Основные проблемы преемственности школьного и вузовского образования в Казахстана
Одной из актуальных проблем процесса модернизации образования в Казахстане является недостаточная преемственность школьного и вузовского обучения. Преемственность образования «школа – вуз» – есть один из путей подготовки высококвалифицированных, востребованных специалистов и интеграции в мировое образовательное пространство.
Каждый учебный год вузы РК пополняются новой когортой студенческой молодежи. От того, какую подготовку получили учащиеся в средней школе, во многом зависит качество процесса обучения в высшем учебном заведении. На практике мы наблюдаем существенный разрыв между школьным и вузовским образованием. Недостатки подготовки учащихся среднего звена усугубляют трудности, которые испытывает студент с первого курса обучения. Первокурсник очень медленно приспосабливается к вузовскому учебному процессу – кредитной технологии обучения. При этом остро ощущается несформированность у выпускников школ общенаучных и общеинтеллектуальных знаний, навыков познавательной деятельности. Школа в недостаточной мере обучает учащихся умению работать с учебной, научной и справочной литературой, для них недостаточно доходчив лекционный материал. Некоторые первокурсники вынуждены обращаться за помощью к педагогам, посещать дополнительные занятия и консультации, особенно по математике, физике, химии, которые наиболее слабо усвоены в средней школе.
Преподаватель вуза, особенно работающий с первокурсником, согласится с тем, что ученик школы испытывает трудности на первом курсе обучения в вузе и поэтому, как известно, наиболее низкая успеваемость наблюдается именно на младших 1-2 курсах. Причин много – традиционно проблема преемственности школьного и вузовского образования рассматривается в основном в аспекте содержания образования, поэтому обновление данного содержания должно осуществляться через систему непрерывного образования по принципу «LLL – обучение в течение всей жизни», усиление вариативности образования на всех его ступенях, ориентацию на результат обучения. Другая проблема – несогласованность в формах, методах и средствах обучения в школе и вузе. Введение 12-летнего образования, через предпрофильную подготовку, где четко наблюдается принцип преемственности учебных программ профильного обучения в школе и в бакалавриате, позволит школьнику легче адаптироваться в вузовской среде.
Средняя школа обеспечивает подготовку учащихся в высшие учебные заведения, однако между школой и вузом лежит дистанция, которую удается преодолеть через дополнительную форму обучения. Большинство школьников вынуждено дополнять полученное в школе образование услугами репетиторов или подготовительных курсов, что значительно перегружают учащихся выпуском этапе. В этом случае, в трудных условиях оказываются особенно учащиеся сельских школ, где качество предоставления образовательных услуг ниже, чем в городских, и где нет подготовительных курсов и репетиторов. Учащиеся сельских школ вряд ли выиграют (если только единицы) государственные образовательные гранты на специальности инженера, юриста, врача, экономиста и т.д., для них это недосягаемо.
Созданные средние учебные заведения, такие как «Назарбаев интеллектуальная школа», Казахско-турецкий лицей, «Дарын», лицеи и гимназии, которые в состоянии обеспечить необходимым комплексом знаний для поступления в вуз, дают своим учащимся широкие возможности при выборе вуза и специальности. Эти учебные заведения предназначены для наиболее одаренных учащихся, которым предоставляется полное специализированное среднее образование. Но в стране также имеются средние учебные заведения, в которых дается минимальная подготовка, явно не рассчитанная на поступление в вуз или, в крайнем случае, дающая возможность поступить на специальности, где, низкий проходной балл по ЕНТ. Происходит замыкание негативного круга «слабый ученик – слабый студент – слабый выпускник – слабый учитель – слабый ученик». Для разрыва данного круга необходимо начать модернизацию образования с первой ступени обучения, т.е со школы. В наших условиях это означает необходимость усиления контроля над обеспечением качества образования, как в государственных, так и в частных учебных заведениях: общеобразовательные и высшего образования (может создать Минпросвещения как в РФ, который немаловажен как стратегически, нежели Министерство экологии, Министерство торговли т.д., которых 2019 году были созданы четыре новых). В то же время, в рамках исполнения поручения главы государства, осуществляется активный переход на новую систему оценки образовательной деятельности средних и высших учебных заведений (Министерство образования и науки РК лишило 25 казахстанских вузов лицензии по которым нет качества образования. В настоящее время МОН РК ведет работу по мониторингу вузов в части обеспечения ими качество образовательной деятельности).
Выдающийся ученый химик Д.И. Менделеев писал в свое время: «Все лица, прошедшие среднее образование, должны удовлетворять норме подготовки, с учетом программ высшего учебного заведения». Это АКСИОМА, но которая сегодня поставлена под вопрос?
В настоящее время в образовательную деятельность вузов РК внедрена кредитная технология обучения, которая подразумевает усиление инновационного и опережающего обучения, направленного на самообразование, саморазвитие и самореализацию обучающихся. Следует отметить, что действующее содержание школьного образования дает учащимся знания по отдельным предметам, но этого недостаточно для воспитания компетентного специалиста, способного самостоятельно находить информацию, анализировать и принимать решения в условиях быстроменяющегося мира.
Задачу готовить учащихся как личность, формирование которого будет продолжаться в вузе, школа выполняет не на достаточном уровне. Для преодоления этого отставания средней школе требуются изменения в методике обучения, разработке и освоении новых учебных планов и программ, учебников содержание которых требует кардинального изменения или создание новых – возвращения старых (Әліппе-Букварь возврат с 2021 года Минобрнауки РК).
Известно, что одним из наиболее важных факторов, способных повлиять на преемственность школьного и вузовского образования, является введение профильных курсов в старших классах школы. Это обеспечит, во-первых, возможность адаптации образования на старшей ступени школы к требованиям высшего образования. Во-вторых, на выпускных классах школы открывается возможность использования новых учебных планов и программ, принципов кредитной технологии обучения и модульно-рейтинговой системы контроля знаний учащихся, которые используются в Казахстанских вузах. В-третьих, в обеспечении преемственности может сыграть роль во введении в школьное образование новых компонентов (элективные курсы, компоненты проектной и исследовательской деятельности), сама суть которых определяет необходимость использования новых для школы учебных форм (лекции, семинары, тренинги, саse-stady, учебные проекты) и способов организации учебной деятельности, выбор учащимся индивидуальных учебных траекторий (ИУП), которые во многом характерны для вузовского образования. Следует отметить, что переход к профильному обучению повлечет за собой большие изменения в традиционной системе обучения в школе. Причем эти изменения будут, несомненно, способствовать развитию преемственности школьного и вузовского образования.
Со стороны вузов данную преемственность можно достичь через модернизацию системы высшего образования. В ЮКУ им.М.Ауэзова это решается путем модернизации системы профессиональной подготовки педагогических кадров. В университете успешно функционирует структура, созданная с целью практического решения проблемы преемственности школьного и вузовского образования.
Особенностью данной структуры является то, что основной «точкой роста» выступают учебно–научно-образовательные центры (УНОЦ), которые работают на основе двухсторонних договоров между вузом и школой. УНОЦ занимается решением научных, научно-методических задач, систематизацией научно-исследовательской деятельности учащихся, организацией учебно-научно-методической работы учителей, а также созданием интегрированных учебных планов с учетом курсов элективных дисциплин в профилирующих классах. На базе УНОЦ обучающиеся школ и университета имеют возможность пользования материально-технической базой и образовательно-информационными ресурсами для выполнения научно-исследовательских проектов под руководством ведущих ученых университета и учителей-практиков, подготовки к предметным олимпиадам, освоение элективных курсов летнего семестра у ведущих педагогов университета. При прохождении практики студенты педагогических специальностей совместно с учителями средних школ выполняют дипломные работы по приоритетным и прикладным направлениям образования. Кроме того, интеграция «школа-вуз» также осуществляется путем создания авторских групп из числа учителей школ и педагогов университета для написания учебников нового поколения. В функции УНОЦ также входит совместное использование учителями школ и преподавателями университета передовых технологий и инновационных методов обучения, осуществление руководства учебно-научно-исследовательской деятельностью как ученика, так и студента.
В ЮКУ им.М.Ауэзова решение проблем преемственности «школа-вуз» осуществляется также при подготовке полиязычного учителя, где начиная с 1-го курса формируются специальные группы с обучением базовых дисциплин на английском языке. Следовательно, чтобы набрать выпускников школ с хорошей языковой подготовкой, изучение языков начиная уже с 1-го класса средней школы, независимо от их статуса, приведет в конечном итоге, к подготовке учителя, хорошо знающего свой предмет на двух и более языках.
Кроме того, ежегодно ЮКУ им.М.Ауэзова проводит республиканский форум педагогов-новаторов, где активное участие принимают как учителя школ, так и преподаватели вузов с обсуждением актуальных вопросов вузовского и школьного образования.
Труд учителя школы и педагога вуза важен для формирования интеллектуальной нации и человеческого капитала, что является неотъемлемой частью построения нового казахстанского общества. И потому мне хотелось бы, во-первых, грантовую поддержку из бюджета РК талантливых и перспективных выпускников-педагогов вузов и молодых учителей; во-вторых, организовать социальные исследования по обеспечению качества образования как внутри страны так и на международном уровне.
Я думаю, что учителя школы и педагоги вузов внесут свой вклад в процесс модернизации национального образования, его соответствие мировым стандартам. Решение проблемы преемственности «школа-вуз» позволит поднять статус ПЕДАГОГА, которого должен поддерживать, уважать и ценить общество в качестве гаранта нашего будущего, и самое главное, воспитателя здорового, умного и благородного нового поколения!
P.S. Как и в режиме off-line так и в режиме оn-line нужно набраться терпения, не отчаиваться, не паниковать. Некоторым обучающимся просто влиться в новый режим, сложно, наша задача помочь им.
Cистема обучения в Казахстане не стабильна постоянно возникают новые моменты, правила и указания. В любых условиях надо понимать, что это временно и все эти сложности вскоре закончатся.
Сауле Назарбекова,
доктор химических наук, профессор Южно-Казахстанского университета им. М.Ауэзова,
«Лучший преподаватель ВУЗа 2007, 2015»,
Нагрудной знак «Ыбрай Алтынсарин».