Педагогические условия духовно-нравственного развития учащихся в трудах Ш.А.Амонашвили

В настоящее время ключевым направлением государственной политики в Казахстане является обеспечение духовно-нравственного развития детей. Это прослеживается через введение в общеобразовательную систему такого предмета, как «Самопознание» [1].

Но на практике не всегда педагогический процесс проходит удачно. Часто это связано с тем, что не соблюдаются необходимые педагогические условия.
Таким образом, для того чтобы педагогический процесс был эффективным, необходимо определить, обосновать и создать специальные педагогические условия. Поэтому в данной статье мы попытаемся выявить педагогические условия духовно-нравственного развития школьников на основе изучения трудов Шалвы Александровича Амонашвили.
В философской литературе категория условия выражает отношение объекта к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой он возникает, существует и развивается [2].
Педагогические условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся.

Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий.
Условия развития делятся на необходимые и достаточные.
Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание.
Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации) [3].
Согласно Н. М. Борытко, под педагогическими условиями понимаются внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса [4].
Педагогические условия для духовно-нравственного развития учащихся находят свое отражение в создании необходимой среды и факторов, влияющих на воспитание у ребенка благородных качеств.
Ш. А. Амонашвили научно обосновал и проверил в школьной практике принципы, условия и содержание работы с учащимися, которые способствуют духовно-нравственному развитию личности детей. Своим опытом он делится с нами через книги.

Многие его книги написаны в виде рассказов и размышлений.
Изучая книги Шалвы Александровича, мы выделили следующие педагогические условия, необходимые для успешного духовно-нравственного развития детей.
     • Первое педагогическое условие – безусловная любовь учителя к детям. Это важнейшее условие успешности любого педагогического процесса, которое Ш. А. Амонашвили определил уже в первой своей книге – «Здравствуйте, дети!»
Заметим, что все великие педагоги древности и современности независимо от их стиля преподавания и образовательных теорий, которые они выдвигали, являются «экспертами любви» в отношениях со своими учениками.
Именно безусловная любовь творит чудеса образования. Но в то же время очень важно научиться правильно и красиво выражать эту любовь: «Если я попытаюсь показать свою настоящую любовь к детям, я должен показать ее в наиболее совершенной форме».

Шалва Александрович обращается к нам со словами:
«Любите детей всем сердцем. Чтобы любить детей таким образом, учителя должны научиться выражать такую любовь. Они должны рассматривать каждый школьный день и каждый урок как подарок для детей.

Каждое взаимодействие между учителями и детьми должно быть таким, чтобы обе стороны чувствовали себя счастливыми» [5].
Только ощущая любовь учителя, дети научатся доверять ему, идти по его стопам и испытывать радость от обучения. Только затронув своей любовью сердца детей, учитель сможет эффективно проводить учебные и воспитательные мероприятия, в которых дети будут получать истинное духовно-нравственное развитие.
     • Второе педагогическое условие – создание спокойной атмосферы для того, чтобы ребенок смог концентрироваться, углубиться в себя, размышлять, творить.

Шалва Александрович пишет: «Выполняя письменное домашнее задание, не делайте лишних движений, не шумите, не задавайте вопросов одноклассникам, не мешайте другим и не мешайте себе.
Если ребенку нужно что-то спросить, позвольте ему подойти ко мне и спокойно поговорить со мной, или попросите его поднять руку и позволить мне подойти к нему» [5].
Спокойное мышление – хорошая привычка, которая должна быть у человека. Если не созданы условия для спокойного углубленного мыслительного процесса, то все обучение будет пустым, как замок в небе.
Известно, что мудрость успокаивает наши сердца. Шумная обстановка не может обеспечить детям необходимую учебную атмосферу и привить хорошие привычки к различающему мышлению.
Таким образом, создание спокойной учебной среды является правом не только каждого ребенка, но и каждого из нас. Учитель должен создать такую среду для обучения детей, чтобы они могли развивать хорошие привычки в спокойной атмосфере и добиваться больших успехов.

Ш. А. Амонашвили учит уважать право детей мыслить спокойно. Каждому учителю необходимо научиться ценить то, как красиво выглядит ребенок, когда он погружен в свои размышления, о чем-то сосредоточенно думает и творит…
     • Третье педагогическое условие – речь учителя. Речь учителя, постоянно находящегося в поле зрения детей и в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры слова. Поэтому она должна быть не только правильной, с четким и ясным произношением всех звуков родного
языка, но и красивой, и благородной.
Речь учителя не терпит балласта слов и пустословия, она должна быть ясной, образной, содержательной. Слова, которые произносит учитель, должны быть вдохновляющими, звучание его голоса должно быть приятным.
Учитель должен следить за каждым произнесенным словом, ведь слово педагога – это основной инструмент, волшебная палочка его деятельности…
Особое внимание Шалва Александрович уделяет смысловому значению слов. Например, он пишет о том, что очень часто мы слышим выражение вооружать учащихся знаниями. Слово «вооружать» не очень подходящее для учителя, ведь оружие есть то, что разрушает жизнь. Вооружен тот, кто против кого-то. Шалва Александрович рекомендует попытаться отказаться от этого понятия: «Лучше дарить и доверять детям знания как жемчужины, которые пригодны только для украшения жизни, дарить так, чтобы творили они ими благо и красоту, облагораживали свою жизнь и жизнь других, служили Свету» [6].
Читая размышления Амонашвили об уроке, невольно задумываешься: «Нагрузка… проводишь, даешь урок… Ой, как тяжко все это! И как легко становится, когда урок даришь».
Это вдохновляет учителя. И если правильно, с любовью и ответственностью дарить урок детям, то они примут этот дар с восхищением и благодарностью…
Ш. А. Амонашвили об уроке:
«Урок – одно из прекраснейших понятий живого педагогического сознания, ибо ты возвеличиваешь:
• духовность учительского разума;
• мудрость учительского сердца;
• благородство учительской души.
Дорогие коллеги!
Урок и учитель – единое целое.
Мы творим урок – значит, творим самих себя.
Каждый человек имеет свою неповторимую сущность.
Каждый урок имеет неповторимый почерк своего творца.
Урок есть воплощение нашего сознания и нашего сердца.
Урок – это мы сами» [6].
       • Четвертое педагогическое условие – творящее терпение. Шалва Александрович предлагает путь, благодаря которому можно освободиться «наконец-то от такого зверя в нас, каким является раздражение».
Он предлагает победить раздражение творящим терпением: «Творящее терпение есть созидатель дисциплины духа. Оно есть побудитель совести. Оно есть условие рождения духовной общности и взаимной любви. В нем наша скрытая воспитательная энергия. В нем торжество наших устремлений» [6].
Дети разные и порой ведут себя по-разному. Они будут бороться, толкать, кричать, требовать и замыкаться. Учитель может проявить нетерпимость как раздражение, при этом накричать и нагрубить ребенку, что приведет к грубости, хамству, унижению…
И что поможет нам справиться с раздражением? Конечно же – творящее терпение. Это не просто выжидать, когда дети закончат «борьбу» или терпеливо разнимать их. Нет. Это творить отношения с детьми.
Шалва Александрович пишет: «Творящее терпение – это моя улыбка, это мое спокойствие, это моя ласка, это моя нежность – все это есть творящее терпение».
     • Пятое педагогическое условие – готовить детей не к будущей жизни, а к жизни, которая уже идет. Глядя на ребенка, поступившего в первый класс, можем ли мы знать, какая жизнь будет у него в будущем? Невозможно ответить на этот вопрос…
Подготовка школьников к будущей жизни больше похожа на «блуждание в потемках». Жизнь наших учеников в будущем будет основываться не на школьных знаниях, а на знаниях, которые они сами приобретут по побуждению жизни и в соответствии со своими собственными интересами и обстоятельствами.
Школьников надо готовить не к будущей жизни, а к основам настоящей жизни. Для этого нужно:
• воспитывать в них жизнь с помощью самой жизни;
• помогать им впитывать в себя универсальный закон причин и следствий и учиться строить по нему жизнь;
• помогать им постигать смысл жизни – совершенствовать мир внутри и вокруг себя;
• развивать в них возвышенные образы и устремления к прекрасному, учить воплощать воображаемое в реальности;
• развивать в них способность направлять взор на свой внутренний мир, где они могут открыть свое предназначение;
• устремлять их сущность к благородству и великодушию.
Пусть забота о будущем нисколько не умалит жизнь настоящую, пусть будущее станет дыханием настоящего, пусть настоящее станет как будущее.
Таким образом, успешному развитию нравственных качеств школьника способствует создание следующих условий:
• безусловная любовь учителя к детям;
• благородство его речи;
• создание спокойной атмосферы;
• творящее терпение;
• понимание того, что надо готовить детей не к будущей жизни, а к жизни, которая уже идет.
При эффективной организации и применении предлагаемых педагогических условий улучшится процесс духовно-нравственного развития учащихся.

Литература
1. Типовая учебная программа по предмету «Самопознание» для 1–4 классов
уровня начального образования.
2. Спиркин А. Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат,
1988.
3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России,
1998.
4. Вятлев Д. Н. К вопросу о реализации педагогических условий формирования
патриотизма у юношей в объединениях спортивной направленности // Вестник
Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.
(Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.
Социокинетика). – 2014. Т. 20. No1.
5. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети! – М., 1983.
6. Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо
выпить целое море света // Три ключа, 2010. Вып. 12.

Н. В. Нургалиева,
магистрант, КазНУ им. Аль-Фараби,

Г. А. Омарова,
к. п. н., в. н. с.,
Национальный институт гармоничного развития человека, г. Алматы

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий