Чтобы не остаться позади, надо идти только вперед!

Сегодня наша страна ставит перед собой новые масштабные задачи по социальной модернизации, форсированной инновационной индустриализации и взаимовыгодной экономической интеграции. В условиях глобальной нестабильности обеспечивать самих себя всем самым необходимым – уже не просто желание общества, но необходимость, поэтому сомнений в важности подготовки последующих поколений высококвалифицированных технических кадров просто нет.

Казахстану нужны свои опытные авиаконструкторы, нефтяники, механики, первоклассные летчики-испытатели, программисты, строители. Как раз на это совсем недавно обратил внимание казахстанцев Глава нашего государства К.-Ж.Токаев: «Нам сейчас нужно поставить образование на технические рельсы. Казахи, молодые казахи должны быть «технарями». Это мое глубокое убеждение».

Понятно, что реализовать намеченное в будущем придется инженерам, технологам и рабочим, которые сегодня учатся в школах, колледжах и вузах. И вот здесь немаловажная роль также принадлежит развитию технического творчества детей в системе дополнительного образования, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства.

Как известно, одним из эффективных средств приобщения учащихся к техническому творчеству являются занятия в кружках и секциях на станциях, в центрах технического творчества детей, во Дворцах и Домах школьников, в других детских организациях. Сегодня в республике 210 Дворцов, домов школьников, центров развития, 20 станций юных техников, свыше 500 дворовых клубов, где ребята учатся креативно мыслить, решать проблемы и задачи, работать в команде. Эти учебные заведения нацелены на решение задач развития, воспитания и профориентации будущих квалифицированных кадров для реального сектора экономики страны.

Как правило, все значимое и большое начинается с малого. А начальные ступеньки в мир техники уже сегодня открыты во многих центрах и станциях дополнительного образования.

Воспитание юных техногениев мы наблюдаем во многих внешкольных организациях нашей страны.

Так, например, модернизированный в прошлом году ЦЕНТР КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗЕРЕК», известный в Восточно-Казахстанской области, как Станция юных техников, обеспечивает занятость  800 школьников города. В образовательной зоне сегодняшнего Центра креативного образования – 14-квантумов (лабораторий) и hi-tech цеха: IN – квантум, робоквантум, промробоквантум, промдизайнквантум, энерджиквантум, аэроквантум, космоквантум, VR/AR квантум (дополненный и виртуальной реальности), автоквантум, биоквантум, геоквантум, медиаквантум, квантогейм, студия дизайнерского мастерства и «Школа бизнеса». Все лаборатории оснащены станками ЧПУ (числовым программным управлением) и компьютерной техникой. Когда-то об этом и мечтать не могли. Дух захватывает! А сегодня юные робототехники осваивают оборудование виртуальной реальности, в STEAM-лаборатории они проектируют автомодели, причем не только стендовые и радиоуправляемые, но и программируемые на базе платформы Arduino.

Сегодня Центр креативного образования – это вводный курс для будущих студентов вузов, площадка для дуального обучения студентов Восточно-Казахстанского университета имени С. Аманжолова.

ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА НУР-СУЛТАН с его 38 филиалами в школах столицы – это место, где более 3 тысяч детей могут окунуться в мир фантазии и творчества в 17 кружках (авто, судо, авиамодельный, робототехника, юный рационализатор, технический дизайн и др). Это сказка, которая превращает самые тайные мечты юных «кулибиных» в явь с помощью рук, нехитрых приспособлений, терпения и помощи педагогов. На занятиях ребята самостоятельно программируют, учатся паять электрические схемы и разрабатывают проекты. Для развития технического творчества и вовлечения детей и молодежи столицы к конструкторско-изобретательской деятельности в п. Железнодорожный открыт новый филиал Центра «ТЕХАЛЕМ».

Главным предназначением ШКОЛЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. КОСТАНАЯ, которую сегодня посещают около 500 ребят от 6 до 18 лет, остается воспитание юных творцов-техников. Образовательные программы ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности.

Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

Занятия в объединениях также дают возможность углубленного изучения таких предметов, как физика, математика и информатика.

В Школе технического творчества  открыт кабинет цифровых технологий, способный дать возможность нашим ребятам развиваться на качественно новом уровне. Набирает обороты популярности ежегодный городской конкурс по робототехнике «Инженеры будущего», в котором принимают участие школьники города.

Техническим островком для 500 ребят в возрасте от 3 до 18 лет, желающих научиться мастерить, изобретать, является  СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА САРАНЬ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Здесь все, как у взрослых, только в миниатюре. Кружковцы настолько увлечены и поглощены любимым делом, что порой забывают о времени. На занятиях кружков «STEM лаборатория» и «Основы электротехники» мальчики и девочки учатся самостоятельно программировать, паять электрические схемы, составлять проекты.

Вот уже на протяжении двух лет на станции действует интернет-лаборатория «Магия науки» с ее познавательными, яркими занятиями, экспериментами, лекциями и играми для детей в возрасте от 5 до 15 лет. Станция юных техников  – инициатор ежегодного проведения Недели науки и техники, Выставки технического творчества юных, городских и региональных соревнований по робототехнике, соревнований по картингу и городских конкурсов научно-проектной деятельности учащихся.

ШКОЛА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ГОРОДА ТЕМИРТАУ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ – это увлекательный мир, доступный каждому ребенку, это дорога в мир будущих профессий! Никаких скучных лекций и нудной зубрежки, только интересные задания и практическая работа в группах. IT- технологии, знакомство с системой трехмерного моделирования, методами и правилами выполнения 3D объектов, изучение программ Tinkercad, Google SketchUp, Autodesk 123d Design, изучение основных принципов программирования на языках HTML 5, JavaScript, CSS, овладение технологией разработки web-приложений, автомоделизм – все это пользуется большой популярностью у более 300 ребят-кружковцев. Развитие критического мышления не может происходить без умения творить и создавать что-либо своими руками. Именно на занятиях кружка «Начальное техническое моделирование» мальчишки и девчонки учатся держать в руках, моделировать несложные модели, а вот в Клубе технического конструирования уже создают свои макеты. Развитие технического мышления не может происходить без «покорения водной глади». «Клуб судомодельного спорта» имеет спортивно-техническую направленность, ориентирован на приобретение знаний, умений и навыков в судомоделировании. В Школе технического творчества есть и творческие мастерские «Ұлттық өнер» и «Ажур», в которых ребята учатся читать нехитрые схемы и чертежи, создавать игрушки и предметы быта.

И таких примеров немало. Подобные инновационные площадки дают возможность нашим детям  реализовать свой творческий потенциал, воплотить смелые идеи в области научно-технического творчества.

В то же время вызовы современного общества заставляют нас сегодня по-новому взглянуть на возможности и пути развития научно-технического творчества детей и молодежи. А это предполагает активизацию процесса перехода от старой модели в ее новое качественное состояние.

Речь идет о переформатизации деятельности крупных Дворцов (дома, центры и др.) школьников, модернизации станций и центров технического творчества детей по образцу Центров креативных технологий других стран. При этом обучение должно быть организовано по направлениям дополнительного образования с учетом интересов детей (анимация, разработка игр, веб-разработка и цифровые средства массовой информации, экология, танцы, пение, спорт, музыка, художественное, техническое творчество).

Промдизайн и авиамоделирование, робототехника и IT, БИО и НАНО-технологии – далеко не полный перечень направлений, в изучение которых смогут погрузиться школьники в детских технопарках, бизнес-инкубаторах, исследовательских площадках и интерактивных лабораториях. На базе наших крупных дворцов школьников уже сегодня открыты 33  технопарка и 25 бизнес-инкубаторов.

В настоящее время новое развитие переживает прикладная наука. В связи с этим для любого работодателя важно, чтобы в их лаборатории и цеха пришли мотивированные специалисты. Но при этом нужно помнить, что цикл подготовки специалистов занимает не один год. Многие наши внешкольные организации стараются найти и удержать квалифицированные педагогические кадры, пытаются обеспечить свои внешкольные организации 3Д принтерами, уникальными роботами, станками с ЧПУ, устройствами для погружения в виртуальную реальность и прочее. Как правило, средств для полного комплекта оборудованием не всегда хватает, да и специалистов еще надо поискать. А вот удержать интерес обучающихся одними 3Д очками или 3Д принтерами в течение целого учебного года вряд ли удастся. Возникает вопрос: что необходимо предпринять для того, чтобы вовлечь как можно больше ребят в научно-техническое творчество?

Для этого нам предстоит разработать новое поколение программ дополнительного образования, подготовить соответствующие кадры, продумать новую систему мотивации школьников и их наставников.

Немаловажным является и объединение усилий крупного бизнеса, социальных предпринимателей и государства по созданию современных образовательных комплексов для детей, где они смогут решать реальные кейсы и задачи по перспективным естественно-научным и техническим направлениям, смогут выбирать профессии, связанные с искусством, информатикой, механикой и другими инженерными специальностями.

Уверена, что сегодня у нас есть отличный шанс создать  образовательное поле деятельности креативно мыслящих молодых людей, людей нового поколения, профессионально ориентированных.

Раиса Шер, директор РУМЦДО МОН РК

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий