Значение наследия Я.А. Коменского для нравственно-духовного образования в современном мире                                     

Последние десятилетия привнесли изменения в разработку проблем духовности и нравственно-духовного образования. Это связано с новым подходом к осмыслению сущности человека, его предназначения, взаимоотношений с миром, основанных на идеях целостного понимания мира и человека, как обладающих не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой. В Казахстане эти идеи отражены в Программе нравственно-духовного образования «Самопознание», автором и вдохновителем которой является С.А.Назарбаева.

В этом плане становится важным погружение в опыт нравственно-духовного образования, который концентрируется в трудах великих педагогов-гуманистов. В данной статье будут рассмотрены педагогические идеи Яна Амоса Коменского с тех мировоззренческих позиций, в которых они были написаны, то есть с позиций признания онтологичности Духа, и признания того, что каждый человек обладает бессмертной душой. Также в статье будут выделены аналогии между идеями Яна Амоса Коменского и идеями Программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Ян Коменский (1592-1670) родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина в свое время перебрался в Моравию из Словакии и взял себе фамилию Коменский – в честь деревни Комнина, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев. В дальнейшем Ян стал пастором этой общины. Родители Яна рано умерли, и его взял на попечение епископ Ланецкий, который и дал ему второе имя Амос, что значит Любящий. Вот так все и знали Коменского как Яна Любящего.  Всей своей жизнью Коменский подтвердил это имя.

Далее рассмотрим основополагающий труд Яна Амоса Коменского  «Великая дидактика». Давайте задумаемся, почему Коменский назвал свое произведение «Великая дидактика»? Неожиданным кажется само слово «великая», неужели автор сам так высоко оценил свой труд, словно заглянул в далекое будущее? Но, прочитав его произведение, мы начинаем понимать, что он назвал предложенную им дидактику великой, потому, что не считал себя ее автором, он подсмотрел эту дидактику у самой природы! То есть сама Природа является автором Великой дидактики: «Это вполне верно: искусство не может сделать ничего больше, как только подражать природе».

Коменский доказывает это примерами. Мы видим, что рыба плавает в воде; это ей свойственно по природе. Поэтому корабли человек построил  по этой идее: вместо плавников – весла или паруса, а вместо хвоста – руль. Птица летает в воздухе; это ей свойственно. Когда человек захотел подражать птице, он должен был приделать себе крылья (соответственные столь тяжелому телу, чтоб держаться на высоте) и ими двигать.

Таким образом, Коменский делает заключение: «Из всего этого ясно, что тот порядок, который мы хотели бы принять за основную идею для искусства всему учить и учиться, не может и не должен быть заимствован ни из какого иного источника, как от самой учительницы – природы. Если это будет строго установлено, то искусственное будет идти так же легко и свободно, как легко и свободно совершается все естественное. Поэтому справедливо говорит Цицерон, что «если мы будем следовать природе – путеводительнице, то никогда не заблудимся». Наблюдая процессы, которые совершает природа, действуя то там, то здесь, я надеюсь утвердить убеждение, что таким именно образом должно и нам поступать».

В первых главах Коменский пишет о том, как важно человеку познать самого себя, познать врожденный бесконечный потенциал самосовершенствования, реализовав который человек станет «высшим, свободнейшим и совершеннейшим созданием»! И именно реализация этого потенциала должна стать целью жизни человека. Заметим, что данная цель созвучна с целью Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»: становление благородного характера и реализация бесконечного духовного потенциала человека.

В третьей главе Коменский обосновывает тезис, который является и названием главы «Настоящая жизнь есть приготовление к вечной»: «Итак, насколько верно то, что пребывание во чреве матери есть только приготовление к жизни телесной, настолько же верно и то, что телесная жизнь есть приготовление к жизни будущей, которая заключит в себе настоящую и продолжит ее в вечность. Счастлив тот, кто выносит из чрева матери хорошо устроенное тело, но в тысячу раз счастливее тот, кто уносит отсюда душу, воспитанную в добре».

В четвертой главе определяются врожденные человеку области развития, которые выделяют человека среди всех существ: образование, добродетель (нравственность, добрые нравы), благочестие: «Под именем образования мы разумеем познание всех предметов, искусств и языков; под именем добрых нравов – не только наружные приличия, но, главное, внутреннюю основу побуждений; под благочестием — то внутреннее богопочтение, посредством которого дух человека сознательно вступает в связь с высшим существом».  Подчеркнем, что под именем нравственности Коменский подразумевает не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений, что соответствует ценности Праведное поведение. Действительно, праведное поведение – это поступки созвучные внутреннему голосу совести, а не внешним правилам. Образование и благочестие – это аспекты ценности Истина, так как качествами этой ценности являются – стремление к знаниям и осознание своей высшей духовной природы.

Все же остальные качества (здоровье, красота, сила, богатство, успех, долголетие) есть только добавление и внешнее украшение для человека. Свою мысль Я.А. Коменский подтверждает примерами из природы: часы должны правильно показывать время, внешние же украшения часов имеют смысл, только если они правильно показывают время. Если же часы не показывают время, то какими бы красивыми и дорогими они не были, у них нет никакой ценности. Также и человек, каким бы красивым, богатым и успешным он ни был, если он не развивает себя в этих трех областях – образованность, добрые нравы и благочестие, то его жизнь проходит впустую, бесполезна, подобно часам, которые не показывают время.  «Итак, помянутые нами три задачи должны быть делом нашей жизни, все же остальное есть нечто побочное, препятствие, суета».

Глава пятая называется: «Семена образования, добродетели и благочестия заложены в нас от природы». Природа человеческая изначально добра и к ней мы должны вернуться, следовательно, пишет Коменский, «нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выявлять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значение всего существующего». Великий педагог называет человека «удивительным органом мудрости» и пишет: «Мудрость положила вечные основы в человеке».

Подобная идея заложена в программе нравственно-духовного образования «Самопознание»: вечные общечеловеческие ценности – это ценности, данные от природы каждому человеку, в силу человеческого рождения. Например, огонь обладает свойством горения, вода обладает текучестью. Если огонь утратит способность гореть, он перестанет быть огнем, если вода не может спокойно струиться, то она не будет больше называться водой. Каждая частица мироздания имеет свои особенности и уникальные черты. Если она утратит эти уникальные свойства, то подвергнется саморазрушению и перестанет существовать. Человек наделен общечеловеческими ценностями, которые проявляются как добродетельные качества. Когда человек не проявляет вечные ценности – Истину, Любовь, Праведное поведение, Внутренний мир и Ненасили, то человека уже нельзя будет назвать человеком и жизнь его пройдет впустую.

Я.А. Коменский показывает на примерах из природы, что мудрость заложила в человеке прочные основы, ему дана жажда к знаниям, способность переносить трудности, и даже стремление к ним. Например, доказывая, что человеку от природы свойственна гармония нравов, он пишет: «…это доказывается следующим двойным аргументом: во-первых, всякий человек наслаждается гармонией, а во-вторых, сам он также изнутри и извне есть не что иное, как гармония».

Также в данной главе Коменский выводит принцип выявления: «Дух человека, вступающего в мир, весьма удобно сравнивается с семенем или зерном… Итак, ничто не может быть внесено в человека извне, но то, что он заключает в себе в зародыше, именно это должно развиваться, раскрываться и каждое определяться тем, что оно есть. Посему то, как известно, Пифагор обыкновенно говаривал, что человеку так естественно все знать, что если бы семилетнего мальчика стали разумно спрашивать о вопросах даже всей философии, то он мог бы на все дать точный ответ».

Аналогично звучит принцип выявления в Программе нравственно-духовного образования «Самопознание»: нравственно-духовное образование – это внутреннее образование, направленное на выявление высшей духовной сущности человека, в процессе которого учитель не формирует личность под заказ общества, а лишь выявляет, раскрывает, взращивает изначально имеющийся потенциал личности учащегося.

Великий дидакт замечает, что у каждого человека внутри есть и лампада, и светильня, и масло, и огниво. Поэтому воспитаннику следует помочь зажечь свой собственный внутренний свет, а не только учить пользоваться светильниками чужих мнений.

В то же время Коменский подчеркивает, что хотя семена знания, нравственности, благочестия дает природа, но она не дает самого знания, нравственности, благочестия. Следовательно, необходим правильно организованный процесс образования и воспитания. В этом процессе в единстве должны образовываться и воспитываться (питаться) разум, воля и совесть: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, то скорее отстаёт, чем успевает». Только тогда человек будет способен осуществить цель своей жизни, а именно, стать истинно счастливым. Действительно, трудно не согласиться с Коменским, что образование, добродетель, благочестие – вот три источника самых совершенных наслаждений: «чистая совесть – непрерывный пир».

Ян Амос Коменский доказывает, что обучение и воспитание может быть легким и естественным, так как «каждая вещь не только легко позволяет себя направлять туда, куда влечет её природа, но более того, и сама охотно устремляется туда и испытывает страдание, если ей в этом помешать».

Далее великий педагог рассматривает причины, по которым современные ему школы не соответствуют своему назначению.

Во-первых, он замечает, что знания навязываются, вдалбливаются насильно, образование не является целостной совокупностью знаний, которые друг друга поддерживают, подкрепляют и обогащают, знания передаются из головы в голову, минуя сердце. «Нужно учить так, чтобы ученики, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не только чужие наблюдения и свидетельства о вещах».  Нетрудно заметить, что современная система образования страдает теми же недостатками, что и во времена Я.А. Коменского.

Во-вторых, «нигде не учат главному – нравственности и благочестию, а если и учат, то поверхностно, «никто не развивает нравов путем внутреннего преодоления страстей, но все дают лишь поверхностный очерк учения о нравственности путем внешнего определения и разделения добродетелей». 

Здесь очень важно понять и взять на заметку современным педагогам то, что нравы развиваются только путем внутреннего преодоления страстей, а не через внешнее определение и обучение.

Двадцать третья глава посвящена описанию метода нравственного воспитания. Идеи Коменского, представленные в этой главе, являются особенно актуальными для современного нравственно-духовного образования, поэтому рассмотрим эту главу подробнее.

В воспитании Коменский выделяет четыре основные добродетели: благоразумие (мудрость), умеренность, самообладание  и справедливость. Все четыре добродетели связаны с развитием разума ученика.

Благоразумие юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство. «Пусть дитя влечется к тому, что правильно, бежит от того, что ложно, так чтобы привычка к правильному образу действий сделалась почти его второй природой». В Программе нравственно-духовного образования «Самопознание» это качество называется умением различать между истинным и ложным, вечным и временным, полезным и вредным.

Умеренности следует обучаться на протяжении всего времени обучения, соблюдая умеренность во всем: в пище и питье, сне и бдении, в труде и отдохновении, в разговоре и в молчании.

Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: «Ничего лишнего», дабы везде можно было охранить себя от пресыщения и отвращения.

Самообладанию юноши обучаются, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишествам. Основанием для этого будет приучение их делать всё разумно и ничего не делать в порыве и с необузданностью. Человек – разумное существо, поэтому пусть приучается он руководиться разумом и перед каждым действием спрашивать себя: что, почему и как что-нибудь сделать правильно, дабы человек воистину был хозяином своих деяний. А так как дети еще не готовы для такого столь обдуманного и разумного поведения, то будет в высшей степени полезно, при воспитании самообладания и власти над самими собой, приучать их исполнять больше волю других, чем собственную, именно во всем и немедленно повиноваться старшим.

Виды самообладания, особенно необходимые для юношества, это  благородное прямодушие и преодоление трудностей. Так как добродетель развивается посредством дел, а не посредством речей, то благородное прямодушие вызывается частым обращением с почтенными людьми и исполнением даваемых ими поручений.

Справедливости учатся, никого не оскорбляя, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность. Родственную справедливости добродетель – расположение и готовность служить другим необходимо вселять в юношество, прежде всего. Очень важно «объяснять юношеству назначение нашей жизни, а именно, что мы рождаемся не для самих себя, но и для Бога и для ближнего, то есть для всего рода человеческого. Исходя из этого убеждения, каждый уже с детства пусть привыкает подражать богу, ангелам, солнцу и другим, более благородным созданиям, то есть оказывать пользу возможно большему числу людей». 

В заключение можно выделить следующие рекомендации Яна Амоса Коменского по нравственно-духовному воспитанию.

  1. Добродетель взращивается посредством дел, достойных уважения, но не посредством болтовни.
  2. Без примера ничему не выучишься.
  3. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  4. Необходимо развивать разум ученика через воспитание благоразумия, умеренности, самообладания и справедливости.
  5. Развивать благородные качества только путем внутреннего преодоления страстей, а не через внешнее определение и обучение.
  6. Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  7. Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными. Книги – это инструмент взращивания мудрости.
  8. Объяснять юношеству назначение нашей жизни, а именно, что мы рождаемся не для самих себя, но и для Бога и для ближнего, то есть для всего рода человеческого.
  9. Ничто притворное не может быть продолжительным.
  10. «Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство взращивать нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей». Вполне удовлетворяющей своей цели школой называю я такую школу, которая есть истинная мастерская гуманности, то есть в которой дух учащегося погружается в сияние мудрости, успешно стремится проникнуть во все сокровенное и явное, где сердце и его стремления достигают полной гармонии с добродетелью».

 Гульжан Омарова, ведущий научный сотрудник Национального института гармоничного развития человека

 

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий