Школьная форма: уравниловка или дисциплина?

Сообщение министра образования и науки о том, что в новом учебном году не будет обязательной школьной формы, вызвало широкий резонанс. Одни обрадовались, другие, наоборот, стали высказывать недовольство. Мы выслушали разные стороны, а также поинтересовались историей школьной формы и ее развитием в разных странах мира.

Итак, школьная форма всегда применялась в двух случаях. В первом случае отдельные школы и университеты вводят ее как символ элитарности, принадлежности к высшему слою общества. Это, как правило, делается в масштабах одной элитной школы, и эта форма обычно очень дорогая, красивая и действительно выделяет детей среди сверстников.

Во втором случае, когда ее вводят как всеобщий элемент школьной одежды по всей стране, делают это, чтобы уравнять всех детей. Это либо очень бедные страны (ЦАР, Кения, Нигерия и др.), либо тоталитарные (бывший СССР, Сирия, КНДР, Китай и др.). В этом случае, конечно, форма применяется в масштабах всей страны, но выполняется из очень дешевых материалов и выглядит… одинаково, что от нее и требуется.

Белый верх, черный низ

Школьная форма в СССР становится обязательной лишь после Великой Отечественной войны, в 1949 году.

В 1962 году гимнастерки мальчишек поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами были фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались прически – под машинку, как в армии.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Для девочек мамы-рукодельницы шили черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртку заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Dress code «у них»

В Японии школьницы щеголяют в матросках. Их форма – эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку – «матросский костюм». К форме обычно дается еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой – вот что предпочитают ученики американских школ. В большинстве европейских стран также нет единой формы, все ограничивается достаточно строгим стилем.

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например, в Индии, Ирландии, Австстралии, Сингапуре и Южной Африке. Однако и в Великобритании, и в ее бывших колониях школьная форма не является обязательной, каждая школа сама решает. У каждой престижной школы есть свой логотип, и ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.

Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. Отменена в результате студенческих протестов 1960-х годов. Некоторые школы практикуют ношение формы при разрешении родительского комитета.

В Германии нет единой школьной формы. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в ее разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы, они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда или иных детских организаций. В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда – брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В Польше форма отменена полностью и запрещено ее частное введение отдельными школами.

В Турции обязательная школьная форма, у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков – костюм, для девочек – блузка, джемпер и юбка, для всех – галстук цветов школы. Так подчеркивается, что все равны, независимо от социального и материального положения родителей.

Школьная форма в Китае единая. Это мешковатый зелено-белый спортивный костюм. Он обычно на размер или два больше чем надо и лишает его обладателей каких-либо вообще половых отличий.

Итак, чем апеллируют те, кто считает школьную форму обязательным атрибутом учебного процесса?

Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.

Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».

А вот какие аргументы приводят ее противники:

Форма – элемент уравнительного воспитания и обучения.

Школьная форма ограничивает свободу самовыражения, является средством деиндивидуализации учеников школы.

Форма может быть не очень удобной в носке.

Во все времена происходили словесные баталии на тему «быть школьной форме или не быть». Вот и на этот раз предложение министра носить в школу классическую строгую одежду вызвало вопросы. Оксана, мама четвероклассника Максима, говорит, что в их родительском чате теперь идут споры: спортивный костюм с тремя полосками – это классика или нет? Сама женщина считает, что школьная форма – это экономия семейного бюджета. Поэтому, если учеба все-таки будет в школе, то она все равно купит сыну синие брюки и белую рубашку.

А вот мама первоклассницы Зарины считает, что школьная форма делает детей закомплексованными и не дает им выделяться из толпы. Поэтому женщина с удовольствием восприняла новость о том, что школьная форма – на усмотрение родителей.

Однако есть еще одно важное наблюдение – большинство детей и родителей не считают школьную форму главной проблемой нового учебного года. Самое главное, чтобы в школу ходить разрешили!

Мира Азизова

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий