Как рождается духовная общность учителя и ученика

В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ

Начало школьной жизни – это не только первая ступенька на лестнице среднего образования, это также адаптация к новым условиям с определенными серьёзными обязанностями как для ученика, так и для родителя.

 

 

Процесс обучения – это единство преподавания и учения, где взаимосвязаны деятельность учителя и учащегося, где   взаимодействие двух личностей — взрослого (учителя) и ребенка (ученика) — в контексте освоения учебного материала, соответствующего программе. Важную роль в педагогическом взаимодействии  играет  взаимопонимание между учителем  и учащимися.  От того, какие отношения  складываются  между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Главные задачи учителя, как педагога – максимально адаптировать ученика к социальной жизни, обеспечить его базовым набором знаний, а также определить личностные качества, чтобы помочь ученику найти своё важное, особенное место в обществе. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, которая подразумевает наличие высокого уровня развития коммуникативных умений.

Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в себя. Чем быстрее удастся найти общий язык и взаимопонимание, тем быстрее будут достигнуты в процессе обучения цели. В доверительном, дружественном общении складывается вера детей в своего преподавателя. Она ко многому обязывает наставника, и прежде всего, он должен уметь прочувствовать духовный мир ребёнка, помочь раскрыть в каждом из воспитанников своё личное. Учитель должен не только понимать, что духовный мир ученика нельзя сводить только к усвоению знаний, но и помнить, что школьник – это прежде всего живой человек с разнообразными интересами, потребностями и мотивацией. И если учитель становится другом ребёнка, если эта дружба озарена важным интересом, стремлением к чему-то светлому, разумному, то можно говорить о рождении духовной общности ученика и учителя.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы отличаются любопытством и стремятся познавать новое, постигать мир. Все, что нужно, для того чтобы они могли раскрыть свои способности, проявить свой талант, это умное руководство со стороны взрослых – родителей и учителей. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно – познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте, когда ярко выражены личностные потребности в познании, а мотивационная сфера податлива для педагогического воздействия.

Система работы педагога по развитию творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, раскрыть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в дальнейшем в постоянной поддержке и развитии. Процесс деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся направляет их на выражение интереса к самостоятельной интеллектуальной работе, необходимость в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление и упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

Благодаря невидимым нитям, которые духовно связывали меня и моих учеников, мне посчастливилось в своей тридцатилетней педагогической деятельности много раз вовремя увидеть и раскрывать творческие способности своих учеников. Только в искреннем содружестве с детьми, в их желании познавать мир умом и сердцем, в создании каждому учащемуся ситуации успеха, получается добиться хороших результатов в разных  интеллектуальных олимпиадах, творческих конкурсах, смотрах, конференциях исследовательских проектов. Хотелось бы остановиться на последних  почетных достижениях в  моей  работе с одаренными детьми, в частности с учащимся Егеубаевым Ильясгиждуани.

Работа с одаренным учеником требует от учителя  не менее психологически затратных усилий, чем работа со слабоуспевающим учеником. Так как важно поддерживать внутреннюю мотивацию ребёнка к познанию нового, учителю приходится более детально организовывать такую деятельность на уроке, чтобы побуждать ученика к раскрытию своей креативности.

Первые победы Ильяса в районных, городских, республиканских математических конкурсах  среди учащихся 2 классов стали  для других учеников класса и гимназии примером того, что можно добиться своей цели, обладая желанием познавать новое и трудиться во благо своего развития. Далее Ильясгиждуани  уверенно двигался к новым вершинам  математического Олимпа, постоянно заполняя нашу классную копилку достижений. В четвертом классе мы рискнули с ним поучаствовать в Республиканской математической олимпиаде среди учащихся 5-6 классов. Результат превзошёл все наши ожидания: 1 место!

Эта победа явилась толчком к тому, чтобы создать команду из учащихся 2-4 классов нашей гимназии и попробовать свои силы в Республиканском математическом турнире «Бастау». В короткие сроки была собрана команда единомышленников Ильяса, так как у меня была абсолютная уверенность, что в нашей гимназии есть еще немало учащихся, влюбленных в математику.

Целью Турнира является выявление, поддержка и развитие одаренных учащихся младших школьников с ярко выраженными математическими  способностями. Ученики должны были  продемонстрировать не только свои математические навыки, но и умения работать в команде. Этот турнир тесно сплотил учеников, родителей и учителей.

Только благодаря полному взаимопониманию между  детьми, четкой организации работы наставника в моём лице  и сплоченной поддержке родителей,  ученики: Хасенов Алихан (2 класс),  Таубалды Алиби (3 класс), Егеубаев Ильясгиждуани (4 класс) завоевали почетное 1  место в командном зачёте и стали призёрами 2,3 мест в индивидуальных зачётах Турнира.

Главное, что показали результаты работы с детьми – это необходимость тесного союза заинтересованных людей в общем деле: ученика, родителя и учителя. А. С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Ученик непроизвольно становится посредником между учителями и родителями, так как оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную.

И здесь очень важны какие отношения сформируются  между педагогом и родителями ребёнка. Их общение – шаг к взаимопониманию, этап для обретения взаимного доверия и согласия, обмена духовными и эмоциональными ценностями. Перед каждым из них встаёт одна общая обязанность: любить, понимать, заботиться, принимать, поддерживать, создавать ситуацию успеха.

В наилучшем  варианте  учитель  должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса). При таком слиянии микросреды и возможны искреннее взаимопонимание, взаимная забота, взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных отношений в непосредственном окружении школьника. Именно через образовавшуюся духовную общность ученика, учителя и родителя эффективно осуществляется образовательная успешность, повышаются жизненные шансы каждого обучающегося, независимо от его индивидуальных стартовых возможностей и социального положения семьи.

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий