Использование технологий онлайн-обучения в образовательной деятельности

В большинстве стран с COVID-19 введены режимы карантина, изоляции и самоизоляции. Школы, вузы – на дистанционном обучении, которое базируется на открытых образовательных технологиях, контенте и сетевой организации взаимодействия участников. Резко возрос спрос на образовательный медиа-контент, платформы дистанционного обучения и цифровые взаимодействия. Некоторые эксперты признают, что «нет худа без добра» – многим ученикам и даже учителям пришлось сделать вынужденный рывок в освоении технологий дистанционного обучения и самообучения. Идет продвижение методов и инструментария дистанционных взаимодействий.

Технологии обучения на расстоянии

Реализация образовательного процесса в школах происходит через интернет. Такое обучение имеет и «плюсы», и «минусы». Плюсы – гибкий график, экономия времени, независимость от георасположения участника процесса. Минусы – даже видеоконференция практически не дает возможности классической дискуссии, которая закладывает фундамент компетенций.

Существует много образовательных функций, но выделим системные:

  • коммуникационная (передача информации);
  • кумулятивная (объединение, систематизирование и хранение сведений обучающего процесса);
  • исследовательская (использование полученных компетенций в познании, исследовании);
  • управленческая (обратимая связь в ходе усвоения материала, обучения).

Дистанционное образование имеет различные формы. Распространено «корреспондентское обучение», в котором взаимодействия происходит по    e-mail, обучение – онлайн, посредством соцмедиа-приложений, спецплатформ и открытых ресурсов. Открытые ресурсы в обучении включают образовательные курсы (материалы, модули), инструментарий их актуализации (программы, позволяющие разрабатывать, использовать онлайн-курсы, публиковать их в открытом доступе).

Распространенный открытый ресурс – МООК (или MOOC, Massive Open Online-Course). Это интерактивный курс массового использования в открытом доступе (через Интернет). В составе МООС – видео-лекции, вебинары, форумы пользователей (обучающихся, тьюторов).

Интерактивность – важна потому, что:

  • педагог и ученик находятся в поиске решения вместе;
  • доверительное и равное общение помогает поиску решения;
  • стимулируется творческое решение, причем требуется больше активности, чем с помощью иных вариантов ведения урока;
  • обеспечена визуализация, помогающая воспринимать учебный контент.

В школах часто используются и иные интерактивные системы

  • системы видеоконференций, видеодоступа (Zoom, Skype,OBS и др.);
  • доски, проекторы, дисплеи, планшеты, камеры;
  • рабочие столы, конструкторы, «песочницы», планетарии и др.

Например, цифровые проекторы, проекционные экраны и виртуальные столы, доски интерактивные и копирующие позволяют тиражировать записанное на экране, документ-камеры – демонстрировать презентацию (слайд-объект), а системы видеоконференций обеспечивают дистанционное общение и др. Все это не может не усложнять подготовку учебного материала. Необходима демонстрация внутренних деталей, при которой будут использованы вербальные средства. Это возможность выхода за пределы учебной аудитории, сделать видимым то, что нельзя просто разглядеть взглядом.

Интерактивные системы позволяют эффективно вести обучение, реализуя:

  • мастер-класс компетенций (например, веб, ИКТ);
  • вебинар (объяснение с дискуссией, презентацией и др.);
  • кейс (коллективное разрешение проблемной ситуации);
  • опрос (активный поиск истины, с голосованием, обсуждением аргументов);
  • «мозговой штурм» (поиск и обоснование нестандартных решений).

Интерактивные технологии и форм обучения активизируют у учеников физическую, социально-коммуникативную и познавательную активность: обмен мнениями, вопросы-ответы, обсуждение своего и коллективного решения и др.

Проблемы дистанционного обучения

Существующие проблемы можно классифицировать как:

  • функциональные (может ли оснащение обеспечить обучение);
  • экономические («цена-качество» технологий, обучения);
  • эргономические (удобно, безопасно применение и перенесение, ремонт, шумность и др.);
  • педагогические (согласованность с нынешними требованиями, которые предъявляют к обучению);
  • эстетические (масштабность, соразмерность, дизайн интерфейса).

Smart-технологии, устройства, веб-ресурсы позволяют спроектировать интеллектуальную среду, виртуальную инфраструктуру обучения.

Технологическая поддержка обучающих и обучаемых, образовательного процесса должна постоянно улучшаться. Частое применение такого обеспечения влечет за собой в лучшем случае утрату у обучающихся внимания к материалу, а в худшем – активный протест. На частоту пользования оказывают влияние возраст обучающихся, изучаемый предмет. Ученикам младшего-среднего возраста нельзя использовать дольше 30-45 мин, поскольку за это время перестают усваивать материал и не могут запомнить поступающую информацию. Уже в начале обучения снижается длительность предварительного этапа с 5 до 1 мин, а утрата интереса и утомление начинается на 15-20 мин. Необходимо, чтобы обучение в промежутке 30-45 мин обеспечивало стойкую заинтересованность, не ухудшало слуховое и зрительное восприятие, не вело к утомляемости.

Необходимо чередовать технологии и формы обучения. При постоянном использовании одного метода интерес к изучаемому объекту сильно снижается. К 30 мин – переутомление, усложняющее понимание. Поможет правильная последовательность и дальнейшее улучшение проведения урока. Время напряженной работы надо чередовать с перерывом. На эффект в существенной мере влияет то, насколько успешно они чередуются и согласованы с ансамблем других способов изучения.

Актуализируемые онлайн-обучением образовательные сети и структуры позволят улучшить качество образования, сохранив положительное в классическом образовании, не вытеснив его, а развивая.

Зульфия Изтелеуова,
старший преподаватель кафедры ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Актюбинской области

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий