Развитие общечеловеческих ценностей через интеграцию нравственно-духовного образования и воспитания в учебный процесс

Сара Алпысовна Назарбаева говорит, что нужно возродить знания об общечеловеческих ценностях. «Не только детям – всем нам, обществу в целом – нужны нравственно-духовные ориентиры. Чтобы с семьи, с малых лет дети получали знания о них наряду с академическими». Нравственное воспитание подрастающего поколения – тема актуальная во все времена, но особое значение она приобретает сейчас, в период обновления общества и всего общественного строя. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности являются вечными. Высшей общечеловеческой ценностью являются жизнь и здоровье. Если бы не было общечеловеческих ценностей, наша жизнь была бы лишена всякого смысла. Но какие же общечеловеческие ценности составляют основу нашего общества?

История казахского народа неизмеримо богата. На протяжении длительной истории жители казахской степи накопили богатый опыт нравственного воспитания молодежи, создали обычаи и традиции, в которых соединяется нравственный опыт народа, правила, нормы и принципы поведения человека.

Нравственное воспитание может осуществляться на основе народных методов, способствующие формированию таких нравственных качеств как сопереживание, отзывчивость, сочувствие, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, для себя. Нравственное воспитание включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, национальных традиций, обычаев и обрядов. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения. Первое знакомство с народными порядками способствует моральному воспитанию.

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой. Народная педагогика существует столько времени, сколько существует сам народ. Передача социально-нравственных ценностей, прогрессивных традиций народа из поколения в поколение осуществляется через труд, созидательную деятельность и приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества. Народные праздники, ритуалы, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, особенно богаты морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а затем к мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.

Изучение, обобщение и использование педагогического наследия позволяет успешнее руководить учебно-воспитательным процессом, улучшать качество работы всего педагогического коллектива, двигать науку вперед в своем развитии. Педагогическое наследие неотделимо от понятия новизны в деятельности педагога, имеющей достаточно широкий диапазон. Оно может быть проявлено на различных уровнях:

– новизна на уровне научных открытий (новое содержание, новые формы, методы обучения и воспитания и т. д.);

– эффективное применение на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе учебно-воспитательного процесса;

– рационализация отдельных сторон педагогического труда.

Один из важнейших критериев педагогического наследия является высокая результативность. Результаты обучения и воспитания, достигнутые учителями, опыт которых определяется как передовой, должны значительно отличаться от результатов массового опыта педагогов.

Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Сегодня становится актуальным процесс интеграция нравственно-духовного образования в учебную деятельность – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание человека через содержание школьных предметов, воспитательных мероприятий, сотрудничество с семьей и обществом.

Что мы понимаем под термином «Интеграция»?

Интергация в педагогическом процессе понимается как одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в целое раннее разрозненные части. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так и в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции заключается в качественном преобразовании внутри каждого элемента данной системы. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в трудах многих исследователей с разных аспектов. Например, вопросы интеграции педагогики с другими науками рассматриваются в трудах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднев раскрывают пути интеграции в содержание образования. Проблемы воздействия воспитательного воздействия на ребенка раскрыты в работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского. Учеными были определены методологические основы интеграции в педагогике, философские концепции о ведущей роли  деятельности в развитии ребенка, психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на основные методологические положения, ученые выделяют такие понятия как процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Для полного понимания вещей, раскроем значения этих понятий.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, ее форм и методов. В обучении различных учебных дисциплин необходимо создать взаимосвязь целей, тематического содержания, приемов, форм и методов обучения дисциплины с духовно-нравственным воспитанием обучающихся, направить учебную, воспитательную деятельность на развитие нравственных и духовных качеств учащихся через изучение нового предметного знания. Таким образом, создается тесная взаимосвязь между элементами системы обучения и воспитания,  создается целостный продукт.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Воплощая интегративные процессы в учебный процесс, педагог работает над улучшением качества преподавания своей дисциплины и качества обучающихся, которые одновременно с получение новых знаний работают над улучшением своего нравственного и духовного потенциала. В результате интегративного подхода в обучении обеспечивается целостный педагогический процесс, выражающийся в совершенствовании и предметных знаний и нравственно-духовных качеств учащихся.

Деятельность современной школы должна быть направлена на воспитание свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности. Личности, способной осуществить социальный и экономический прогресс либо повлиять на нее. Личностью человек становится только в обществе, поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно-ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина страны, о социализации личности. Воспитание и социализация должны быть направлена на духовно-нравственное развитие учащихся на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них национальной идентичности. В этом плане такие качества личности как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традициям  становятся актуальными в современной гуманистической педагогике.

Духовно-нравственное воспитание школьников является концептуальной и методической основой воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов обучающихся и их родителей, регионального сообщества.

Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно -нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Интеграция нравственно-духовного образования в учебно-воспитательный процесс – это, прежде всего, выявление нравственно-духовной сущности учащихся. Вечные ценности, такие как любовь, праведное поведение, истина, ненасилие, здоровье, семья, внутренний покой должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое во всем, чему мы учим. Безусловно, интеграция самопознания с другими предметами вызывает затруднения у учителей-предметников. Но в ходе развития современной науки приводит человечество к пониманию существования тесной взаимосвязи между устройством внешнего мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами, делами. Интеграция напрямую зависит от мировоззрения учителя. Любовь к своему предмету и к детям, открытое сердце учителя, живой интерес к чему-то новому, стремиться совершенствоваться и познавать свою истинную природу – вот необходимые предпосылки интеграции своего предмета и предмета «Самопознание».

Интеграция нравственно-духовного образования в учебный процесс осуществляется следующим образом:

– организация урочной и внеурочной деятельности на основе духовно-нравственных, культурно-исторических и национальных базовых ценностей;

– через решение педагогических ситуаций и выполнение заданий, обсуждение значимости духовно-нравственного воспитания в семье, усвоение подходов в воспитании мальчиков и девочек;

– приемы формирования коммуникативных установок партнерского общения, мотивирующие к саморазвитию;

– рекомендации для родителей «Как смягчить влияние гаджетов на психическое здоровье и развитие детей».

–  создания пространства духовно-нравственных ценностей для полноценного развития учащихся, расширения их понимания человеческих ценностей, воспитания взаимной заботы, любви, гармонии, любви к себе. 

Таким образом, сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования: интеллектуального (образование для ума) и нравственно-духовного (образование для сердца). Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.

Целью современного урока является воспитание человека, умеющего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного духовно обогащать его.

Основная цель интеграции – создание условий для формирования социально-ценностных, нравственно-психологических, личностных, психофизиологических компетентностей при помощи тесного взаимодействия различных предметов школьной программы.

Ш. А. Амонашвили отмечает: «Весь образовательный процесс должен быть пронизан уважением к личности и способствовать ее нравственному развитию». Поэтому и важно осуществлять духовно-нравственное развитие ребенка через изучение школьных предметов, интегрирую интеллектуальный и нравственно-духовный аспекты образования следующим образом:

1) вдохновляющие примеры из жизни великих ученых, просветителей и из истории развития науки, техники, образования;

2) знакомство с открытиями, достижениями и результатами современной науки и технологии;

3) выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.

Семья и школа – это две сферы в жизни ребенка, с которыми он вступает в тесное общение. Для эффективного процесса обучения, воспитания и формирования личности ребенка необходимо единство требований и выбор методов воспитания. Непосредственным примером поведения, суждений и поступков детей являются родители, поэтому учителям необходимо эффективнее использовать активные формы работы с родителями, привлекать их к участию и организации. При правильной организации совместной деятельности родителей и детей можно создать доверительную и позитивную атмосферу общения и взаимодействия.

Успешная интеграция предмета «Самопознание» с другими дисциплинами также зависит от внеучебной деятельности, которая способствует раскрытию таких качеств характера учеников, которые соответствуют общечеловеческим ценностям.   

Таким образом, интеграция нравственно-уховного воспитания в образовательный процесс – есть процесс обновления содержания образования, и требует изменений педагогических условий современной школы. Принцип интеграции реализуется через интеграционную политику, которую каждая организация наполняет своим содержанием. Интеграционная политика школы служит регулирующим механизмом всех процессов, затрагивающих права и ответственность семьи и ребенка в пространстве школы.  Она также призвана обеспечить преемственность внутри  школьных систем с системами семейного воспитания. В организации интегрированного обучения важно учитывать дуальную природу личностного развития, когда личность является одновременно и объектом и субъектом этих процессов, а также она является и процессом и результатом формирования духовно-нравственных качеств личности.

Литература:

  1. Назарова Л.И. Понятие «интеграция» в специальной педагогике.//понятийный аппарат педагогики и образования. – Екатеринбург, 1998. – Вып.3, с.262
  2. Раченко О.И. Интегративные принципы предмета «Самопознание» как основа нравственно – духовного образования младших школьников. – http://www.portalus.ru.
  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2008.

 

Ж.Г. Кулекенова,
ведущий научный сотрудник НАО «НИГРЧ»,
кандидат педагогических наук

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий