Полевое исследование 50 школ Атырауской области

Пятьдесят первых шагов к успеху

Как отмечает ОЭСР, образование должно развиваться, чтобы продолжать выполнять свою миссию по поддержке развития человека как личности, гражданина и профессионала. В сложном и быстро меняющемся мире это может потребовать реорганизации формальной и неформальной учебной среды, а также переосмысления содержания образования и методов обучения.

Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы в траекторию развития сферы образования, открыв новые вызовы и проблемы, касающиеся инфраструктуры, качества знаний, экосистемы школ.

Данные национальной статистики и международных сопоставительных исследований ряда лет говорят об отставании качества образования Атырауской области от среднестрановых показателей.

В соответствии с этим в 2021 году акиматом области инициирован проект «Содействие развитию системы образования Атырауской области».

Управлением образования Атырауской области для проведения комплексного диагностического исследования определены 50 общеобразовательных школ с различными языками преподавания (33 с казахским языком обучения, 3 – с русским, 14 – с обучением на двух языках) и местоположением (29 – сельские, 21 – городские).

Для проведения комплексного полевого исследования 50-ти школ Атырауской области АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (АОО) создана Проектная группа из 125 специалистов разных направлений (ученые, разработчики, педагоги-практики, аналитики, методисты, психологи, медики, строители и другие), которые одновременно работали в исследуемых школах. Кроме того, привлечены международные эксперты ЮНФПА, ЮНИСЕФ, Всемирного Банка.

Особенность и продуктивность полевого исследования системы образования Атырауской области заключается в том, что все виды диагностики и исследований проводились посредством изучения их в естественных условиях, не ограничиваясь кабинетным анализом, и были направлены на решение практических задач региона.

Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами, на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы. Основные достоинства использования первичной информации: данные собираются в строгом соответствии с точными целями исследовательской задачи; методология сбора и обработка данных строго контролируются.

Полевое исследование, проведенное специалистами АОО, отличается высоким уровнем статистической точности, ресурсоемкостью и сжатыми сроками исполнения, определения факторов, требующих доработки, и четких обоснованных подходов для решения задачи по улучшению образовательной среды и повышению качества образования.

Для получения более качественных результатов были разработаны инструменты с использованием качественных и количественных методов исследования, отобраны и предложены наиболее актуальные индикаторы и формы сбора данных в рамках системы образования региона.

Комплексно в неотрывной связи проводились диагностика и анализ состояния образовательного процесса общеобразовательных школ региона, через мониторинг учебных достижений учащихся, диагностику профессиональных затруднений и потребностей педагогов, школьного климата, использование образовательных ресурсов, библиотеки и инфраструктуры школ (материально-техническое состояние, оснащенность и обеспеченность учебными ресурсами, электронные образовательные платформы, питьевой и тепловой режимы и другое).

В рамках полевого исследования изучены качество знаний учащихся за пятилетний период, результаты ЕНТ, качественный состав педкадров, проведены анкетирования, опрос учителей, администрации, учащихся 8-11 классов и родителей, фокус-группы с учителями и директорами школ, учащимися и их родителями по направлению школьного климата и благополучия школьников.

При этом выявлен ряд аспектов, которые требуют улучшения, например, качество знаний за последние 5 лет во всех школах остается на слабом уровне, наблюдается резкое снижение качества образования учащихся при переходе из начальной школы в основную, стабильное снижение доли отличников и хорошистов с переходом в класс выше, с пропорциональным ростом доли троечников. Снижение качества образования происходит в основном за счет предметов естественно-математического цикла, преподавание которых начинается в основной школе. Наблюдается значительный разрыв в качестве знаний между городом и селом.

Исследование вопросов кадрового потенциала включало анализ качественного состава педагогических кадров (по уровням квалификации, возрастному составу, стажу, категориям, учебной нагрузке, образованию, прохождению курсов повышения квалификации и так далее). Изучены профессиональные потребности педагогов в творческой и комфортной обстановке, проведено наблюдение уроков с предоставлением обратной связи и методических рекомендаций по улучшению школьной практики педагогов.

На качество образования влияют разные факторы и один из важных – уровень материально-технической базы школы и рациональное использование ресурсов. В связи с этим инфраструктура школ была рассмотрена через изучение состояния зданий, осмотр и оценку текущей ситуации инженерных коммуникаций. Анализ школьной инфраструктуры позволил определить, что в трех школах имеются пришкольные интернаты; в 14-ти школах (28%) введено инклюзивное образование; в 21-й школе функционируют мини-центры для обучения детей с 3-х лет; в 50-ти школах имеются 90 зданий и помещений, в том числе 64 учебных здания

Результаты исследования показывают, что в школах благоприятная атмосфера для обучения и сотрудничества, высокий уровень оценки деятельности школы со стороны родителей и учащихся. Тем не менее, очевиден дефицит качественного дополнительного образования – каждый четвертый родитель оценивает его на «удовлетворительно» и «очень плохо». В школах также наблюдается низкая осведомленность учащихся о возможных перспективах высшего образования и трудоустройства.

Полученные в результате полевого исследования данные позволили провести анализ выявленных в школах пробелов в успеваемости и качестве знаний, оценить уровень сотрудничества и взаимодействия в школе, вовлеченность родителей в учебный процесс, а также увидеть профессиональные потребности педагогического персонала.

Для наращивания потенциала педагогов региона была подготовлена аналитическая группа (60 человек) из числа сотрудников образования Атырауской области, которые обучены навыкам проведения исследований организаций среднего образования по аналитическому, статистическому и управленческому направлениям. Аналитическая группа обучена использованию доступных данных для анализа и интерпретации итогов международных исследований PISA, TIMSS, PIRLSS, ICILS, TALIS, PIACC и национальных тестирований относительно влияния образовательной среды на успеваемость учащихся и общий климат в школе. На практике члены группы провели сопоставительные сравнения результатов Атырауской области с данными по Республике Казахстан.

Аналитической группе рекомендовано для улучшения состояния и качества образовательного процесса проводить на постоянной основе мониторинг учебных достижений учащихся, анализ результатов ЕНТ, принимать во внимание данные результаты при аттестации педагогов области.

В дальнейшем члены аналитической группы будут проводить мониторинг и исследование школ области и содействовать развитию потенциала педагогов для создания критической массы, которая будет способствовать продвижению инновационных идей и реализации позитивных изменений в системе образования региона.

Для 50 школ подготовлены 64 аналитических отчета с выводами и рекомендациями для руководителей и педагогов, по школе и классам, которые необходимо изучить и проработать для искоренения причин низкого качества образования в соответствии с представленными в отчете данными, выводами и рекомендациями, которые являются частью комплексного подхода к повышению качества образования и разработке плана развития организации образования.

Формат сотрудничества АОО и Атырауской области был плодотворным и взаимовыгодным для всех участников полевого исследования. Мы надеемся, что этот опыт позволит развивать и масштабировать аналогичные проекты в других регионах страны, так как возможности методологических разработок АОО многогранны.

Реализация проекта еще покажет результаты, но достижения, которые мы имеем уже сегодня, можно считать положительными.

Айгуль КАЗЖАНОВА,
Управляющий директор АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий