Развитие творческих способностей на уроках художественного труда через проектную деятельность

В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования учебный предмет «Художественный труд» в обновленном содержании объединил в себе структуру и содержание учебных предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

Структура предмета «Художественный труд» направлена на изучение разных видов искусства, навыков бытового и специального труда, основ ведения домашнего хозяйства и т.д. Если ранее дети на предмете «Технология» делились на два подкласса для девочек и мальчиков, то сейчас дети выбирают интересующие для них разделы вне зависимости от пола.

Обновленное содержание учебного предмета «Художественный труд» содержит в себе следующие разделы: «Обработка материалов», «Робототехника, моделирование транспортных средств», «Ремонтно-бытовые работы», «Организация и планировка интерьера», «Обработка текстильных материалов», «Индустрия моды, стиль и образ», «Уход за одеждой и её хранение».

Стоит отметить, что с 1 по 4 классы, а также с 7 по 9 классы на предмет выделяется один час в неделю, в 5 и 6 классах – два часа в неделю. Специфика учебного предмета «Художественный труд» обеспечивает условия для развития творческих способностей учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся является актуальной проблемой, так как систематически возрастает потребность общества в активизации творческой деятельности личности в современных условиях. В связи с этим возникает необходимость внедрения в школьную практику новых педагогических технологий, направленных на формирование и развитие творческого потенциала учащихся.

Творческие способности представляют собой способности человека к проявлению творчества при решении задач, создании новых идей в соответствии с окружающей обстановкой. В обычной жизни творческие способности проявляются в способности человека к достижению цели, поиске выхода из сложной ситуации.  

Развитию творческих способностей учащихся способствует организация на уроках художественного труда проектной деятельности. Проектная деятельность – это деятельность по достижению определенного результата, создания уникального продукта. Продуктом проектной деятельности чаще всего является проект.

Организация проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся на уроках художественного труда, может быть организована в соответствии с изучаемыми разделами. Педагог художественного труда должен четко спланировать структуру проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей учащихся, начиная от тематического планирования, заканчивая этапами работы учащихся по выполнению проекта. Определение этапов работы над проектом и обозначение временных рамок выполнения каждого этапа усиливает ответственность, порядок и четкость действий учащихся.

Вся проектная деятельность учащихся по развитию творческих способностей требует от педагога строгого учета возрастных особенностей и их интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению. Тематика проектов по художественному труду должна быть широкой и корректироваться в соответствии с интересами и возможностями учащихся, а также материально-технических оснащением школы. После выбора темы проекта учащиеся приступают к подбору и изучению литературных источников, анализу конструкций существующих аналогичных проектов (изделий), отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового проекта (изделия), которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков. При выполнении проекта учащимся предоставляется максимальный уровень самостоятельности, что благоприятно сказывается на развитии творческих способностей детей.

Выполнение любого учебного проекта заканчивается защитой перед всем классом с последующей его оценкой. В ходе оценки и защиты проектов у учащихся развиваются способности отстаивать свои творческие идеи.

Из собственной практики, работая педагогом по художественному труду, могу сказать, что организация проектной деятельности на уроках способствует развитию творческих способностей, навыков взаимопомощи и взаимоподдержки между учащимися. Хочу представить несколько примеров проектных  работ.

Рис.1 Учащиеся показали профессиональное мастерство по компетенции «Дизайн малых форм» (оформление фотозоны). С этим же проектом выступили в областном конкурсе, где заняли 3 место.

Невокшанова Арина, Григорьева Ксения

Рис.2 Проект «Экологические проблемы», где учащиеся показали, насколько наша же безответственность влияет на окружающий мир.

 Шпилевая Варвара, Михейкина Ксения, Куколева Полина, Бурумбаев Алижан.

 

Реализация проектной деятельности на уроках художественного труда осуществлялась в форме групповой и индивидуальной работы. При выполнении проектов в индивидуальной форме учащиеся воплощали свои идеи по предложенной теме. При выполнении проектных работ в группах учащиеся делились своими идеями с группой и на основе всех идей принималось решение.

Таким образом, обновленное содержание учебного предмета «Художественный труд» позволяет организовать работу по развитию творческих способностей учащихся в рамках проектной деятельности.

Ирина Молдашева,
учитель художественного труда средней школы №4 г.Петропавловска

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий