Статус педагога: ожидание и реальность

Испокон веков, отдавая учителю должное, поэты слагали стихи, посвящали оды, режиссеры снимали фильмы, писатели сочиняли произведения, художники писали полотна… И, произнося «Учитель», общество непроизвольно подразумевало школьных педагогов. Тогда как и в детском саду, и в образовательных организациях дополнительного, профессионального образования педагоги выполняли единую миссию – вести обучающихся к познанию и миропониманию. И только с недавнего времени в нашей стране последние нормативные документы в сфере образования статусом педагога официально наделили всех, кто занимается обучением и преподаванием. Но это определение профессионального статуса.

На чем же основывается профессиональный статус педагога по международным стандартам? Попробуем разобраться на примере Рекомендаций ЮНЕСКО/ МОТ о положении учителей 1966 года, о котором я упоминала в одном из предыдущих материалов, и Рекомендаций ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений 1997 г.

Чем же примечателен этот документ? Тем, что здесь изложены международные стандарты преподавательской профессии, рекомендуемые для политиков как «основа для национального законодательства и практики». Насколько Закон РК «О статусе педагога» отражает рекомендации ЮНЕСКО/МОТ?

Поднимая проблемы аттестации педагогов республики и соответствия международным стандартам, я, как правило, привожу рекомендации о цели и политике образования, подготовке к профессии учителя и, как следствие, о подготовке учителей.

Сегодня остановимся на подготовке учителей.

Так, положения рекомендуют разработку программ общей, специальной и педагогической подготовки в университетах или учебных заведениях с уровнем, приближенным к университетскому. При этом желательно в очной форме обучения, за исключением уже практикующих специалистов или других категорий, желающих стать учителями.

Рекомендации к педагогическим учебным заведениям призваны вносить вклад в развитие образования путем исследования преподавательской практики и методики, с распространением результатов исследований в школах. А также обеспечивать удовлетворительное завершение студентами курса обучения или подготовки. Особый акцент в подготовке педагогических кадров уделяется обеспечению качества преподавательского состава вузов, где преподаватели вузов должны иметь опыт преподавания в школе. Стоит отметить, что данная норма с этого года станет обязательной для применения и нашими педагогическими вузами.

Отдельный раздел усовершенствования рекомендует органам управления не только организовывать курсы, но и «предоставлять в распоряжение учителей книги и другие пособия с тем, чтобы они могли повышать свой общий культурный уровень и свою профессиональную квалификацию» (ст. 32). Я всегда пишу, что образование – дело государственной важности, и без участия всех государственных институтов управления реализация целей и задач образовательной политики не даст качественного эффекта. Так как это особая сфера, где задействуются все участники общественных отношений, независимо от желания и возможностей. Но осуществлять реализацию приведенной нормы рекомендации, я думаю, следует обязать местные исполнительные органы на областном уровне, которые бы решали вопросы не только подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации, но и исследования и развития образования региона, предоставления учителям всевозможных льгот «для повышения квалификации в целях получения максимального эффекта следует поощрять использование ими различных форм и возможностей для усовершенствования. …По мере возможности помогать им совершать коллективные и индивидуальные поездки по своей стране и за границу с целью повышения квалификации» (ст. 34-36).

Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ касаются и условий работы и продвижения по работе учителя. Начиная от условий приема на работу вплоть до профессиональных свобод и обязанностей.

Положения рекомендуют предоставить учителям условия перехода из одной ступени школьного образования на другую или из одного типа школы в другой (ст. 40). Вспомнила наших учителей, среди которых есть коллеги уже с 25-30, а то и 40-летним стажем, будучи на пенсии, работающие в одном учебном заведении. Аттестацию педагогов или разработку профессионального стандарта учителя как раз можно было бы соотнести в соответствии с данными нормами. Самой примечательной является ст. 43, где рекомендуется назначать на ответственные должности руководящих и административных работников опытных учителей. Представив молодую когорту школьных администраторов нашей республики, не имеющих за плечами ни дня педагогической практики, усомнилась в своей профессиональной пригодности. Причем ст. 44 гласит, что «Продвижение на новую должность должно основываться на объективной оценке квалификации учителей для данной должности в соответствии со строго профессиональными критериями, определяемыми при консультации с учительскими организациями». Подозреваю, что разрабатываемые в нашей стране и обсуждаемые документы в области образования, в отдельных случаях опираясь на рекомендации, больше применяют нормы дисциплинарных взысканий репрессивного характера, чем положения мотивирующей направленности.

Принятый недавно Закон «О статусе» определяет правовые положения педагога, признавая его особый статус, предъявляя требования к этическим нормам, закрепляя условия реализации профессиональной деятельности, нормативно утверждая права на подготовку и переподготовку, оплату, поощрение, ограничения. Но содержание Закона, по моему мнению, лишь приняло формулировку «особый статус педагога», нормативно закрепляя уже утвержденные нормы трудового, гражданского и административного права, с дополнением определения «педагогический».

Дана РАУ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий