От чего зависит квалификация учителей и качество преподавания?

Любая профессия привлекательна тогда, когда она обеспечена достойными условиями труда и созданием социальных условий и гарантий. А учитывая особые условия педагогического труда, перед учителем нужно не только ставить цели и задачи, но и гарантировать комплекс реализуемых мер, «направленных на улучшение положения учителей в интересах обеспечения качества образования».

Вопрос в последнее время часто обсуждаемый. И последние показатели качества по результатам международных систем измерения говорят не в пользу отечественного образования, ставя под сомнение качественный состав педагогического сообщества.

При обсуждении Закона «О статусе педагога» участниками неоднократно предлагалось обратить внимание, прежде всего, на социальную составляющую нормативного акта. И это было вполне нормальное требование, так как создание благополучной и благоприятной среды для профессиональной деятельности является залогом качественного результата.

Ст. 11 Закона «Об образовании» гарантирует обеспечение социального статуса педагогов, которые закреплены в ст. 12 Закона «О статусе педагога», в нем отмечено, что педагогу гарантированы условия на достойную жизнь. Из всех перечисленных гарантий действуют в полной мере право на отпуск в 56 календарных дней и пособие на оздоровление. Остальные же пункты «работают» по усмотрению местных исполнительных органов. Поэтому и возникает неудовлетворенность педагогов тем материальным стимулированием, которое в последнее время поддерживается государством: существенные доплаты за квалификационные категории и ежегодное повышение заработной платы. Отчего у уполномоченных органов возникает резонный вопрос: почему большинство учителей постоянно говорят о зарплате, деньгах, аттестации и пенсионном возрасте? Потому что предложения не удовлетворяют спрос. И это незыблемый закон экономики.

Республика Казахстан, являясь членом всяческих международных организаций в области прав и свобод человека, соответственно, ратифицирует и действие различных правовых документов на территории страны. И наши правовые акты разрабатываются в рамках этих документов. Так, одним из таких нормативно-правовых актов в области международного права, касающихся учителей, является Рекомендация ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей, принятая 5 октября 1966 г. в Париже, совместно с международной организацией труда (далее – Рекомендация). В данном документе установлены права и ответственность учителей наряду с международными стандартами, рекомендации которого рассматриваются «в качестве комплекса руководящих принципов, направленных на улучшение положения учителей в интересах обеспечения качества образования».

Так, в разделе ХІ «Социальное страхование» данного документа изложены прелюбопытные рекомендации, какие условия создать учителю, чтобы получить качественный продукт его деятельности. Читая, поймала себя на мысли, что большая их часть распространялась на учителей и в советское время, так как мои родители, будучи педагогами, имели льготы на коммунальные услуги, в том числе и телефон, бесплатно пользовались электричеством, стопроцентной оплатой больничных листов, могли позволить себе санаторно-курортное лечение. Но это малое из того, что предлагает Рекомендация.

А по рекомендациям ЮНЕСКО/МОТ учителя должны обеспечиваться правом равного пользования и обеспечения социального страхования во всех случаях, со ссылкой на Конвенцию Международной организации труда о социальном страховании (минимальной нормы) от 1952 года. И даже студенты педагогических учебных заведений упоминаются, постоянно осуществляющих практику, и учителя, принятые на работу с испытательным сроком.

Рекомендуются бесплатные медицинские обследования учителей, которые у нас тоже как бы есть. Но ограничиваются флюорографией, вопросами-ответами терапевта и печатью санэпиднадзора. Любые проявления желания пройти обследование у других специалистов потребуют немалых финансовых расходов.  При этом право на медицинское обслуживание, пособия по болезни, по безработице, по старости, в случае увечья на «производстве» или профессиональных заболеваниях, на иждивенцев, по беременности и родам, инвалидности и по случаю потери кормильца. И эти нормы по Конвенции считаются минимальными. Занимательный пункт, где говорится что «при социальном страховании учителей должны учитываться особые условия их профессии».

Данный документ удивителен тем, что позволяет читающему почувствовать себя востребованным, нужным, полезным. Возможно, коллеги, прочитав статью, найдут документ в просторах  интернета, ознакомятся и найдут в себе силы и храбрость потребовать от исполнительных органов реализации международных стандартов  почитания и уважения педагогического труда.

Например, Рекомендации «считают», что учителю должны полностью оплатить путевые расходы на поездки для лечения в населенных пунктах, где недостаточно развито медицинское обслуживание. Должны выплачиваться пособия по болезни за весь период нетрудоспособности, даже в случае увечья или профессиональных заболеваний не только в стенах школы, но и при проведении школьных мероприятий вне помещения или на территории школы.  Да, у нас выплачиваются больничные листы, но в последнее время педагоги часто жалуются на урезание и оплаты лишь определенной суммы, исчисляемой от размера заработной платы. А в Рекомендациях прописано, что в случае, если продление необходимо, чтобы изолировать учителей от учеников, выплата пособия не должна ограничиваться. И даже детские инфекционные заболевания рекомендуют рассматривать как профессиональные, если учитель заболел в контакте с учениками. И даже предусмотрены частичное или полное пособие по инвалидности по утере трудоспособности и оказание медицинской помощи для восстановления. Оговорены условия выплаты пособия наследникам, находившимся на иждивении.

При обсуждении Закона «О статусе педагога» самым актуальным был вопрос о пенсионном возрасте учителя и выплате пособий за выслугу лет. Однако же законодательной властью данные пункты были отклонены, мотивированные тем, что принятие данных пунктов имеет политическую подоплеку и может повлечь за собой аналогичные требования представителями других экономических и социальных сфер. Однако же не учтен тот момент, что учитель признан особой профессией на международном уровне.

Итого, социальные гарантии, рекомендованные ЮНЕСКО/МОТ, составляют порядка 10-15 пунктов. Это я еще не затронула рекомендации по организации работы, прав и обязанностей, условий работы, оплаты труда, каждый пункт которых направлен на стимулирование и мотивирование учителей к улучшению и совершенствованию педагогической практики. Сравнив с Законом «Об образовании» и Законом «О статусе педагога», убедилась, что и у нас упоминаются социальные гарантии. Ну вот, например, пособие в Законе «Об образовании» упоминается один раз (на оздоровление), в Законе «О статусе педагога» – два раза (на оздоровление и подъемное пособие для прибывших в сельскую местность).

Казалось бы, что с началом отчисления в фонд медицинского страхования социальные гарантии для учителя республики должны были бы быть прописаны в законах и законодательно закреплены, раз осуществляются через общую систему (п.139 Рекомендаций). В случае отсутствия общей системы страхования можно предусмотреть условия создания специальной системы для учителей на юридической или иной основе (п.139, пп.2). Если же размер пособий, определенных общей системой страхования,  ниже уровня предложенных Рекомендациями, то предлагается доведение их до рекомендуемых норм путем внедрения дополнительных пособий.

Почему в данной статье я отдала предпочтение рассмотрению именно социальных гарантий для педагогических кадров, а не останавливаюсь на правах и обязанностях или вопросах обеспечения педагогическими кадрами, преодоления их нехватки, рабочего времени и других?! Потому что профессия привлекательна тогда, когда она обеспечена достойными условиями труда и созданием социальных условий и гарантий. А учитывая особые условия педагогического труда, перед учителем не только нужно ставить цели и задачи, но и гарантировать комплекс реализуемых мер, «направленных на улучшение положения учителей в интересах обеспечения качества образования».  Как отмечено в послании по случаю Всемирного дня учителя 2007 г., «чувство неудовлетворенности своим положением, низкая заработная плата, отсутствие нормальных условий для преподавания и обучения и перспектив для профессионального роста или повышения квалификации вынуждают многих учителей менять профессию, иногда уже после нескольких лет работ».

Сегодня мы можем бесконечно обсуждать, каким должно быть содержание образования, какие ресурсы должны быть, школы и многие инструменты реализации и обеспечения качественного образования. Но количественные или качественные показатели не будут иметь никакой ценности, если главная ценность – человеческая – не будет рассматриваться как важное условие обеспечения их положительного результата.

Дана Рау

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий