнить.

Следующий неприемлемый термин в истории казахского народа –  «кочевник», неразборчиво употребляемый нашими представителями гуманитарных наук при описании хозяйственно-культурной деятельности казахского народа.

Природа щедро одарила казахскую землю: в её недрах содержатся почти все химические элементы таблицы Дмитрия Ивановича  Менделеева. Древними предками казахского народа наличие металлургических руд на собственной территории обитания не только подмечены с давних времен, но и почти впервые в мире  были использованы в их хозяйственно-культурной жизни, начиная от неолитического времени, то есть еще 7-5 тысяч лет тому назад.

Особенно активно местные насельники добывали металлы и расширили свой технологический опыт в эпоху бронзы (XX – XI вв. до н.э.). Об этом неопровержимо свидетельствует карта добычи металлических руд в древности, составленная казахским археологом Сергеем Берденовым (Казахстанская горно-металлургическая область // Вопросы археологии Казахстана. – Алматы: Ғылым, 1998. – Вып.2. – С.180-190) (рис.1).

 Рис.1. Основные места медерудной выработки на древней  предковой  Казахской земле (по С. А. Берденову, 1998).

Между тем, аналогичную карту по другим регионам Евразии мы пока не имеем. В целом, на территории Казахстана древний опыт добычи и обработки металлов продолжался очень длительное время – от глубокой древности вплоть до XIV в. Ярким примером этому факту служат многочисленные древние находки металлических изделий труда и оружия, золотых ювелирных изделий, а также позднесредневековый Тайказан, произведенный из сплава семи различных металлов весом примерно в две тонны и ёмкостью в три тыс. кубических метров (Мавзолей Ходжа Ахмеда Йассауи в г.Туркестан).

Имея такие неопровержимые факты из истории хозяйственной деятельности казахов и его предков, просто абсурдно относить их к кочевникам. При этом следует еще раз отметить, что казахи и их предки на собственной родине перемещались сезонно с юга на север и наоборот, но никогда не кочевали с востока на запад и тем более за пределы своей географической, антропологической, исторической и хозяйственно-культурной родины, этноантропологическое развитие которых на одной и той же территории составляет более 50-ти веков согласно нашим широкомасштабным комплексным антропологическим исследованиям, проведенным за последние полвека.

Исключительно доказательно.

В целом есть полное основание считать, что их хозяйственная деятельность с глубокой древности носила комплексный характер, то есть они были одними из первых на территории Евразии, кто освоил разнообразные виды производства металлических изделий, а на берегах рек и озёр они занимались земледелием, рыболовством, садоводством, животноводством и охотой на диких животных.  Жили в стационарных домах с двухскатной крышей, а также пользовались при перемещении на пастбища, находящиеся на собственной территории, войлочными шатрами (юртами). Всё это имело реальное место в истории Казахстана.

Несмотря на слаборазвитый хозяйственный и социокультурный уровни, характерные для номадов и кочевников мира в трудах местных обществоведов, эти термины в истории Казахстана с завидным упорством преподносятся  как “вершина” казахской цивилизации. 

На самом деле применение этих понятий в истории Казахстана является скрытой формой издевательства над объективной историей казахского народа, которую в свое время пропагандировали европоцентристы в угоду сперва колонизаторской политики царской России, а затем продолжили коммунистические идеологи, т.к. им не выгодно было освещать объективные цивилизационные достижения казахского народа и его предков за всю их историю существования. И, к сожалению, сегодня слово “номад” – “кочевник” – “казах” являются синонимами в сознании большинства людей, как в нашей стране, так и за рубежом, превратившись даже в “визитную карточку” для казахского народа в его этнокультурном развитии, как в прошлом, так и в сегодняшних условиях.

В действительности современные казахи имеют не только собственные космические ворота у себя на родине, но и летают они в космос со своим государственным флагом. Так что незачем казахам и их предкам приписывать понятия «кочевники» и «номады», как олицетворение примитивного образа жизни и отсталого способа производства, а пора от них в полной мере отказаться при написании действительной истории Казахстана.

Действительность этногенеза казахского народа. Только факты.

Итак, в условиях суверенного развития Казахстана чужеродные термины такие, как «номады» и «кочевники» должны искореняться, а не внедряться в многовековую историю казахского народа. Поскольку в историческом прошлом на этой территории местные насельники на протяжении более 50 веков занимались комплексной хозяйственно-культурной деятельностью, выработав богатейшее историко-культурное наследие и драгоценнейший производственный опыт не только в масштабе одной страны, но и даже всего Евразийского континента, а то и мира.  Все это без всяких натяжек позволяет нам называть ныне суверенный Казахстан как древняя предковая Казахская земля, которая является исключительно священной, представляя большую гордость для всех современных граждан республики.

Несмотря на то, что на территории Казахстана объективное существование многовековой хозяйственно-культурной деятельности казахского народа и его предков, а также их 50-ти вековое непрерывное антропологическое развитие от эпохи энеолита до современности в полной мере было доказано научно-исследовательскими работами –  результатами археологических, этноисторических, этнолингвистических исследований, тем не менее, отдельные отечественные историки и этнологи  без всякого основания и без элементарного понимания сути обсуждаемых терминов продолжают оставаться не просто на устаревших позициях, а измышляют  совершенно ложные концепции, т.к. вводят в заблуждение и извращают действительность относительно этногенеза казахского народа.

Так, совершенно ложная концепция о происхождении казахского народа издана  в сборнике авторского коллектива в лице Н.Э. Масанова, Ж.Б. Абылхожина и И.В. Ерофеевой в 2001 г. под названием «История Казахстана: народы и культуры. Учебное пособие» (Алматы: Дайк-Пресс, 2000. — 608 с.). «Триумфаторы» по написанию древней, средневековой и современной истории Казахстана позволяли публиковать совершенно выдуманные этногенетические концепции, «связанные» с казахским народом.

При этом их вся гуманитарная наука представляется мифологизированной, писанной исключительно с позиций субъективизма. Наряду с гуманитарными дисциплинами поставлены в этот же ряд научные исследования по физической антропологии, в то время как объектом изучения являются исключительно биологические параметры и закономерности природы человеческих популяций. Как раз антропологические данные не только вовсе не является субъективным, а наоборот – наиболее объективным  и достоверным источником исторической информации о длительном развитии и постепенном формировании физического облика казахского народа и его предков!

Не говоря уже об обширной базе статистически репрезентативных антропологических данных по пяти относительно независимым системам морфофизиологических и популяционно-генетических данных, собранных отечественными антропологами по всей территории расселения современных казахов, как в республике, так и за ее пределами, а также палеоантропологических показателей, охватывающих огромные хронологические рамки по всем историческим периодам от энеолита и до современности, благодаря которым нами была выявлена непрерывная этногенетическая связь между древними насельниками и казахским народом на этой же территории!

При этом в указанном сборнике приписываются высказывания представителей царской администрации России XVIII века (хотя они отсутствовали в каких-либо работах того времени). Так, Т.И. Рычкову, С.Б. Броневскому и Н.А. Маеву приписана заведомо ложная теория о так называемой разработке «миграционной концепции», связанной с происхождением казахского народа.

На самом деле царские чиновники исключительно занимались своими административными делами в Казахстане, а не разработкой «миграционной концепции» казахского народа, которая в то время как концептуальное мышление в науке царской России как таковая априори отсутствовала.

Подтверждением тому, что   Н.Э. Масанов за публикациями царской администрации, представлял от их имени надуманную собственную «миграционную теорию», связанную с происхождением казахского народа свидетельствуют  отсутствие каких-бы то ни было ссылок на источники  научных трудов. В частности дается такое определение: «Сторонники миграционной теории считают, что предки казахов были недавними мигрантами и довольно поздно пришли на территорию Казахстана, а сам казахский народ не имеет никакого отношения к древним насельникам региона и не ведет свое происхождение от индо-иранского субстрата. Эту точку зрения, так или иначе, вот уже на протяжении более 200 лет поддерживают большинство исследователей» (С.59).

Здесь следует особо отметить, что даже спустя 5 лет после своей первой публикации, он не расстается со своей придуманной «миграционной теорией» и потому он вновь и вновь  дословно повторяет ее в сборнике «Научные знания и мифотворчество в современной истории Казахстана» (Алматы, 2007. – С.87)

Приведенные ложные  факты еще и еще раз свидетельствуют о надуманной  теории, якобы основанной на публикациях отчётов, составленных царскими чиновниками, согласно которой происхождение казахского народа и его предков имело место где-то (?!) вне современной территории Казахстана.

Помимо указанных абсурдных заявлений, здесь же  вызывает удивление и подтасовка этнических и антропологических терминов эпохи бронзы (XX – XI вв. до н.э.) Казахстана. По его разумению носителями андроновской археологической культурой эпохи бронзы были «андроновцы», т.е. наименование археологической культуры Масанов произвольно заменил на этническое название. При этом  именует их по-славянски «андроновцы», что не соотносимо с этнокультурной и языковой реальностью эпохи бронзы («Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества». Алматы, 2010. – С.58-63).

 Следует особо подчеркнуть, что название этой археологической культуры взято из названия современного населенного пункта – села Андроново в Южной Сибири. К сожалению, в данном случае даже обсуждению не подлежит традиционный принцип использования географических топонимов, гидронимов, этнонимов и т.д. для определения названия древних культур и племен.

Вызывают удивление необоснованные фальшивые подтасовки антропологических терминов, относящихся к эпохе бронзы. Так, по описанию того же автора, племена «андроновцев» были обладателями физических черт кавкасионского типа.

Фактически, данным термином именуется исключительно антропологический тип современных грузин, для которых он был разработан антропологами Грузии в 60-х годах прошлого века и введён в научный оборот. Ученый  не понимает значения антропологических терминов, и путает англоязычный вариант названия термина «европеоид», который в западной литературе часто звучит как «кавказоид», а не кавкасионский тип.

Элементарная путаница в области этнологии и антропологии насельников древней предковой Казахской земли, которую несут в массы в своих «научных» трудах такие «эксперты»-историки,  не может не вызывать возмущение квалифицированных специалистов.

Таким образом, доверие к  «концепциям» Н.Э. Масанова при описании истории казахского народа как в древности, так и современности, тем более в сопряженной  с территорией Казахстана должна быть низведена к нулевой терпимости.  

Таково в общих чертах представляется современное состояние неверного употребления заведомо ложных терминов и измышленных концепций, связанных с 50-ти вековой историей казахского народа на древней предковой Казахской земле.

В условиях фактического тридцатилетнего суверенного существования Казахстана,  в стране давно пора уже казахстанским историкам не просто понять, что «номадного» способа производства у казахского народа никогда не существовало.

 Нам необходимо окончательно отказаться от унизительных, упрощенческих и не соответствующих реальности понятий «номад», «кочевник» и надуманных концепций.

Мы должны раз и навсегда привести в порядок и теоретически обосновывать доказательной базой,  фактами современные теоретические положения о многоукладном и комплексном способе производства и действительной более чем четырех-пятитысячелетней истории казахского народа и его предков на собственной исторической родине.

 

PS.: Исторические кадры – из личного архива казахстанского антрополога Оразака Исмагулова (внизу дано описание к фотографиям).

1 октября 2020 года  выдающемуся ученому исполняется 90 лет со дня рождения. 

Его труд сродни деятельности  целого института. Беззаветно преданный делу всей своей жизни  – науке под емким названием «антропология», Оразак Исмагулов полон сил и решимости продолжать и дальше отстаивать аргументированно, фундаментально обоснованно происхождение казахского народа.

Пред истинным ученым, настоящим гражданином Отечества, стоит преклонить голову.

Вот на таком транспорте более 40 лет осуществлялись сборы комплексных материалов по физической антропологии казахского народа и его предков в масштабе Казахстана и за его пределами.

Современная серия черепов казахов, собранных О. Исмагуловым в Центральном Казахстане в 1958 г..

Научная работа в то время еще молодого ученого проходила при прямой поддержке Президента АН КазССР академика К.И. Сатпаева. Эти остеологические материалы современных казахов (185 индивидуумов) хранятся в Кунсткамере МАЭ РАН в г. Санкт-Петербург (1958 г.) по сей день.

Оразак Исмагулов с информатором (Джезказганская область, с. Улытау, 1971г.)

Казахстанские ученые на VII Международном конгрессе антропологов и этнологов. Первый слева – академик А. Жубанов, в центре – А. Маргулан; справа – Г. Искаков, М. Муканов, О. Исмагулов, Х. Аргынбаев и др. (г.Москва,1964 г.)

 

Премьер-министр Индии Индира Ганди приветствует О. Исмагулова

во время торжественного приема ученых – участников Международной конференции (г. Дели, Индия, 5 января 1975 г.).

 

Индийско-Советская антропологическая экспедиция. Справа налево: И. М. Симашко (г. Москва), С.А. Арутюнов (г. Москва), О. Исмагулов (Казахстан), В.П. Алексеев (г. Москва), М.Г. Абдушелишвили (Грузия), (штат Махараштра, Индия, 1974 г.)

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий