О выдающемся сыне казахской земли Копжасаре Нарибаевиче Нарибаеве

Время быстротечно. В безумной суете и скорости нашего времени я не заметил, что уже год прошел с того момента, как ушел из жизни глубоко уважаемый мною человек и мой учитель Копжасар Нарибаевич НАРИБАЕВ…

Копжасар-аға для меня был примером во всем, хоть и познакомился с ним лично только в далеком 1991 году, когда он возглавил главный университет независимого Казахстана – Казахский государственный университет им. С.М. Кирова (ныне КазГУ им. аль-Фараби) в Алматы. С этого времени Аға для меня стал учителем, другом, старшим товарищем, образцом чести и достоинства.

Будучи крупным государственнным и политическим деятелем, он был мудрым, честным, простым, но в то же время принципиальным и в нужное время даже жестким человеком, который отстаивал свою гражданскую позицию.

Если посмотреть внимательно на его автобиографию, всем покажется, что номенклатурная должность и соответствует стандартам карьерного роста времен СССР. Но это только на первый взгляд. В его жизни были и взлеты, и падения, но никто не мог сломать его убеждения, принципы, позиции и мировоззрение. Несмотря ни на какие трудности, Копжасар-аға всегда был патриотом своей страны, крупным организатором системы образования и науки, педагогом и наставником молодежи.

Он много сил, знаний, организаторского таланта вложил в становление казахстанской системы высшей школы в период становления независимости нашей страны, при этом будучи верным соратником Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Копжасар-аға с трепетом относился к сфере образования, особенно высшего образования, как к объекту научного исследования и будущего Казахстана. Он относился с повышенным интересом к этой проблеме и занимался всю свою сознательную жизнь. Это связано с тем, что он глубоко знает вузовскую жизнь, всю систему высшего образования республики и зарубежных стран, успехи и достижения высшей школы Казахстана, недостатки и проблемы ее развития. Этому способствовали его аналитический ум, вдумчивый взгляд и творческий подход ко всем вопросам образования, которые позволили ему пройти путь от рядового преподавателя вуза до министра, не пропуская ни одну ступень служебной лестницы.

Благодаря своему авторитету Копжасар-аға добился присвоения КазГУ имени великого нашего земляка ученого энциклопедиста аль-Фараби, 1150-летие которого отмечает все прогрессивное человечество.

Нельзя не вспомнить и то, что именно Копжасар-аға добился присвоения флагману высшего образования КазГУ им. аль-Фараби статуса Национального автономного университета Казахстана, который финансировался из республиканского бюджета отдельной строкой с двойным окладом для профессорско-преподавательского состава.

Особый статус университета, введенная впервые рейтинговая система оценки знаний студентов, проведенные образовательные реформы в учебных программах по всем специальностям позволили КазГНУ им. аль-Фараби стать первым казахстанским вузом, принятым в Международную и Евразийскую ассоциации университетов. Это позволило установить связи и сотрудничество с представителями более 150 университетов мира, поднять престиж вуза на мировой уровень.

Надо отметить, что вся его жизнь и деятельность были направлены на благо страны и, безусловно, достойны уважения и признания. Его заслуги и личные достоинства можно долго перечислять. Они отмечены многими государственными наградами, грамотами, званиями. Но мне хотелось бы отметить некоторые качества Копжасара Нарибаевича, которыми я горжусь, преклоняюсь и восхищаюсь.

Главным его достоинством была простота поведения, скромность, не возвеличивание себя, несмотря на свое высокое положение, уважение и сострадание простым людям. Особенно эти качества проявились после декабрьских событий 1986 года. Высокая честь, человеческая порядочность и совесть не позволили тогда ему одним кончиком пера отчислить и уволить по не заслуженно выдуманным в Москве националистическим мотивам ни одного студента и преподавателя. Я считаю, что это был героический поступок с его стороны. Этим самым Копжасар-аға доказал, что любить свою Родину, нацию – это не национализм.

После известных декабрьских событий 1986 г. его вынуждают освободить должность министра, обвинив в национализме, который якобы привел к созданию чрезмерно благоприятных условий для казахской молодежи и «перекосу» национального состава студентов в вузах Казахстана.

Однако на самом деле никакого перекоса никакого не было вовсе. Он как коммунист, как человек чести и совести никак не мог признать обвинения, которые не соответствовали действительности, этот «перекос» и доказывал это на всех уровнях с цифрами в руках. В частности, Копжасар Нарибаевич доказал, что удельный вес студентов казахов надо соотносить не ко всему населению в целом, а к той возрастной группе населения, которая поступает на обучение в вуз.

Он на цифрах доказал, что в 1980-е годы среднюю школу ежегодно заканчивали около 200 тысяч выпускников, из которых 58-60% являлись казахами. А удельный вес казахов студентов по всей республике составлял всего лишь 53%. Далее, он провел тщательный анализ национального состава абитуриентов, поступивших в эти годы в вузы, и установил, что из 10 абитуриентов русской национальности поступают 7, а из 10 абитуриентов казахской национальности – только 5. Приводит и много других факторов, убедительно доказывающих, что в составе студенчества страны нет и не было никакого перекоса по национальным признакам.

Это не понравилось официальной Москве, новому руководству Казахстана. Чувствуя напряженную обстановку во власти республики, он подает заявление об освобождении от должности министра. За свою объективность и настойчивость он пострадал, но об этом он никогда не жалел. Конечно, позже справедливость была восстановлена, время показало его правоту, все поставило на свои места.

С 1987 по 1990 годы профессор Копжасар Нарибаев работает в системе Академии наук Казахской ССР ведущим научным сотрудником, заведующим отделом проблем управления народным хозяйством Института экономики. Я уверен, что этот период был для него временем переосмысления того, что республика и нация в тяжелом кризисе, экономика в состоянии стагнации, великий Советский Союз на стадии развала и крушения.

Наверняка думы о будущем, о будущем именно казахской молодежи и нации привели Копжасара Нарибаевича к написанию ряда учебников и методических разработок для экономистов на казахском языке. И это я считаю тоже его героизмом. Многие, наверное, помнят, что в СССР даже в национальных группах преподавание шло на русском языке, так как на казахском их просто не существовало. Поэтому студенты национальных групп как могли переводили их с русского на казахский, при этом не зная экономических терминов на родном языке ввиду их отсутствия. В это время Копжасар-аға одним из первых ученых-педагогов написал научные труды и учебные пособия по учету и управлению на родном языке.

Впервые в его работах еще в 1966 году на казахском языке описаны учетная теория, принципы механизации и автоматизации учета и управления, основы ревизии и контроля, организация АСУ и ряд других экономических проблем. Именно в трактовке Копажасара Нарибаева казахский читатель, студент, преподаватели впервые ознакомились и до сих пор пользуются многими научными терминами, экономическими категориями по различным разделам экономической, технической, фундаментальной и прикладной науки, введенными великим новатором. И все это он сделал в период тоталитарного коммунистического режима. Важно отметить, что несмотря на трудности и постоянную цензуру и контроль национальных республик из Москвы профессором-патриотом Копжасаром Нарибаевичем было опубликовано на казахском языке более 10 книг, 5 брошюр и более 70 статей.

Копжасар-аға дал мне очень многое, в том числе открыл дорогу на государственную службу своим, я бы сказал отцовским, благословением. Я в 1987 году, как вы догадались, после декабрьских событий приехал по распределению с дипломом с «отличием» Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова в КазГУ тогда еще имени Кирова. Эхо декабрьских событий еще не остыло, было на устах, в том числе в высших учебных заведениях.

Ну, как и полагается, меня не приняли ни в один вуз города Алматы, как мне объяснили тогда, что по решению Политбюро ЦК КПСС, так как была установка не брать по возможности на работу лиц коренной национальности, особенно тех, кто родился в южных регионах Казахстана. Самое интересное, меня не взяли даже в школу учителем математики, так как я не проходил предметы по педагогике и психологии, тем самым я не могу быть учителем в школе и буду нарушать психику учеников школы.

Таким образом, проболтавшись в Алмате три месяца без работы, мне пришлось опять уехать в Ленинград, где волею судьбы пришлось прожить три-четыре года, работая на кафедре, параллельно закончить аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию.

Шел 1991 год. Осадок 1987 года еще на душе оставался. Но начался развал СССР. Было два пути: либо остаться в Ленинграде на кафедре преподавателем и быть гражданином другого государства, либо возвращаться в родной Казахстан. Тогда я вспомнил слова своего отца Мамытбекова Куламкадыра, профессора, первого кандидата филологических наук Джамбылской области, доказавшего, что в казахском языке есть деепричастные обороты, которые, к сожалению, до сих пор не вошли ни в один научный или учебный курс казахского языка и не признаются отдельными филологами и лингвистами. Он, мой отец, мне говорил с детства: чем быть султаном на чужбине, лучше уж быть рабом на родине.

Именно тогда произошло мое знакомство с Копжасаром Нарибаевым. Состоялся интересный почти часовой разговор. Через час я был принят ассистентом на кафедру кибернетики факультета прикладной математики и механики. И с тех пор наша товарищеская дружба продолжалась до конца его жизни.

Не знаю почему, но меня, 27-летнего молодого ассистента, сразу включили в ученый совет университета. После с поддержки Аға я стал самым молодым членом дисссертационного совета по присуждению ученых степеней кандидатов физико-математических и технических наук, заместителем проректора по научной работе, начальником научно-исследовательской части. Готовился защитить докторскую диссертацию по своей специальности, но из принципа, которые во мне были заложены в семье, духами предков, я не стал защищаться. Я подумал, если каждый будет доктором наук, то кто будет двигать страну, ее экономику, будущее в стратегическом плане. Если все будут со степенями, то кто будет населением Казахстана. Каждый второй доктор наук? Это же утопия! И я просто с благословения отца сжег ее, свою диссертацию. Хотя мне было тогда всего 30 лет.

Большую помощь в работе и поддержку мне оказывал проректор по науке Зулхаир Аймухаметович Мансуров, с которым я до сих пор дружу.

И вдруг в июне месяце 1996 года вызывает меня к себе Копжасар Нарибаевич на разговор. Суть его заключалась в том, что я набрался опыта работы и теперь надо расти дальше по карьерной лестнице. С его благословения я пошел работать в Аппарат Правительства Республики Казахстан и курировал систему образования. Теперь я Сенатор Парламента Республики Казахстан. Уверен, что именно с «бата» (благословения), которое дал мне Копжасар-аға, я сейчас работаю в высшем законодательном органе. Я благодарен судьбе, что на моем пути встретился такой прекрасный человек с большой буквы, как Копжасар Нарибаевич Нарибаев.

Уход его из жизни лично для меня стал огромной потерей и трагедией. Он своим советом, вниманием, заботой дал мне возможность подняться на вершину лестницы государственной службы, при этом преодолевая своим трудом ее нижние ступени. Но при этом он никогда не лоббировал меня, а советовал достичь всего своим трудом и умом. Он всегда говорил мне: не спеши, придет время, и ты достигнешь той вершины, которую тебе запрограммировал бог (Аллах). Иногда, вспоминая эти слова моего наставника, мне смешно и счастливо. Оказывается, за свою служебную карьеру я не был только секретаршей и не стрелял в людей. Более того, вспоминая благородство Копжасара Нарибаевича, за всю свою карьерную службу я не отчислил по своему предмету ни одного студента и не уволил с работы ни одного сотрудника.

Конечно, можно много писать о заслугах, качествах, характере, достоинствах Копжасара Нарибаевича Нарибаева. Но главное в его образе я вижу то, что он великий сын своего народа, который все свои знания и силу посвятил процветанию своей страны. Он великий педагог и воспитатель, учитель жизни, благородство и честь, которые не каждому даны.

В моей памяти Копжасар Нарибаевич Нарибаев остался добропорядочной, вдумчивой, внимательной, интеллигентной, смелой личностью, сочетающей в себе высокую духовность и неподдельное, чуткое отношение к людям. Я считаю, было бы справедливо, если бы в Казахском государственном университете была открыта аудитория имени Копжасара Нарибаевича Нарибаева – великого сына казахского народа. Это была бы дань уважения стойкости, преданности, последователя идей алашординцев на современном этапе развития независимого Казахстана и предметом патриотизма современной молодежи.

Я горд тем, что у меня в жизни был такой человек, патриот, гражданин и учитель! Память о нем будет всегда храниться в моем сердце.

Едил МАМЫТБЕКОВ,
депутат Сената Парламента Республики Казахстан  

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий